Ксюша Баева
Педагогический проект «Использование дидактического материала на занятия по обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Ведущий деятельностью детей является игра. Как повысить эффективность усвоения программного материала? С помощью игр, с использованием дидактического материала. Обучение грамоте проводится фронтально, но не все дети всегда посещают детский сад, причины разные
Знакомство с буквой у этих детей происходит индивидуально, чтобы быстрее и лучше запомнить эти буквы, мы с буквами играем.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Публикация «Педагогический проект „Использование дидактического материала на занятия по обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.
ЗАДАЧИ:
• Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
• Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами.
• Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения.
ГИПОТЕЗА:
Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
По доминирующему методу - творческий
По характеру контакта - открытый
По характеру участия: ребёнок-участник
По продолжительности –долгосрочный
По предметному содержанию - обучение грамоте
По характеру контактов-контакт с семьёй и педагогами
По характеру охвата – фронтальный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети, воспитатели и родители.
ПРИНЦИПЫ:
Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний.
Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
Принцип последовательности, доступности, систематичности.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как повысить эффективность усвоения программного материала?
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
Выполнение заданий в вечернее время
Проведение консультаций для родителей
Посещение родителями занятий по обучению грамоте
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Подготовительный.
-Планирование по разделу «Обучение грамоте»
- Изучение методической литературы по данному вопросу
- Изготовление пособий /таблиц, карточек, игр/
- Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте
- Разработка диагностической карты по данному разделу
- Первичное обследование детей
- Консультации для родителей и воспитателей
Основной этап
-Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте
- Консультации для родителей, чьи дети имеют трудности в усвоении материала
- Проведение совместных мероприятий с родителями
- Закрепление материала во время вечерних занятий.
Заключительный этап
Результаты диагностики усвоения материала детьми.
Отчёт о результативности на итоговом педсовете.
При знакомстве со звуками играли в словесные игры:
1) «Хлопки в ладоши, если услышишь звук (а; о …и т. д.)»;
2) «Придумай слово с заданным звуком»;
3) «Поймай звук в начале, середине, конце слова» ;
4) «Зажги фонарик (символика обозначения звуков);
5) С/рол игра «Магазин»;
6) настольные игры «Подбери слово с одинаковым первым (последним)
звуком;
7) «Найди схему слова»;
8) «Определи место звука в слове»;
9) «Какое слово лишнее».
- Проведение итогового контроля
- Отчёт о результативности на итоговом педсовете.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
При знакомстве с буквами использовали методы и приемы :
- рисование буквы в воздухе двумя руками;
- написание букв по точкам, на манке, лепили из пластилина;
- выкладывание букв из счетных палочек, косичек, камешек, пуговиц;
- обведи по контуру, штриховка;
- нахождение буквы среди графически сходных;
- дописывание элементов букв.
Играли в игры:
- «Что изменилось»
- «Чудесный мешочек»;
- «Помоги собрать все гласные буквы
- «Найди букву, которая спряталась»;
- «Найди одинаковые буквы в словах и соедини их»
Настольные игры:
- Подбери слово с одинаковым первым (последним) звуком;
- «Буквы»;
- «Изобрази букву»;
- «Что изменилось»;
- «Разложи как я».
В процессе игр с буквами подвести детей к тому, что бы они предложили
создать альбом «Самая красивая буква»
К данной работе желательно подключить и родителей детей.
Возможно проведение открытого занятия для родителей по подготовке к
обучению грамоте.
Аналитическая работа ведется и со слогом
Игры:
- «Допиши букву и прочти слог»;
- «Соедини согласную с гласной и прочти слог»;
-«Лифт»;
- «Поймай слог в начале, конце, середине;
- «Придумай слово с заданным слогом» и т. д. ;
- «Найди слова с одинаковым слогом».
Для расширения поля зрения предлагаю таблицы:
Постепенно слоги соединяем в слова.
Игры:
- «Соедини слог с буквой и прочти слово»;
- «Соедини два слога и прочти»;
- «Слова ребусы» (сколько букв, попробуй составь слово);
- «Найди гласную и согласную в мешочке».
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате обучения дети овладевают слоговым чтением, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать короткие тексты, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.
ВЫВОД
В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к сложному процессу обучения чтению и письму. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.
Приложение
1. Диагностика по разделу «Обучение грамоте»
2. Анкета для родителей «Показатели готовности ребёнка к чтению»
3. Таблица «Формы организованной деятельности по подготовке детей к освоению грамоты»
4. Дидактический материал к занятиям по обучению Грамоте.
5. Список информационных ресурсов.