Оксана Мурашова
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей раннего младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие духовно - нравственных качеств личности детей раннего младшего возраста через систему интеграции игровой и познавательно - развивающей деятельности».
АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей раннего младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к новому, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия, которые эмоционально окрашены, радостны.
Публикация «Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей раннего младшего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.
АКТУАЛЬНОСТЬ
*Система воспитания детей раннего младшего возраста должна быть ориентирована в первую очередь на личностные, возрастные особенности ребёнка; формирование базиса личностной культуры; развитие индивидуальности.
*Ребёнок раннего младшего возраста, ещё не несёт каких – либо серьёзных обязанностей перед обществом. Это период наибольшей зависимости от взрослых. Период общения носит преимущественно интимно – личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищённости, доверие к миру, эмоциональное благополучие.
*Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют ребёнка раннего возраста о нормах поведения, утверждённых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
ЦЕЛЬ:
Создать условия для развития духовно- нравственных ценностей у детей раннего младшего возраста.
УСЛОВИЯ:
1. Психолога – физическое благополучие детей раннего младшего возраста на основе оптимизации детски – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.
2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей раннего младшего возраста.
3. Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно -нравственного становления ребёнка раннего младшего возраста.
Задачи:
.Организовать воспитательную деятельность, направленную на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты.
•Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
•Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка.
•Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
•Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.
•Формировать уважительное отношение к результатам детского творчества.
•Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Проект носит краткосрочный характер (сентябрь-май) План мероприятий составлен на 9 месяцев.
Два раза (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации проекта.
Два раза (сентябрь, май) проводится диагностика.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
•Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры детей раннего младшего возраста.
•Изменение приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.
•Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
•Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
•Усиление интереса к культуре родного края.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
• I.Диагностико-проектный (подготовительный)
Цели: Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) детей раннего младшего возраста и определение задач духовно – нравственного воспитания.
Формы: беседы, наблюдения, мини – опросники родителей.
• IІ. Практический этап (содержательно-деятельный)
Цели: Планирование учебно – воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.
Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми раннего младшего возраста, так и с родителями.
Формы: игры, чтения, занятия, родительские собрания, досуговые мероприятия.
• IІІ. Заключительный этап (рефлексивный)
Цели: проверка, оценка результатов (мониторинг, коррекционная деятельность.
Проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.
Использовать полученный материал по духовно-нравственному воспитанию при работе с детьми группы.
Формы: беседы, опросники для родителей.
План мероприятий по духовно – нравственному воспитанию детей раннего младшего возраста :
Сентябрь – «Мой любимый детский сад».
Октябрь – «Я - Человек».
Ноябрь - «Моя семья».
Декабрь - «Зимушка- зима».
Январь – «Здоровячек».
Февраль – «Добрые дела».
Март – «Очень я люблю маму милую мою».
Апрель – «Братья наши меньшие».
Май – «Вместе дружная семья - детский сад, родители и я».
СЕНТЯБРЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Мой любимый детский сад». 1. Диагностика.
- Дать общее представление о детском саде (функциях, для чего нужен детский сад.)
- Дать представление о своей группе (что и где находится).
- Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.
- Знакомство с малыми фольклорными формами- потешками.
2. Экскурсия по детскому саду.
3. Знакомство с трудом сотрудников.
4. Беседа «Моя группа».
5. Чтение потешек «Котик-коток», «Кошка – Мурка», «Сорока».
6. Чтение стишков про детский сад.
ОКТЯБРЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Я – Человек». 1. Беседа «Мальчики и девочки: мы такие разные и такие одинаковые».
- Социально личностное, гендерное воспитание.
- Помочь понять, что дарить подарки это приятно.
- Знакомство с детскими песенками.
- Учить детей находить различие во внешнем виде мальчиков и девочек.
- Познакомиться с отличительными способностями других детей.
2. Консультация для родителей: «Как воспитать будущих рыцарей и маленьких принцесс».
3. нод: «слепим угощение и подарим друг – другу».
4. Прослушивание песенки «Что такое доброта»
5. Игра «Кто что носит».
6. нод : «Все мы разные».
НОЯБРЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Моя семья». 1. Беседа с детьми о членах семьи.
- Знакомство детей с понятием «Семья», «Члены семьи».
- Дать общее понятие обязанностей мамы и папы.
- Продолжать знакомство с народным фольклором.
- Учить передавать свое настроение при помощи красок.
2. Игра «Семья».
3. Рассматривание иллюстраций с изображением членов семьи (папа,мама,брат,сестра,бабушка,дедушка.)
4. Беседа с девочками «Какой я буду мамой».
5. Беседа с мальчиками, «Каким я буду папой».
6. Чтение стишков о маме, бабушке.
7. Беседа с родителями «Ребенок и семья».
8. Рисуем «цветочек для мамочки». (пальчиковое рисование).
ДЕКАБРЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Зимушка – зима». 1. Прогулка «По снегу мы идем».
- Обогатить представление детей о зиме.
- Дать понятие о предстоящем новогоднем празднике.
- Развивать внимание, речь, мелкую моторику.
- Знакомство с новогодними песенками.
- Организовать подготовку к предстоящему мероприятию.
2. нод6 «Новый год у ворот».
3. Беседа «Что это» (Елка, игрушки, мишура.)
4. Лепим елочные шарики.
5. Чтение стишков про Новый год.
6. Прослушивание песенок: «Маленькой елочки», «В лесу родилась елочка».
7. Подготовка к новогоднему утреннику.
ЯНВАРЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Здоровячек». 1. Консультация для родителей «Здоровье и факторы влияющие на него».
- Сохранить и укрепить здоровье детей.
- Формировать привычки к ЗОЖ.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья.
- Формировать привычки к аккуратности и чистоте.
2. нод: «Я здоровье берегу».
3. Игра «Посещение больного», «Аптека».
4. Беседа - сказка «Витаминки».
5. Чтение С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала».
6. Лепка «Витаминки в баночке».
ФЕВРАЛЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Добрые дела». 1. нод: «Добрые дела».
- Формировать первоначальное представление о нравственных чувствах и эмоциях.
- Приобщать детей к выполнению
хороших поступков.
- Учить вежливым словам.
- Приобщать к дружеской обстановки в детском саду и дома.
- Формировать стремление ребенка совершать добрые поступки.
2. Совмесная деятельность родителей и детей – Чтение и рассматривание иллюстраций на тему «Играем вместе», «Помощники».
3. Беседа «Вежливые слова».
4. Дидактическая игра «Учим вежливые слова».
5. Рисование «Шарики для друзей».
6. Чтение сказок о доброте.
МАРТ.
Раздел Содержание работы Цели
«Очень я люблю маму милую мою». 1. нод: «Мамочка милая моя».
- Дать представление о том, какая мама добрая и нежная.
- Воспитывать уважение к женскому полу; оберегать и защищать мам, сестер, подруг.
- Организовать подготовку к празднику «8 Марта».
2. Лепка «Бусы для мамочки».
3. Чтение стишков про маму.
4. Подготовка к празднику «8 Марта».
5. Беседа «Как зовут твою маму?».
6. Прослушивание песенок о маме.
7. Посиделки «Вместе с мамой».
8. Игра «Дочки – матери».
АПРЕЛЬ.
Раздел Содержание работы Цели
«Братья наши меньшие». 1. Беседа «Наши меньшие друзья».
- Познакомить детей с животными.
- Воспитывать гуманные чувства к животным.
- Знакомство с фольклором и сказками о животных.
2. Игра «Кто как говорит?»
3. Чтение веселых стихов о животных.
4. Игра «Полечим мишку».
5. Рисование «Яблоки для ёжика».
6. Игра «Покорми кошечку».
7. Чтение потешек о животных.
8. Чтение сказки «Теремок».
МАЙ.
Раздел Содержание работы Цель
«Вместе дружная семья – детский сад, родители и Я». 1. нод «Дружная семья».
- Сплочение детского коллектива.
- Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
2. Посиделки «У бабушки в гостях» чаепитие.
3. Чтение сказок о дружбе, семье.
4. Совместная работа родителей и детей «Я рисую детский сад».
5. Чтение «Что такое хорошо и что такое плохо».
6. Диагностика.
Результативность:
Сформированы:
При создании условий духовно – нравственного воспитания, был повышен уровень духовно – нравственной культуры детей раннего младшего возраста. Воспитательная деятельность была направлена на развитие способности к сопереживанию, чувство ответственности, отзывчивость.
Создавались необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка.
Формировались духовно – нравственные ориентиры на основе традиционных общественных и христианских ценностей.
Приобщение воспитанников к праздникам, традициям, народному творчеству, русским народным играм.
Приобщение детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.
Стимулировалась активность каждого ребенка (действие, общение, игра).
Проведены беседы, консультации, занятия с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка раннего младшего возраста.
Создалась в группе атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволило растить их общительными, добрыми, любознательными, самостоятельными и творческими.
Список использованной литературы.
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, О. В. Чиндилова.
2. Игровые методики. Н. Е. Щуркова.
3. Азбука нравственного воспитания. И. А. Каиров, О. С. Богданова.
4. Самые маленькие в детском саду. сост. Сотникова.
5. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» методическое пособие для педагогов и родителей. сост. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова.
6. «Времена года». Хрестоматия для маленьких. Сост. Б. Г. Сидоров.
7. Хрестоматия для дошкольников 2-4 года.
8. «Развитие речи в детском саду». сост. Гербова.
9. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василькевич. ФГОС Д. О. 2016г.