Ольга Малафеева
Педагогический проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина — я здесь родился и живу»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители.
Срок реализации: январь - май
Проблема: формирование представлений об окружающем мире, социально-коммуникативных навыках, нравственно-патриотических чувствах и эмоциях
Пояснительная записка
Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», то есть знакомя детей прежде всего с особенностями своей социокультурной среды - культурным, социальным своеобразием своего родного края. Детям необходимо знать уклад жизни, культуры, историю своего народа, что поможет им в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. В связи с этим, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности в настоящее время приобретает все большее общественное значение. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, современные исследователи делают особый акцент в патриотическом и гражданственном воспитании на национально-региональном компоненте - приобщении детей к воспитанию у них любви к культуре малой Родины, ее природе, родному дому. Педагог в этом процессе выступает носителем культурных ценностей, выступая ключевой фигурой в их
передаче от старшего поколения к младшему.
Актуальность
Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Чувство Родина. оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Цель и задачи проекта.
• Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе
исторических и природных -особенностей родного края.
• Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края,
толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие
творческих способностей.
- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам
Отечества.
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: чтение х/л, познание окружающего мира, коммуникация, социализация, художественное творчество, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями.
Предполагаемый результат:
Наличие у детей элементарных знаний об истории возникновения родного города, его достопримечательностях, символике; природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; проявления интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города; формирование чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
- Членов семьи, ближайших родственников; свой домашний адрес, адрес
детского сада, сотрудников.
- Знать название близлежащих улиц.
- Название города, области.
- Иметь представление о символике города, области.
- Иметь представление о жизни и быте народов родного края.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь
рассказывать о них.
- Знать место работы и профессии своих родителей.
- Знать правила культуры поведения в общественных местах, в природе.
Методическое обеспечение: интернет-ресурсы, конспекты НОД, метод, литература, х/л народов Поволжья (стихи, считалки, сказки, загадки, пословицы и т. д., презентации по темам, фотографии, фонотека с музыкальными произведениями.
Структура проекта
1 раздел (февраль) - «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
2 раздел (март) - «Город в котором я живу».
3 раздел - (апрель) - «Ульяновская область- мой край родной».
4 раздели (май) - «Наша кладовая».
План реализации проекта
Этапы реализации
Подготовительный этап -Январь
- изучение проблемы, подбор литературы к реализации проекта.
- методическое обеспечение: подбор метод. литературы, изготовление дидактических пособий, оснащение предметно-развивающей среды.
- Составление плана работы с родителями
Основной этап-Февраль-май
Работа с детыми
- беседа
- чтение х/л
- игровая деятельность
(подвижные игры, д/и, сюжетно-ролевые, словесные игры)
- совместно-досуговая деятельность
- театрализованная деятельность
- экскурсии
- индивидуальная работа
- художественно-эстетическая деятельность
Работа с родителями:
-оформление папок-раскладок, буклетов по теме
- фотовыставки
- совместно-досуговая деятельность
- организация экскурсий
Февраль «С чего начинается Родина» (семья, детский сад).
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
1 неделя
Работа с детьми:
- заучивание «Родина» А. Барто
- прослушивание песни «С чего
начинается Родина»
М. Матусовского
- слов. игра «Назови ласково»
- малоподв. игра «Мигалки»
- беседа «В детский сад беги скорей»
- чтение х/л «Нехорошая история» (Хрестоматия стр. воз. стр. 89)
Работа с родителями:
- информация «Роль совместного досуга детей и родителей»
- конкурс рисунков «Выходной в моей семье»
2 неделя
Работа с детьми:
- разучивание потешек, закличек, песен, кричалок, игр
- рисование «Моя Масленица»
- оформление лепбука «Масленица»
- продуктивная деятельность: рисование «Русский сарафан»
Работа с родителями:
- информационный стенд «Масленица пришла-отворяй ворота»
- совместно-досуговое мероприятие «Масленицу провожаем - весну встречаем»
- экскурсия в музей русской
национальной культуры
3 неделя
Работа с детьми:
- составление рассказов по сюжетным картинкам «Как мы живем в детском саду»
- беседа «О чем мечтают дети»
- чтение х/л «Дети нашего двора» (Хрестоматия стар. возр. стр. 219, С. Махотин «Старшая группа», Н. Найденова «Новая девочка»;
- «Игры и забавы для детей» (В. М. Петров)
- танцевально-ритмическая гимнастика «В детском садике детишки» (картотека)
- разучивание песен, стихи про папу
-продуктивная деятельность «Открытка для папы»
Работа с родителями:
- подготовка к 23 февраля
- совместно-досуговое мероприятие ко дню Защитника Отечества
4 неделя
Работа с детьми:
-игровое упражнение «Кем хотите стать вы, дети?»
- беседа по сюжетным картинкам «Профессии людей нашего города»
- НОД «Научись трудиться»
- продуктивная деятельность «Поможем няне»,
Работа с родителями:
- конкурс рисунков «Профессия моих родителей»
- совместно-досуговое мероприятие «Поход на каток»
Март «Город в котором я живу»
Цель: дать элементарное представление об истории нашего города, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
1 неделя
Работа с детьми:
- беседа «Символика Г. Новоульяновска»
- чтение стихотворений местных жителей
- экскурсия по ближайшим улицам города
- интегрированная НОД «Город для Чебурашки»
- п/и «Заря»
Работа с родителями:
- информация «Воспитание патриота в семье»
- совместно-досуговое развлечение к 8 марта
2 неделя
Работа с детьми:
- знакомство с рнф: дразнилки, приметы, песни, частушки, потешки; разучивание танца «Кадриль», хоровода.
- презентация «Мой город родной, о тебе хочу все знать»
- экскурсия в городской национальный музей чувашской и татарской культуры
п/и «Луна и солнце» (Чув. народная игра)
Работа с родителями:
папка-раскладка «История нашего города»
3 неделя
Работа с детьми:
- беседа «Фольклор народов нашего края»
- п/и (тат.) «Займи место
- составление рассказа «Что интересного я видел в музее»
4 неделя
Работа с детьми:
- чтение сказок народов Поволжья
- продуктивная деятельность «Свистулька» (лепка)
- развлечение «Деревенские посиделки»
Работа с родителями:
- консультация «Сказка - ложь, да в ней намек…»
Апрель «Ульяновская область-мой край родной».
Цель: Расширить представления детей о родном крае -Ульяновской области, её природных богатствах, о главных городах; великой русской реке Волге
1 неделя
Работа с детьми
- заучивание «Привет» С. Дрожжин (Хрестоматия стр. 354)
- беседа «Символика Ульяновской обл.»
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «Ваше отношений к патриотическому воспитанию в семье»
2 неделя
Работа с детьми:
- беседа «Богатство родного края»
- с/р игра «Летчики»
- танцевально-ритмические упражнения «Самолет»
- продуктивная деятельность: оригами «Самолет»
- презентация «Полет в космос»
- интегрированная НОД «Полет на луну»
3 неделя
Работа с детьми
- беседа «Вода в природе»
- загадки оводе
- экспериментальная деятельность «Волшебница вода»
- п/и «Кто быстрее перенесет воду»
Работа с родителями:
- памятки «Вода и здоровье вашего ребенка»
4 неделя
Работа с детьми:
- экскурсия на р. Волга
- чтение х/л «Волга –кормилица» С. Баруздин (Хрестоматия стар. воз. стр. 191)
- заучивание «Здравствуй праздник» О. (Хрестоматия стр,352)
- оформление группы к празднику 9 Мая
Май «Наша кладовая»
Цель: дать представление дошкольникам о народах нашего края, культуре которую они представляют.
1 неделя
Работа с детьми:
- беседа о коренных жителях
проживающих на Ульяновской области она -наша дружная
- целевая прогулка к Стене памяти
- презентация «Из истории нашей Родины»
- чтение х/л «Быль для детей» Михалков
- интегрированная НОД «Салют в честь праздника Победы»
Работа с родителями:
- подготовка участка к летнему периоду
2 неделя
Работа с детьми:
- чтение рассказов, стихов о природе
- Беседа «Красная книга нашего края»
- д/и «Кто где живет»
- НТ Рисование по замыслу
3 неделя
Работа с детьми:
- развлечение «Деревенские посиделки»
Заключительный этап
4 неделя
Анализ проделанной работы