Ирина Веткина
Педагогический проект по повышению мотивации обучения обучающихся на уроках русского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Актуальность исследования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заин-тересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Публикация «Педагогический проект по повышению мотивации обучения обучающихся на уроках русского языка и литературы» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Всем известно, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности в них. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Как мотивировать познавательную деятельность школьников? «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л. С. Выготский. Другой известный психолог А. Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает». Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека
Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Мотивацию питает и поддерживает конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема: не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Объект исследования: мотивация обучения русскому языку и литера-туре.
Предмет исследования: использование различных стимулирующих методов и приемов к повышению мотивации обучения русскому языку и литературе.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные пути, методы и средства повышения познавательной мотивации обучения русскому языку учащихся.
Задачи исследования:
1. Исследование проблемы учебной мотивации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучение значения мотивации при обучении русскому языку и литературе в школе.
3. Рассмотреть различные методы и приемы обучения русскому языку и литературе как условие рациональной организации усвоения предмета.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что формированию познавательной мотивации обучению русскому языку способствует использование активных методов обучения : проблемных, исследовательских, игровых и применение ТСО.
Научная новизна исследования заключается в применении на практике комплекса методов организации процесса обучения русскому языку при различных формах его реализации.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что разработан комплекс педагогических и методических средств, влияющих на процесс формирования у школьников положительной мотивации обучения русскому языку и литературе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке упражнений и педагогических приёмов для развития мотивации на уроках русского языка и литературы.
Основная часть
1. Диагностический этап.
В начале 2017-2018 учебного года были проведены диагностические мероприятия по определению уровня учебной мотивации.
1. «Методика для диагностики учебной мотивации школьни-ков (методика М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой).
2. «Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса» М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. М
2. «Изучение отношения к учебным предметам (автор Г. Н. Казанцева)
3. Определение качества обучения по русскому языку и лите-ратуре за 3 года
Класс Качество обучения
по русскому языку Качество обучения
по русской литературе
2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год 2017-2018 уч. год 2015-2016 уч. год 2016-2017 уч. год 2017-2018 уч. год
5 3,8 4,0
6 3,8 4,0
9 3,7 3,8
10 3,8 4,0
11 4,0 4,3
Выводы: По данным диагностикам видно, что учебная мотивация на среднем и ниже среднего уровня. Очень высокого уровня мотивации нет. Учебно-познавательные мотивации сформированы у 1/5 обучающихся. А средние баллы обучения не имеют ощутимой положительной динамики.
2. Практический этап (2018-2019 уч. год)
Практическое применение различных форм обучения для повы-шения мотивации на уроках русского языка
2.1. Внедряю новые образовательные технологии:
• Технология проблемного обучения.
• ИКТ – технология
• Групповые технологии
Технология проблемного обучения
Цель применения образовательной технологии: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать не-стандартные проблемы. Мои обучающиеся умеют задавать вопросы, пыта-ются ставить проблемы, отсекают второстепенное, выделяют главное и нуж-ное;проблемное обучение активизирует мыслительную деятель-ность;способствует развитию личности ребенка, выявлению его творческих возможностей;
ИКТ- технологии.
Цель применения: развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности. Поиск информации, умение грамотно применять Интернет, обработка и выдача творческого результата - творческой работы. Составление обучающимися презентаций и умение их представлять. ИКТ позволяет повысить интерес учащихся к предмету, повысить успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос учащихся, дает возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; рост уровня мотивации;
Проектная деятельность.
Цель применения: развитие творчества, познавательной активности, са-мостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Формируется критическое и творческое мышление учащихся; ребята учатся работать с информацией; способствует овладению основными ключевыми компетенциями; развивается способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, ситуаций; школьники приобретают навыки работы в команде.
Групповые технологии.
Цель применения: обеспечение активности учебного процесса, достиже-ние высокого уровня усвоения содержания. Групповая работа рассчитана на достижение решения той или иной проблемы (задачи). Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для воз-никновения коллективной познавательной деятельности.
2.2 Активные методы обучения
Средством повышения мотивации учеников выступают активные фор-мы обучения русскому языку. Одним из наиболее употребляемых на уроках русского языка активных методом является метод построения алгоритмов почти по всем темам, в частности этот метод используется при подготовке к единому государственному экзамену. Алгоритм никогда школьники не учат и не рассказывают, как это делается в других методических системах. Он запоминается в ходе решения правописных задач. Алгоритм служит тренировкой интеллектуальных способностей, повышает успешность обучения, закрепляет уверенность в себе. Следуя принципам индивидуализации обучения, даю для «шустриков» карточки с целесообразными дифференцированными заданиями.
Урок-аннотация. Проводим в старших классах при изучении творче-ства поэтов, которые вызывают наибольший интерес у школьников (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, В Высоцкий). Учащиеся дают общую оценку сборника стихов современного поэта и подтверждают своим комментарием к стихотворениям. Затем составляют, как правило, в группах аннотацию, обсуждаем, корректируем, а по завершении собственной работы читаем критические статьи о сборнике.
Урок-отрицание, или игра «Корректор» С целью развития речи учащихся, критического мышления, исследовательской активности, подбираю задания, в большую часть которых закладываю ошибки. Учащиеся выполняют их под копирку. После выполнения заданий один лист учителю отдается на проверку, а на втором коллективно, по парам или в группах под руководством учителя или при помощи консультантов выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок, при этом ученики должны аргументировано отрицать то, что считают ошибочным.
Деловая игра "Точка зрения". Оппоненты - группы учеников, от-стаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели - учитель с нескольки-ми помощниками. Две группы учеников доказывают правильность проти-воположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох. Я провожу подобное занятие на тему «Павел Вла-сов: герой или анти герой?»
До игры ученики подбирают необходимые цитаты, критическую лите-ратуру, письма, статьи. Во время игры: 1. Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников; 2. Группы вступают в диспут; 3. Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение.
Дискуссия. Данные уроки способствуют развитию устной речи, ак-тивизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оп-понента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе. Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы выбранная проблема: имела различные решения; была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом); требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности; имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Главной целью дискуссии является рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суж-дений, решении заданий.
Языковые игры. На разминках, зачётах, на этапе актуализации субъ-ектных знаний проводим подобные игры. Они повышают мотивацию обучения школьников, позволяют сделать уроки живыми, интересными, познавательными. В нашей практике «прижились» такие языковые игры : «перевёртыши», «замени синонимом», «составь слово, предложение», «буриме».
Использование этих активных форм, их результативность проявляется и при написании творческих работ, виды которых крайне разнообразны.
• на основе музыкальных впечатлений
Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, на-пример, из произведения «Зима» А. Вивальди, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Ка-кое состояние природы я представил себе, слушая музыку?», «Что я увидел, слушая музыку.», «Музыкальные фантазии». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».
• на основе читательских впечатлений
Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.
• на основе жизненных впечатлений
Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе», «Мой сверстник» и т. п.
• на основе фантазийных впечатлений
Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, в том случае, если эти мечты не носят интимного ха-рактера.
• по форме ЕГЭ
Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7-го класса – главным образом сверстниками. Поэтому для них очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя. Безусловно, учитель-филолог должен заботиться о многообразии выбора предложенных тем, чтобы у учащихся была возможность выразить свои жизненные впечатления и проявить творческий потенциал.
2.3. Приемы (Эмоциональные, познавательные, волевые, социальные) :
1. Рифмованное приветствие в начале урока
2. Философские этюды
3. Грамматические сказки
4. Восстановить слова
5. «Слово в мешке»
6. «Семь раз отмерь – один отрежь»
7. Приём «Комплимент»
8. Загадки
9. Кроссворды
3. Обобщающий этап. (2019-2020 уч. г.)
На данном этапе будут подведены итоги работы моей деятельности над повышением мотивации обучения :
• Проведение повторной диагностики на определение учеб-ной мотивации Матюшиной. М. В. и М. И. Лукьяновой, Н. В. Кали-ниной. М
«Изучение отношения к учебным предметам (автор Г. Н. Казанцева)
• Периодическое отслеживание качества обучения по рус-скому языку и литературе. (по четвертям, в конце года)
• Отслеживание и анализ результатов ВПР и ГИА.
• Оформление результатов работы по теме самообразования.
• Представление материалов на образовательном портале в сети Интернет, в методических пособиях ШМО.
• Участие на различных семинарах. Конференциях, форумах.
4. Внедренческий этап
(В ходе дальнейшей педагогической деятельности)
1. Использование опыта самим педагогом в процессе даль-нейшей работы.
2. Распространение опыта.
5. Ожидаемые результаты
• Повышение уровня активности в учебно-познавательной дея-тельности;
• позитивная динамика качества знаний;
• высокая степень удовлетворенности субъектов образовательного процесса.
6. Предполагаемый состав участников проекта
1. Обучающиеся
2. Учитель
3. Педагог-психолог
4. Классный руководитель
5. Администрация ОО
Заключение.
Известный психолог А. Н. Леонтьев говорил, что под мотивацией он понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности» И деятельность эту можно стимулировать различными приемами в учебном процессе. Я считаю, что стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. Именно тогда познание и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании. В данный момент я нахожусь на основном этапе реализации своего проекта, вижу, что он дает положительные результаты, поэтому работу над ним буду продолжать. «Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон!»- считал Симон Львович Соловейчик.
Источники информации
1. Городилова Г. Г. Обучение речи и технические средства. – М. : Наука, 1979.
2. Леонтьев А. А. Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. – М. : Издательство МГУ, 1971
3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. – М. : Знание, 1979.-46с. – (Педагогика и психология; №2).
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 1982
5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. : Педагоги-ка, 1972.
6. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения : Книга для учителя. М. : Просвещение,1990
7. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Пси-хология и педагогика, 2, 1979г.
8. Немов Р. С. Психология. Учебник. М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995
9. Щукина Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 1979.
10. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Просвещение,1971.