Юлия Вишнепольская
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию «Мир музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Музыкальный инструмент – это тоже произведение искусство, требующие свое понимания, восприятия и осмысления. Как произведения искусства, музыкальные инструменты являются передатчиками вибраций человеческой души, эмоций, чувств.
Публикация «Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию „Мир музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Музыкальные инструменты восхитительны не только благодаря своей прекрасной роли. В каждом инструменте есть душа. Душа дерева, из которого этот инструмент изготовлен, душа мастера, его создавшего. Порой даже душа продавца, относящегося к своим инструментам с большой любовью.
Когда такой инструмент попадает в руки чувственного музыканта, все эти души и душа музыканта сливаются и происходит чудо — музыка.
У детей дошкольного возраста нет целостного представления и смыслового восприятия музыкальных инструментов, как произведений искусства.
Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов.
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства.
Задачи проекта
1. Расширять представление дошкольников о разнообразии и видах музыкальных инструментов
2. Вызывать интерес к истории и процессу создания музыкального инструмента.
3. Формировать представление о красоте и эстетической и художественной ценности музыкального инструмента.
4. Развивать представление о понятии «оркестр», «театр», «концерт».
5. Расширять словарный запас по теме «музыкальные инструменты»
6. Развивать эмоциональную сферу и творческие способности дошкольников
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта : творческий, проблемно-поисковый, групповой, краткосрочный.
Гипотеза: Проектная деятельность по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира музыкальных инструментов, как произведений искусства, будет способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников.
Сроки реализации: февраль 2015 года.
Организационный этап
1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта :
-Методическая литература для педагогов и родителей;
-Познавательная и энциклопедическая литература для детей.
2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций;
3. Оформление уголка «Оркестр» в предметно-пространственной развивающей среде группы :
-наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло или в оркестре,
-мнемотаблицы (опорные схемы для составления рассказа о музыкальном инструменте, процессе его создания, плакат «Виды музыкальных инструментов»,
-дидактические игры и пособия «Что как звучит», «Оркестр». «Музыкальные инструменты»,
- ИКТ (слайд-презентации «Какие бывают инструменты», «На концерте», «Идем в филармонию», и видеоролики с музыкальными фрагментами)
4. Создание мини-музея в детском саду «Музыкальные инструменты».
Исследовательский этап
1. Погружение в проект «Кто в оркестре гавный?»
Задачи:
- пробудить у детей желание ознакомится с музыкальными инструментами. Узнать их историю,
- воспитывать желание к поисковой деятельности.
Содержание работы:
• Проблемно-поисковая ситуация «Расстроенный оркестр»,
• Сюжетно-ролевая игра «Дирижёр».
• Познавательная деятельность «Из каких стран приехали музыкальные инструменты».
• Дидактические игры: «У кого струны, а у кого клавиши?», «Как звучит?».
• Дидактическая игра «Волшебный смычок»
• Наблюдение: «Игра оркестра».
• Моделирование: «Найди инструменту место в оркестре»
• Беседа: «Маленькие истории скрипичного ключа»
Работа с родителями:
- Консультация на тему «Посещение филармонии»
- Конкурс «Первая скрипка» (рисунок)
2. «Струнные музыкальные инструменты»
- познакомить воспитанников со струнными музыкальными инструментами,
- развивать способность у детей определять вид музыкального инструмента : струнный. Духовой, ударный.
Содержание работы:
• Непосредственно образовательная деятельность «История скрипки»
• Сюжетно ролевая игра «В магазине музыкальных инструментов»
• Пересказ по картинке «Скрипач»
• Творческо-продуктивная деятельность (конструирование) : «Моя первая скрипка»
• Познавательная деятельность «Виолончель и контрабас»
• Продуктивная деятельность «Веселые нотки» - декупаж
• Познавательная беседа «Где учат играть на скрипке?»
• Развлечение «Веселый оркестр»
Работа с родителями:
• Мастер-класс «Шумовой оркестр дома»
• Совместное мероприятие «Ярмарка талантов»
3. «Духовые инструменты»
Задачи:
- обогащать знания детей по видам музыкальных инструментов,
- развивать потребность в прослушивании классической музыки.
Содержание работы:
- НОД «История флейты»,
- Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты
(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды»)
- Продуктивная деятельность «Дудочка» - лепка
- Подвижная игра «Музыкальный хоровод»
- Познавательная деятельность: «Фагот и труба друзья флейты»
Работа с родителями
• Совместная экскурсия в Музыкальную школу
• Оформление стенда для детей «Знаменитые музыканты»
6. «Ударные инструменты»
Задачи:
- обогащать знания детей по видам музыкальных инструментов,
- развивать потребность в прослушивании классической музыки.
Содержание деятельности
- Рассматривание иллюстраций «Ударные музыкальные инструменты»
- Продуктивная детальность: «Барабан» - аппликация
- дидактическая игра «Что громче?»
- НОД: «Барабаны из разных стран»
- Познавательная деятельность: литавры, треугольник, ксилофон, колокольчик, бубен, тарелки, кастаньеты.
- Продуктивная деятельность: «Барабанщик» (рисование)
5. Презентация результатов «Наш оркестр»
Задачи:
- закрепить полученные знания о видах музыкальных инструментов
- воспитывать у детей художественно-эстетический вкус
- развивать ценностно-смысловое восприятие музыкальных инструментов как произведений искусства
Содержание деятельности:
• Беседа: «Что мы узнали нового о музыкальных инструментах»
• Моделирование ситуации «Оркестровая яма»
• Продуктивная деятельность «Украсим бубен» - аппликация
• Дидактические игры: «Виды музыкальных инструментов», «Подскажи дирижёру»
• Совместное мероприятие с родителями «Выставка музыкальных инструментов»
• Поощрение: награждение грамотами и билетами в филармонию.
Ожидаемые результаты
1. Дети проявляют инициативу в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Дети обладают развитым воображением, способны смоделировать игру на музыкальных инструментов.
3. Дети хорошо владеют устной речью, могут составить рассказ о видах музыкальных инструментов.
4. Дети пытаются сами объяснить как устроены музыкальные инструменты и определить их роль в оркестре.
5. Дети сами могут определить вид музыкального инструмента, знают названия основных из них.