Ерлыгина Ирина
Педагогический проект «Охрана труда в наших руках»
Педагогический проект
Тема: «Охрана природы в наших руках»
Время проведения проекта : 2019-2020 учебный год.
Вид проекта : педагогический+творческий
Тип проекта : информационно – практико - ориентированный.
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Масштаб проекта : краткосрочный начало: с 16 апреля по 10 мая
Публикация «Педагогический проект „Охрана труда в наших руках“» размещена в разделах
Раздел программы: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой С. Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог»
Актуальность
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Противоречие: у детей необходимо формировать элементарные знания об охране природы, но содержание не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере в сотрудничестве с родителями.
Гипотеза: если знать об охране природы, то можно помочь сохранить природу и не дать ей погибнуть.
Цель проекта.
Содействие формированию у детей представления о необходимости сохранения природы на планете.
Задачи проекта.
1. Формировать у детей представления о природоохранных мероприятиях;
2. Создать условия для активного накопления детьми знаний и представлений о природе и желание её сберечь.
3. Развивать практическую готовность созидать и бережно обращаться с природой.
4. Обогащать предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС к предметно-развивающей среде ДОО.
5. Активизировать участие родителей в реализации педагогического процесса через совместную деятельность с детьми.
Прогнозируемый результат проекта.
Освоение детьми познавательного интереса к природоохранной деятельности.
Освоение детьми осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы.
Сплочение коллектива родители – воспитатели – дети.
Обогащение предметно - развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги-единомыщленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное получение обратной информации от родителей с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть активность своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно транслировать родителям положительного образа ребенка под девизом. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Основные принципы реализации проекта при организации работы с детьми и родителями: личностно-ориентированный и деятельностный подходы; открытость детского сада для семьи; сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Ресурсы:
1. Нормативно-правовое обеспечение
• Закон РФ «Об образовании в РФ» 2012
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010г. №91
• ФГОС ДО
• Основная образовательная программа ДОО
• Комплексная программа «От рождения до школы»
2. Педагоги ДОУ
3. Материально - техническое оснащение группы
Риски:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Предупреждение рисков:
учет индивидуальных особенностей семей; высокий уровень подготовленности мероприятий, которые заинтересовывают родителей.
Формами отчёта участников проекта будут
– презентация проекта на педагогическом совете;
– размещение итогов работы по проекту на сайте детского сада.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Мероприятие Сроки Участники Предполагаемый продукт и результат
Изучение нормативно-правовой документации, литературы по проблеме проекта 14.04-16.04. Воспитатель Определение нормативной базы исследования
1. Анализ оснащенности предметно-игровой среды группы
17.04. Воспитатель Аналитическая справка
2. Подбор диагностических методик для детей и родителей 18.04. Воспитатель Пакет диагностических методик
3. Изучение содержания программы по данному направлению и смежных образовательных областей 19.04. Воспитатель Владение педагогами содержанием
программы по данному направлению
2. Проектировочный этап
№
п/п Мероприятия с детьми Сроки Участники Результат
1. Тестирование уровня знаний детей 20.04 Воспитатель, дети и родители определен уровень знаний детей о природе.
2. Анализ ППРС в группе по теме проекта 20.04 Воспитатель Аналитическая справка
3 Анкетирование родителей 23.04 Воспитатель, родители Определена степень заинтересованности родителей в необходимости взаимодействия
4. Разработка плана-графика мероприятий 23.04-25.04 Воспитатель План-график мероприятий проекта
3. Этап реализации проекта
План-график
№
п/п Мероприятия с детьми Сроки Ответственные Результат
1
2 Беседа с детьми на тему: "Планета Земля в опасности" (показ презентации с картинками)
Просмотр фильма
«Эколята - молодые защитники природы»
Аппликация
«Волшебница весна» 26.04
27.04
Воспитатель, дети
Воспитатель Дети узнали и увидели, что планета Земля в опасности
Дети увидели, как Эколята защищают природу
Дети создали необычную аппликацию «Волшебница весна»
3 НОД
«Берегите природу!»
Д/и «Запрещающие знаки на природе» 30.04 Воспитатель Дети научились, как нужно беречь природу
Дети узнали, какие бывают запрещающие знаки
4 Беседа
«Как вести себя в лесу?»
Кроссворд
«Берегите лес»
02.05 Воспитатель Дети узнали, как правильно вести себя в лесу
Дети решили кроссворд
5 Викторина
«Друзья Природы»
03.05 Воспитатель Дети обобщили знания об охране природы
6 Рисование
«Любимый уголок природы»
Чтение рассказа В. Бианки
«Леса» 04.05. Воспитатель, дети Дети нарисовали любимый уголок природы
Дети послушали рассказ «Леса»
7 Беседа
«Сохраним нашу природу во всей её красе»
(показ презентации с картинками)
Дидактические игры:
«Волшебство своими руками»,
07.05 Воспитатель, дети Дети узнали, как нужно сохранять нашу природу
Дети создали волшебство своими руками
8 Чтение рассказа В. Бианки
«Тайна ночного леса»
НОД
«Мы друзья природы» 08.05 Воспитатель, дети Дети узнали тайны ночного леса
Дети усвоили, что природа нуждается в их помощи и заботе.
9 Праздник
«Посвящение в юные экологи» 10.05 Воспитатель, дети Дети прошли посвящение в юные экологи
Мероприятия с родителями
1 Анкета для родителей 23.04. Воспитатель Выявлен уровень заинтересованности родителей по данному проекту
2 Консультация
«Как научить ребёнка любить и охранять природу»
27.04 Воспитатель, родители Родители поняли, как нужно научить ребёнка любить и охранять природу
3 Круглый стол
«Сбережём природу!» 03.05 Воспитатель Родители смогли обсудить проблемы и ситуации о том, как беречь природу
4 Праздник
«Посвящение в юные экологи» 10.05 Воспитатель Родители приняли участие в посвящение детей в юные экологи
Детский творческий проект :
1. Во время беседы «Планета Земля в опасности», на которой мы поговорили и рассмотрели картинки, на которых изображены леса с мусором, редкие растения погибают, водоемы загрязнены. Воспитатель задал вопрос детям «А как мы можем помочь нашей природе?
2. Дети высказывают свои идеи по реализации проекта :
Маша – создать красная книгу «Пермского края»
Максим - нарисовать альбом «Как нужно охранять и беречь природу»
Артём - записать видеоролик «Охрана природы»
Полина- Фотоальбом «Мы охраняем»
Антон – сочинить стихотворение «Эколята»
Саша – провести со всеми беседы на тему «Природа в опасности»
3. Воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи. После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать о том, что необходимо для ее реализации.
4. Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников. В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект. Дети обсуждают все идеи, и в итоге выбирают одну идею из всех.
Воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.
Большее количество детей проголосовало за альбом «Как нужно охранять и беречь природу» и дети воплощают эту идею. Затем дети начали рассуждать о том, как воплотить эту идею.
5. Воспитатель информирует родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.
6. Воспитатель вместе с детьми организует работу по реализации проекта альбом «Как нужно охранять и беречь природу» дошкольники делятся на рабочие группы (например, одна группа рисует охрану и защиту водоёмов, вторая группа, как охранять лес и т. д.).
Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.
7. Воспитатели продумывают, как представить полученный продукт. Ребята показывают и рассказывают свои проект ребятам из другой группы, выставляют в группу, в экологический уголок.
4. Оценка эффективности проекта
Результаты повторной диагностики детей и анкетирования родителей
(описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики) Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
Выводы
В результате проектной деятельности дошкольники познакомились с мероприятиями по защите и охране природы, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить нашей плане. Благодаря оформлению тематического уголка группы, использованию различных наглядных и дидактических пособий, подбору видеоматериалов, методической и художественной литературы, у детей была создана такая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей. На занятиях дошкольники узнавали много нового, обогащали свой словарный запас, устанавливали причинно-следственные связи и учились правильно делать выводы. Так же, одним из важных результатов нашего проекта стало и приобщение родителей к непосредственно образовательному процессу. Взрослые с большим удовольствием знакомили детей с охраной и защитой природы и уже в домашних условиях совместно готовились к занятиях по теме нашего проекта. Всё это непосредственно повысило педагогическую культуру родителей.
Литература
1. Аксёнова М. Д. Энциклопедия для детей т. 12 книга Россия Физическая и экономическая география [Текст] : энциклопедия/ М. Д. Аксёнова – Москва:2-е изд. испр. Аванта+2000 – 704 с. ил.
2. Гроздова, Н. Б. Деревья кустарники и лианы [Текст] : справочное пособие/ Н. Б. Гроздова, В. И. Некрасов, Д. А. Глоба-Михайленко; Лесная промышленность; М. :; 1986. – 349 с.
3. Домашний альманах [Текст] : книга для чтения, содержащая также разнообраз. полез. сведения и житейск. советы/ сост. М. Н. Ишков, Н. Л. Огнева; Сов. писатель: Ред. – произв. агенство «Олимп»; М. :; 1991. – 395 с.
4. Калецкая М. Л., Немцова С. Ф., Соколова Н. Н. Дарвинский заповедник. // Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. I [Текст] : книга/ М. Л. Калецкая, С. Ф. Немцова, Н. Н. Соколова – Москва: Мысль, 1988 с 152-184.
5. Николаева, С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет [Текст] : учебное пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/С. Н. Николаева; Мозаика-синтез; М. :; 2010. – 125 с.
6. Перфильева Н. Б. Растительный мир Ярославской области серия «Библиотека Ярославской семьи» [текст] : книга/ Н. Б. Перфильева – Рыбинск изд. Медиарост, 2014 -132 с.
7. Рыжова, Н. А. Программа «Наш дом – природа» [Текст] : программа экологического образования дошкольников/ Н. А. Рыжова; «Карапуз-дидактика»; М. :; 2005. – 192 с.
8. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они? [Текст] : учебное пособие для воспитателей гувернёров и родителей / Т. А. Шорыгина; Гном и Д М. :; 2007. – 64 с.
9. Фильм про Эколят – Молодых защитников природы https://www.youtube.com/watch?v=tXFwR54UBbY
10. Фильм Дарвинский заповедник Опубликовано: 19 февр. 2016 г. https://www.youtube.com/watch?v=Mw_b5q-tcS4
11. Шишкина школа — образовательные программы для детей дошкольного возраста. Видеоуроки по русскому языку, математике, географии, рисованию, рукоделию, природоведению и музыке. Познавательные и обучающие фильмы, мультфильмы и передачи. https://www.youtube.com/watch?v=gL4fvcGOExg
12. Экоинформ [электронный ресурс] / Информационное агентство, освещающее проблемы экологии России и мира – 2001-2013 / Режим доступа: https://www.ecoinform.ru 07.03. 2017 21:46