Екатерина Горохова
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Весёлые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие
руки с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Проблема:
Низкий уровень развития мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Краткое описание проекта.
Публикация «Педагогический проект по развитию мелкой моторики „Весёлые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Цель проекта : развивать мелкую моторику рук детей в процессе пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Вид проекта : игровой; краткосрочный.
Авторы: Горохова Е. А.
Сроки реализации: 9 января – 28 февраля 2014 года
Участники проектной деятельности : воспитатели, родители, дети 1 младшей группы «Бегемотик».
Обеспечение проекта : картотека пальчиковых игр; картотека игр на развитие мелкой моторики; планшет для рисования песком; пособия к дидактическим играм и упражнениям: «Выкладывание ёлочек из треугольников», «Выкладывание домиков из геометрических фигур», «Накорми снеговика», «Весёлые прищепки», «Мягкие вкладыши»; «Разложи по тарелочкам», «Разрезанные картинки», «Собери картинку».
План реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Задачи: 1. Создать условия для реализации проекта.
2. Привлечь родителей к участию в подготовке и реализации проекта.
1. Подбор методической литературы, картотек пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук. Декабрь 2013 г.
2. Составление конспектов, консультаций для родителей. Декабрь 2013
3. Ознакомление родителей с темой и содержанием проекта, со сроками реализации. Декабрь 2013 г.
4. Привлечение родителей к изготовлению книжек – самоделок с пальчиковыми играми для группы. Декабрь 2013 г.
2 этап Реализация
Задачи: 1. Формировать произвольные, координированные движения пальцев рук детей.
2. Активизировать словарь детей в процессе расширения представлений об окружающем мире в соответствии с лексической темой.
3. Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии ребенка и приобщить их к пальчиковым играм с ребенком в условиях семьи.
4. Выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.
1. Пальчиковые игры «Зимние забавы», «Снежок» 9-16 января
2. Пальчиковые игры «Зимняя прогулка», «Одежда» 17-24 января
3. Пальчиковые игры «Сорока - белобока», «Дятел» 25-31 января
4. Пальчиковые игры «Мои игрушки», «Помощник» 3-10 февраля
5. Пальчиковые игры «Строим дом», «Много мебели в квартире» 11-19 февраля
6. Пальчиковые игры «Котята», «Домашние птицы» 20-28 февраля
7. Игры на развитие мелкой моторики рук «Накорми снеговика», «Выкладывание ёлочек из треугольников» 9-16 января
8. Игры на развитие мелкой моторики рук «Весёлые прищепки», мягкие вкладыши «Одежда» 17-24 января
9. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разложи по тарелочкам», «Весёлые прищепки» 25-31 января
10. Игры на развитие мелкой моторики рук Пазлы «Собери картинку», «Разложи по тарелочкам» 3-10 февраля
11. Игры на развитие мелкой моторики рук Мягкие вкладыши «Дом», «Выкладывание домиков из геометрических фигур» 11-19 февраля
12. Игры на развитие мелкой моторики рук «Разрезанные картинки», рисование песком «Следы» 20-28 февраля
13. Изготовление родителями книжек – самоделок с пальчиковыми играми. 25-28 февраля
14. Индивидуальные тематические беседы и консультации с родителями 9 января –28 февраля Воспитатель
15. Консультация для родителей «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» 9-31 января
16. Консультация для родителей «О шнурках и их пользе» 1-28 февраля
3 этап Заключительный
Задачи: 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Совершенствовать уровень включенности родителей в работу детского сада.
1. Оформление картотек игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук. 25-28 февраля
2. Выставка книжек – самоделок с пальчиковыми играми в группе. 25-28 февраля
3. Проведение развлечения с участием родителей «Путешествие в зимний лес» 25 февраля
4. Оформление презентации проектной деятельности (освещение опыта работы). 25-28 февраля
Приложения
Приложение 1.
Пальчиковые игры.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
«Снежок»
1, 2, 3, 4,Сжимаем и разжимаем пальчики
Мы с тобой снежок слепили.
«Лепим» снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Показать
Но совсем-совсем не сладкий.
Погрозить пальчиком
Раз - подбросим, два - поймаем,
Показать
Три - уроним и сломаем.
Потопать ножками
«Сорока-белобока»
(русская народная потешка)
Сорока – белобока,
Круговое движение указательным пальцем одной руки по ладони другой
Кашку варила,
Деток кормила,
Загибание пальцев, начиная с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Показывая на большой палец
А этому не дала.
Поглаживая его, говорят
Он дров не рубил,
Воду не носил,
Печку не топил,
Кашку не варил.
Ничего не получил!
Двигая большим пальчиком вперёд - назад, сгибая - разгибая
Вот он ходит – воду носит,
Дрова рубит,
Печку топит,
Кашу варит.
Вот какой молодец.
Поглаживая большой палец
Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Дятел дерево долбит:
Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит
Стук-стук-стук.
Смена рук.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Я надену сапоги,
Показываем на ноги, туловище, голову.
Курточку и шапку.
И на руку каждую
Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.
Натяну перчатку.
Смена рук.
«Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Загните мизинец левой руки указательным
пальцем правой руки
Я надену шапку,
Загните безымянный палец
Я надену шарфик
Загните средний палец
И еще платок,
Загните указательный палец
А потом красивые,
Загните большой палец
Крошки-рукавички
На ручки натяну.
Сжать кулак
Вот сколько теплой одежды мы одеваем зимой, чтобы не замерзнуть
«Мои игрушки»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,
Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх
и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,
Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца,
остальные прижать к ладони.
Это пёс.
Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс.
Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка,
Моет вилку, чашку, ложку,
Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран.
Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.
«Строим дом»
Строим, строим, строим дом
Будет всем уютно в нем.
Стучать кулачок об кулачок
Строим крышу и окно
Соединить ладони домиком и окошком
Будет в домике светло.
Сжимать и разжимать пальцы рук над головой
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
Ритмично сжимать и разжимать кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
Загибать пальчики, начиная с большого, на каждое название мебели.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.
«Котята»
Все котята мыли лапки:
Трем ладошкой о ладошку, показываем, как моют руки
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки:
Трем ушки и животик
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову
Вот так! Вот так!
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.
У каждой мамы малыши,
Все красивы хороши!
Показать все пальчики, «играя» ими
Приложение 2
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Накорми снеговика»
Цель: научить детей различать и называть цвета; проталкивать мелкие предметы в отверстия; развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: предложить ребёнку накормить снеговиков цветными «конфетами» (пуговицами, подобрав их по цвету одежды (жёлтый, зелёный, синий, красный).
«Выкладывание ёлочек из треугольников»
Цель: выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников, используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.
«Весёлые прищепки»
Цель: учить детей различать и называть цвета; развивать мелкую моторику и координацию движений.
Ход игры: предложить ребёнку надеть иголки на ёжика.
Мягкие вкладыши
Цель: учить детей различать и называть цвета; развивать мелкую моторику и координацию движений.
Ход игры: вложить вкладыш в соответствующее место в рамке, подобрав его по размеру и логике.
«Разложи по тарелочкам»
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: предложить ребёнку из ёмкости, в которой перемешаны горох и рис, выбрать и разложить по разным тарелочкам крупы.
Пазлы «Собери картинку»
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Ход игры: Дети составляют по 4 картинки, объединенные одной темой, из 2-х, 3-х частей, называют предметы.
«Выкладывание домиков из геометрических фигур»
Цель: выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников, используя приём наложения каждой фигуры на её контурное изображение.
Рисование песком «Следы»
(планшет для рисования песком)
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Ход игры: Дети рисуют на песке следы птиц.
«Разрезные картинки».
Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.
Ход игры: Дети составляют картинку из 3-х частей- голова, туловище, хвост, называя при этом все части.