Виктория Золотухина
Педагогический проект по финансовой грамотности в подготовительной группе «Экономический Знай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Экономический Знай – ка»
(познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).
Подготовительная группа №7
Воспитатели:
Войтович М. В. ;
Золотухина В. В.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
2021 г.
МБДОУ «Детский сад №8 «Салют»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
(подготовительная группа)
«Экономический Знай – ка»
(познавательный, информационно – исследовательский, игровой, краткосрочный).
Проект по формированию финансовой грамотности включает следующую информацию:
• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
• цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;
• сроки и этапы реализации проекта;
• планируемые мероприятия в рамках проекта;
• ожидаемые результаты после реализации проекта;
• заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Проект по формированию финансовой грамотности разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Актуальность
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Постановка проблемы:
• Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель проекта :
• содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях : труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей.
2. Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.
Участники проекта :
• дети подготовительной группы;
• воспитатели группы;
• родители.
Сроки реализации проекта
Краткосрочный – 2 недели.
Тип проекта :
По методу: информационно – исследовательский, игровой.
По содержанию: познавательный.
Этапы проекта :
1этап – Подготовительный :
• «Модель трёх вопросов»;
• Определение цели и задачи проекта;
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту;
• Подбор иллюстраций, книг, раскрасок, настольных игр, художественной литературы, подбор стихов, загадок, пословиц для детей по выбранной тематике;
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;
• Создание развивающей среды по теме;
• Разработка плана мероприятий с воспитанниками и родителями.
2 этап – Практический:
- реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
-участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
Реализация проекта.
Работа с детьми
Модель трёх вопросов
Что мы знаем Что хотим узнать Где мы можем об этом узнать
Составили с детьми план совместной деятельности о важности финансовой грамотности.
План действий:
• Обратиться за помощью к взрослым;
• Найти информацию в книгах, интернете;
• Вместе с ребёнком совершить экскурсию в банк, супермаркет.
• Научиться играть в различные игры по финансовой грамотности;
• Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях;
• Сюжетные картинки по финансовой грамотности;
• Видеоматериалы по финансовой грамотности;
• Наблюдения за трудом взрослых;
• Выставка копилок «Моя копилка»
• Чтение художественной литературы;
• Организация дидактических, настольных, словесных игр.
• Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ
ФЭМП
ведущая деятельность – познавательно-исследовательская, формы:
Игра «Размен»; Дидактические игры: «Положи монетки в копилку»; «Семейный бюджет»; «Цепочка» (монетки по порядку); «Поход в магазин» (какие игрушки мы можем купить); «Математический магазин»; «Дороже – дешевле»; игра «Достоинство купюр», «Купи товар», «Купи подарок другу», «Реши задачку».
Игры со счётными палочками.
Практические задания «В магазин за покупками»
Экономические задачи с математическим содержанием.
Игры с калькулятором. Чтение художественной литературы
ведущая деятельность – чтение, формы:
Чтение детской художественной литературы:
1. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности,о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
2. Сказки, отражающие труд людей: «Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»
Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
Сказки о бартере: Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Умный работник».
Сказки о деньгах: К. И. Чуковский «Муха – цокотуха» Г. Х. Андерсен «Огниво», «Серебряная монета», грузинская сказка «Заработанный рубль», русская народная сказка «По копейке блёстка».
Сказки о рекламе: Народные сказки «Лиса и козёл» Г. Х. Андерсен «Новое платье короля» Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал».
Сказки о купле – продаже: Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Развитие речи
ведущая деятельность – коммуникативная, формы:
Загадывание загадок и решение ситуационных задач: «Выгодно – невыгодно», «Потребности и желания», «Как деньги попадают к нам в дом».
Рассматривание картин по теме «Профессии».
Беседы с детьми «Какие бывают профессии» «Кем работают родители» Дидактические игры на развитие лексической стороны речи: «Подбери слово», «Покупатель», «Назови три предмета», «Верно ли это?»; на развитие лексического строя речи: «Дополни предложение», «Придумай предложение», «Напишем кукле письмо», «Доскажи словечко», «Распутай слова», «Стоимость товара», «Составь фразу»; на развитие связной речи «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа?», «Найди картинке место», «Исправь ошибку», «Какая картинка не нужна?», «Скажи пословицу о деньгах», «Чего на свете не бывает», «Поиск пропавших деталей».
Познавательная деятельность
ведущая деятельность – игровая, формы:
Демонстрация детям слайд-презентации «История денег».
Рассматривание коллекции денег разных стран.
Знакомство с профессиями: продавец, бухгалтер, банкир, рекламодатель, бизнесмен.
Беседы с детьми: «Откуда в дом приходят деньги» «Что такое потребности?» «Зачем человеку нужны деньги» «Что такое деньги, какие они бывают» Почему одни товары дороже других? Что значит быть бережливым? Для чего копят деньги? Что такое бюджет? «Что такое труд?» Потребности современного человека Что такое ресурсы и как их беречь (вода, электричество, тепло как приходят в дом, почему стоят дорого) «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи). «Что такое бартер?»
• Рассматривание костюмов в группе для сюжетно-ролевых игр, беседа «Для каких профессий костюмы?».
Практические занятия: «Таблица расходов» «Что мне нужно?» (Личные жизненные потребности и желания ребёнка).
Экспериментирование:
«Монета, банкнота,
пластиковая карта»
Экспериментирование «Экономим тепло». Музыка и Медиапростра нство
ведущая деятельность – музыкально-художественная, формы:
Просмотр мультфильмов «Про Незнайку». «Как мужик корову продавал». «Барбоскины и реклама»
Смешарики: «Золотое яблоко», «Золушка», «Есть ли у вас есть план?», «Черный день», «Благородное дело», «Кактус в мешке», «Лучший из лучших», «На всякий случай».
Фиксики: «История вещей», «Деньги», «Как делают деньги». Три кота: «Поход в магазин». Уроки тетушки Совы: «О банке», «Семейный бюджет».
Разучивание песни «Деньги-лепесточки» Игровая деятельность
Дидактические игры: «Придумай рекламу», «Береги все, что нас окружает», «Подбери витрины магазинов», «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Кому что нужно?»,
Настольные игры: лото «Все работы хороши», «Мы играем в магазин», развивающая игра «Профессии», «Я изучаю профессии».
Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет»; «Магазин», «Банк», «Салон красоты», «Рекламное агенство», «Автобус», «Кафе».
Дидактическая игра «Какие бывают доходы?» «Угадай, где продаются» «Профессия и результат труда», «Собери купюру», «Назови валюту страны», «Монополия», «Хочу – надо», «Угадай, где продаются», «Услуги и товары», «Дороже – дешевле», «Что можно и что нельзя купить за деньги».
Художественное творчество
ведущая деятельность – продуктивная, формы:
«Раскраски - Профессии», обводка по точкам простым карандашом силуэтов людей разных профессий и штриховка их цветными карандашами.
Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Аппликация «Копилка»; «Калькулятор», «Сумочка для мамы".
Рисование «Реклама молочного магазина кота Матроскина»; «Мои потребности».
Лепка «Деньги»
Нетрадиционная техника рисования: рисуем монеты в технике «Фроттаж».
Конструирование из конструктора «Банк» Физическая культура
ведущая деятельность – двигательная, формы:
Подвижные игры: «Мы монетки»; «Копилка»; «Я знаю пять….»; «По номиналу постройся в колонне»; «Денежная география»; «Обязательное – необязательное»; «Семь источников дохода»; «Битва за ПИН»; «Испорченный банкомат».
Физкультминутки: «У монетки круглый бок»; «Покупка»; «Профессии»; «Будем денежки считать»; «Товары в магазине»; «Пересчёт».
Пальчиковая гимнастика: «Профессии».
Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами
Составить вместе с детьми мини – газеты: «Семейный бюджет»; «Расходы семьи».
Сделать для детей методические папки: «Деньги разных стран»; «Путешествие золотой монетки»; «Супермаркет».
Принести калькуляторы для игр с детьми и создания коллекции калькуляторов.
Вместе с ребёнком совершить экскурсию в банк, супермаркет.
Выставка «Моя копилка»
Помощь в оформлении развивающей зоны для интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
.
Работа с родителями
1. Консультации для родителей: «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах»; «Карманные деньги: 10 правил для родителей»; Рекомендации для родителей по финансовой грамотности детей «Деньги-помощники».
2. Предложить родителям рассказать детям о своей профессии.
3. Предложить родителям воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о профессиях и финансовой грамотности.
4. Порекомендовать родителям организацию домашнего чтения. Подбор художественной литературы по финансовой грамотности.
5. Задания для родителей: вместе с ребенком приобрести покупку, сравнить качество дешевой и дорогой продукции, составить семейный бюджет, завести копилку и накопить денег на игрушку и т. д.
6. Вместе с ребёнком совершить экскурсию в банк, супермаркет.
7. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
3 этап - Обобщающий этап.
Итоговые мероприятия:
1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
2. Уголок по финансовой грамотности «Экономический Знай – ка»
3. Выставка «Моя копилка»
4. Выставка «Разные калькуляторы»
Продукты проекта :
1. Создание дидактических пособий «Деньги разных стран»; «Путешествие золотой монетки»; «Супермаркет».
2. Дидактические игры: «Собери купюру»; «Положи монетку в копилку»; «Назови валюту страны»; «Цепочка»; «Профессия и результат труда».
3. Мини – банк для игр детей.
4. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности от ФИНА для детей старшего дошкольного возраста; Картотека «Со сказочными героями в мир экономики»
Результаты реализации проекта :
1. Дети знают, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.
2. Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие.
3. Дети знают, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).
4. Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
5. Дети знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
6. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
7. Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
Заключение
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
• деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
• авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п. ,
• правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.