ирина михеенкова
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Я люблю Крым!»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Я люблю Крым!»
Участники проекта :
воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников
Срок реализации:
январь 2023г.
Тип проекта :
краткосрочный
Проблема:
Публикация «Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Я люблю Крым!“» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ребенок в обществе не должен чувствовать себя отдельным субъектом от окружающего его мира детей и взрослых. Поэтому большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Дети имеют недостаточно знаний о своем крае, его историей. В то же время родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, второстепенной. В результате дети не владеют достаточной информацией о родном крае, о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта :
Тема: «Я люблю Крым!»
Руководители проекта : Михеенкова Ирина Александровна
Место проведения:
МБДОУ «Коктебельский детский сад «Жемчужинка», г. Феодосия пгт Коктебель Республика Крым.
Особенности проекта :
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта : Познакомить детей с Родиной – Россией, с родным краем – Республикой Крым, посёлком Коктебель и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за свою малую Родину – поселок Коктебель, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о Родине – России, о родном крае – Республике Крым, о родным поселке Коктебель (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто прославил поселок, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Феодосийского района и Республики Крым.
4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
5. Воспитывать интерес и любовь к родному стране, республике, поселку, умение видеть прекрасное, гордиться ими.
Планируемые результаты и продукты проекта :
1. Дети могут знать и называть место проживания: поселок, район, республика, страна, некоторые предприятия родного поселка и их значимость; символику страны, республики, поселка, названия городов республики, достопримечательности республики.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с
удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде : бесед, досугов, викторин, квест-игр, наблюдений за природой нашего края, экскуссий, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом :
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы: Помочь ребенку увидеть красоты и необычность, индивидуальность родного края - одна из основных задач педагога по познавательному развитию, по ознакомлению с окружающим миром. Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного края, родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
1. Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2. Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий Тема
Работа с детьми
НОД
Беседа
Квест-игра
Викторина
Эксперимент Речевое развитие, познавательное развитие:
Беседа «Моя Родина- Россия»
НОД «Наш родной поселок Коктебель»
Викторина «Города Крыма»
Беседа «История посёлка Коктебель»
Квест-игра «В поисках клада»
Продуктивные виды деятельности:
«Моя семья» - рисование
Коллективная работа «День народного единства»- аппликация, рисование
«Матрешка»-оригами, рисование,
«Народная кукла»-макраме
«Народные промыслы»-лепка
«Костюмы народов России»- раскраска
Художественно-эстетическое развитие: (музыка)
Прослушивание аудиозаписей:
«Коктебель»
«Крым»
«Гимн Республики Крым»
«Гимн России»
Танец «Калинка-малинка», «У моей России»
Экспериментирование «Вулкан Кара-Дага», «Образование гор»
Игры Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Дом», «Дочки-матери», «Библиотека», «Музей», «Ботанический сад»
Подвижные игры: «Золотые ворота», «Три стихии», «Зайцы берите капусту», «Веселые ребята», «Заря-заряница», «Подними флажок», «Перетяни канат»
Целевая прогулка
Возложение цветов памятникам воинам павшим в Великой Отечественной войне:
Памятник воинам Коктебельского десанта. Это монумент, посвященный памяти десантникам, которые воевали и в ночь 29 декабря 1941 года отражали силы противника и Братская могила советским воинам, партизанам и героям гражданской войны, 1918-1920 гг., 1941-1944 гг.
Экскурсия «Достопримечательности нашего поселка»
Работа с родителями Оформление патриотического уголка.
Изготовление семейных книг.
Изготовление альбомов «Крым – Родина моя», «Моя семья», «Народны промыслы»
Консультации для родителей по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Создание мини-музея «Знаменитые люди Республики Крым и достопримечательности Крыма»
Заключительный этап:
Выставка рисунков «Города и достопримечательности Республики Крым», «Коктебель- поселок мой родной»»
Итог проекта :
В ходе реализации проекта дети приобретут знания о нашей стране, о республике в которой они живут, об истории района, поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
НОД на тему «Наш родной поселок Коктебель».
Цель: расширять представления детей о малой родине- поселке Коктебель
Задачи:
1 развивать интерес и любовь к родному поселку, познакомить с достопримечательностями региона, историей родного поселка, в котором живут дети, связанными со спецификой родного поселка, продолжать знакомить с государственными символами, закреплять знания о гербе и флаге поселка Коктебель, учить правильно вести себя на улицах;
2 воспитывать патриотические чувства, уважение к памяти павших воинов;
3 продолжать совершенствовать все стороны речи, учить пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, отрабатывать дикцию, учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;
4 развивать связную речь, умение составлять рассказ из собственного опыта, расширять словарный запас детей, образовывать словосочетания в форме «один-много», называть антонимы, уменьшительно-ласкательные существительные;
5 обучать различным приемам работы с бумагой, формировать умения следовать устным инструкциям.
Оборудование и материалы: фотографии с достопримечательностями поселка Коктебель, «Волшебный мешочек», фотографии детей «Моя улица», мяч, листы бумаги, клей, фломастеры, султанчики.
Ход НОД
1 Приветствие
Воспитатель : Ребята давайте поприветствуем наших гостей
Доброе утро мне
Доброе утро тебе
Доброе утро нам
Доброе утро и всем нашим гостям.
Воспитатель : Утром солнышко встает
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я
Здравствуй улица моя
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне
Травы шепчут мне в пути
Ты скорей дружок иди
Подпеваю травам я
Подпеваю ветрам я
Подпеваю солнцу я
Здравствуй Родина моя!
2 Основная часть НОД
Воспитатель :- Ребята, скажите пожалуйста как называется страна в которой мы живем?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Наша страна называется Россия. Россия - большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов, полезных ископаемых. Мы гордимся нашей великой Родиной. У каждого из нас есть еще и малая Родина- это тот уголок земли, где мы родились, где наш родной дом.
Воспитатель : Как называется поселок, где мы с вами живем?
Дети: Поселок, где мы живем называется Коктебель.
Воспитатель : Мне интересно, знаете ли вы свой домашний адрес?
Дети: ответы детей
Воспитатель : А знаете ли вы почему наш поселок называется Коктебель?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Существуют две версии происхождения: согласно первой версии это слово переводится «Край голубых холмов», согласно второй версии слово «Коктебель» переводится «Серый конь со звездочками на лбу»
Воспитатель : А какой наш поселок сейчас?
Дети читают слова: Красивый, очаровательный, курортный, творческий, единый, большой, единственный, любимый. /каждый ребенок выкладывает на магнитной доске магнит с первой буквой в слове «КОКТЕБЕЛЬ» /
Воспитатель : Давайте прочитаем, что у нас получилось?
Дети: Коктебель
Воспитатель : Наш поселок имеет свой герб и флаг.
Свой герб делами заслужил
Поселок ты наш славный
Герб подарен был
За честь, за верный труд исправный.
А как вы думаете, что изображено на гербе и флаге нашего поселка?
Дети: Ответы детей
Воспитатель : Герб Коктебеля представляет собой щит. Он увенчан сверху серебряной короной и положен на серебряный картуш, украшенный: на красном фоне лира (эмблема искусства, символизирует жизнь и творчество талантливых людей) и крылья (колыбель авиации) ,на голубом фоне – Золотые ворота (основная достопримечательность Карадагского природного заповедника), на зеленом фоне - виноградниками (развитие виноградарства) и лавровыми ветвями, снизу красной лентой с названием поселка. Проект флага построен на основе герба на голубом и красном фоне.
Словарная работа: (объяснение значения слов с показом)
Картуш – обрамленный завитками щит или рулон бумаги.
Авиация – передвижение по воздуху летательных аппаратов.
Эмблема – знак, значек.
Лира – старинный струнный музыкальный инструмент
Воспитатель : Я вам расскажу немного об истории нашего поселка. Точная дата основания поселка неизвестна. На плато Тепсень находилось древнее поселение. К концу XIX века Коктебель был деревней со смешанным населением из разных народов. Затем он превратился в популярное место для отдыха. Жителя Коктебеля прекрасные мастера. Что они умеют делать из глины, меха, дерева, металла, шерсти и камней?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Конечно все наши предки были еще и прекрасные мореплаватели и рыбаки. Давайте скажем о них скороговорку.
Скороговорка
Ехал Грека через реку
Видит Грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап.
Воспитатель : Поднимается солнце над поселком, рассветает и он оживает. Давайте и мы с вами ребята сделаем небольшую зарядку
Утром рано мы встаем
Горы видим за окном
Коктебель проснулся, он живет
Нас на улицу зовет
Мы живем, мы растем
В поселке родном
Люблю по поселку гулять
Люблю смотреть,
Люблю считать
Площадь раз
Набережная два
Три фонтан-удалец
Четыре Дом культуры наш дворец
Пять по улице гуляю
Каждый уголок я знаю
Очень любим мы поселок
Он красив и вечно молод!
В Что же есть в нашем поселке мы узнаем, поиграв со мной в мяч.
Игра с мячом
«Один-много»
Одно дерево- много деревьев
Один парк- много парков
Одна площадь- много площадей
Один фонтан- много фонтанов
Одна улица- много улиц
Один сквер- много скверов
Один фонарь- много фонарей
Один дом- много домов
Один проспект- много проспектов
Одна библиотека- много библиотек
Один газон- много газонов
Один стадион- много стадионов
Один киоск- много киосков
Один мост- много мостов
«Скажи наоборот»
Большой дом-маленький дом
Узкая дорога -широкая дорога
Глубокая река -мелкая река
Короткая аллея -длинная аллея
Современный район -старинный, древний район
Высокое здание -низкое здание
«Скажи ласково»
Поселок- поселочек
Улица-улочка
Солнце- солнышко
Дорога-дорожка
Лес-лесок
Завод-заводик
Сквер-скверик
Магазин-магазинчик
Дерево-деревце
Фонарь-фонарик
Река-речка
Сад-садик
Воспитатель : Сейчас, ребята, отгадайте загадки о том что есть у нас в поселке.
Загадки
Вот о городе загадки
Я начну стихи читать
Вам придется продолжать
1 Тут грохочут поезда,
Шумно здесь почти всегда
Если едем на край света
Покупаем тут билеты (Вокзал)
2 Здесь можно опустить письмо
Отправить телеграмму
По телефону позвонить
В командировку маме
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно
Всем передать большой привет
Ведь это здание (Почта)
3 Люди в белом не скучают
Не сидят без дела
Курс леченья назначают
Эти люди в белом
Если кто-то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную
Детскую ….(Больницу)
4 Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том
Дом детишкам очень рад
Что же это… детский сад
5 Стоит веселый, светлый дом
Ребят проворных много в нем
Там пишут и считают
Рисуют и читают … (Школа)
6 Если холодильник пуст
Кушать, если нечего
Нет ни хлеба ни капусты
Масла нет и гречки
Ты сюда входи скорей
И бери корзину
Покупай, что повкуснее
В нашем (Магазине)
Ах, растений много тут,
Многие из них цветут.
Есть в горшках, в теплицах есть.
Их количество не счесть.
К счастью, а не на беду,
Мы бывали в … (В Ботаническом саду)
Здесь картин полным-полно
Приходите все в нее
И художников аллею
Посмотрите в … (Галерее)
Нам вчера в Античном зале
Про Афины рассказали.
А потом сказала мама –
В древнем зале есть и мамонт!
Угадайте-ка, ребята,
Где такие экспонаты? (В музее)
Воспитатель : Давайте вспомним какие достопримечательности есть в нашем поселке. Попробуем рассказать, что изображено на картинке. / Дети собирают пазлы /
-Дом-музей М. Волошина
-Главная площадь и дом культуры
-Набережная Коктебеля
- Карадагский заповедник
- Музыкальная школа
- Золотые ворота
-Тихая бухта
- Мыс Хамелеон
- Гора Клементьева
- Верблюд-гора
- Гора Кучук-Енышар
- Мыс Планерный
- Музей истории и природы Карадагского заповедника
- Музей Планеризма
Воспитатель : Ребята, обо всем мы рассказали? Конечно, мы не рассказали о памятниках, посвященных великим воинам. Наш поселок рос и развивался, но наступила Великая Отечественная война – жестокая и беспощадная. В нашем поселке есть Памятник воинам Коктебельского десанта. Это монумент, посвященный памяти десантникам, которые воевали и в ночь 29 декабря 1941 года отражали силы противника и Братская могила советским воинам, партизанам и героям гражданской войны, 1918-1920 гг., 1941-1944 гг.
Дыхательная гимнастика «Салют»
Воспитатель : Каждый год в память о героях погибших за освобождение нашей страны от врага производят праздничный салют. / Дети дуют на султанчики, воспроизводя салют/
Воспитатель : А теперь предлагаю поиграть в игру «Можно - нельзя». Поговорим о том, что можно делать дома, на улицах нашего города и чего нельзя. Правила такие: если можно- хлопаем, если нельзя- топаем.
- переходить улицу на красный свет
- любоваться цветущей клумбой
-бросать фантики от конфет
-сажать деревья и цветы
-кричать и шуметь в общественных местах
-разговаривать в свободном вежливом тоне
-рвать цветы на клумбе
-переходить дорогу на зеленый свет светофора
В Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу, что вы знаете и любите свой поселок, в котором вы живете.
Игра «Улица»
Воспитатель : Ребята, какие улицы в нашем поселке вы знаете? Расскажите о своей улице. /дети рассказывают по своей фотографии «Я гуляю возле своего дома»/
Воспитатель : Давайте представим, что в нашем поселке появились новые улицы как бы вы их назвали?
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель : Ребята, угадайте на ощупь какой предмет вы достали и какое название улицы у нас получилось?
Дети: ответы детей
Воспитатель : А сейчас послушайте загадку:
В сказках жили в теремах
Мы теперь живем в …
Дети: … (домах)
Воспитатель : Правильно вы угадали. Какие же бывают дома?
Дети: ответы детей
Воспитатель : Покажем какие бывают дома с упражнениями.
Физ. минутка
Дома бывают разные
Высокие и низкие
Далекие и близкие
Деревянные, панельные, кирпичные
Вроде бы обычные
Автоматизация звука «л» «Домик»
Дети сжимают пальцы в кулак, оставляя выпрямленным только указательный палец. Указательный палец рисует на спине домик: правой рукой, левой рукой, одновременно двумя руками, рисуя рядом друг с другом два одинаковых домика
Воспитатель : Ребята и мы с вами сегодня будем делать дом из бумаги
Конструирование из бумаги «Домик»
1 сложим лист пополам и у вас получится прямоугольник
2 кладем перед собой прямоугольник и ровно складываем пополам, приглаживаем пальцами
3 складываем пополам по вертикали, чтобы получилась центральная линия
3 развернули правую часть первой стороны
4 раскройте боковую часть так, чтобы сверху бумага загнулась в треугольник
5 развернули левую часть второй стороны
6 раскройте боковую часть так, чтобы сверху получился треугольник и разровняли «крышу» второго дома
7 раскрасили крышу, нарисовали двери и окна, раскрасили домики
(беседа с детьми о строении дома, его частей, видов домов)
В Ребята, расскажите какие стихи вы знаете о родном городе Луга. (дети рассказывают стихи)
Танец «Я, ты, он, она» (музыкально-ритмический танец)
III Заключение
Воспитатель : Я вижу ребята, что вы любите наш поселок. Я думаю, что вы всегда будете беречь и любить его. У каждого из вас есть свой любимый уголок в нашем поселке. Назовите его.