Галина Бибикова
Педагогический проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»
Тип проекта:
- по методу – познавательно - исследовательский;
- по содержанию – ребенок и природа;
- по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
- по количеству участников – групповой, дети 6-7 лет, их родители;
- по продолжительности – краткосрочный (4 недели).
Публикация «Педагогический проект „Огород на окне“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для их поисково-исследовательской деятельности, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Цель - создание условий для познавательно–исследовательской деятельности с детьми по экологическому воспитанию.
Проектная идея - создать в группе детского сада огород на окне.
Задачи проекта:
1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими плодами.
3. Развивать познавательные и творческие способности детей.
4. Формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
6. Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
1 этап (подготовительный) - вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний, разработка проекта, планирование деятельности (1 неделя)
1. Ознакомительная консультация для родителей относительно реализации проекта.
2. Выставка книг с русскими народными сказками, стихов, рассказов о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей.
3. Подбор методической, справочной, художественной литературы по теме проекта.
4. Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток.
5. Раскрашивание картинок «Овощи».
6. Чтение художественной литературы (сказок, стихотворений т. д., рассматривание иллюстраций в книгах).
7. Оформление дидактических игр и атрибутов для сюжетно - ролевых игр. 8. Разработка тематического и перспективного плана мероприятий.
План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на окне».
Мероприятия:
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». (воспитатель)
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей. (воспитатель)
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. (воспитатель)
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. Воспитывать желание помогать взрослым. (воспитатель)
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе. (воспитатель)
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами. Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами. (воспитатель, музыкальный руководитель)
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. (воспитатель)
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. (родители)
9. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи».
Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». (воспитатель)
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями. (воспитатель)
11. Фотоотчёт для родителей. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. (воспитатель)
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Развивать смекалку, память, внимание. (воспитатель)
13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. (воспитатель)
14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. (воспитатель)
15. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». Развивать у детей актёрские способности. (воспитатель)
16. Проведение опытов, экспериментов Выявить условия, необходимых для роста и развития растений. (воспитатель)
17. Создание фотовыставки «Чудо на окне». Подвести итог проделанной работы. (воспитатель)
В группе детского сада разбили огород на окне. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овоща. На этом этапе педагоги подобрали иллюстративный материал, дидактические игры, разработали конспекты занятий, продумали тематику бесед с детьми и родителями.
2 этап (исследовательский) – выполнение проекта, познавательно-исследовательская деятельность, формирование специфических знаний, умений и навыков у детей, направление и контроль осуществления проекта, практическая помощь педагогов (2 недели).
Совместная деятельность с детьми
Познавательное развитие:
1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин»,»Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов о овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме.
7. Загадывание загадок об овощах.
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Речевое развитие:
1. Заучиваний стихотворений, пословиц, загадок.
2. Беседы о разнообразии растительного мира.
3. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях
4. Составление описательных рассказов об овощах.
5. Беседа с использованием мультимедиапрезентации.
6. Серия бесед по сказке «Мужик и медведь».
7. Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка», В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Л. Л. Орлова «Три картофельки».
8. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.
Социально-личностное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по стихотворению Ю. Тувима.
4. Изготовление табличек-указателей.
5. Посадка семян овощей.
6. Уход за растениями: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Продуктивная деятельность дошкольников (рисование по замыслу) «Мой огород на окне, каким он будет»
2. Работа детей с книжками-раскрасками
3. Рисование «Овощи»
4. Рисование «От семечка к плоду»
5. Изготовление и украшение тары для посадки»
6. Лепка «Овощи»
7. Рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии».
8. Аппликация «Дары осени».
9. Изготовление поделок из природного материала.
10. Слушание и разучивание песни «Урожайная».
11. Хоровод «Кабачок»
12. Драматизация сказки «Репка»
13. Развлечение «Веселый огород».
Физическое развитие:
1. Физкультминутка «Росточки», Мы капусту солим»
2. Театр пальчиков и языка, пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/и «Овощи в корзину»,
«Догони».
Таким образом, на 2-ом этапе дети посадили растения и наблюдали за их ростом, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в «Дневниках наблюдений». В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 этап (заключительный) – подведение итогов, презентация проекта
(1 неделя).
1. Оформление выставки рисунков «От семечка к ростку»
2. Фотовыставка «Чудо на окне»
3. Развлечение «Весёлый огород»
Итак, на 3-ем этапе провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей, опираясь на зафиксированные детьми изменения с растениями в «Дневниках наблюдений». Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», фотовыставку «Чудо на окне». Провели конкурс загадок «Угадай название овоща» и развлечение «Весёлый огород».
По итогам реализации проекта были получены следующие результаты:
1. Дети познакомились с культурными растениями.
2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на подоконнике.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне»
Литература:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб. : Детство-пресс, 2012.
2. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Дошкольник и рукотворный мир. Пед. технология. / М. В. Крулехт. – СПб. : Детство-Пресс, 2003.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж, 2002.
5. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2003.
Приложение:
План экспериментальной деятельности
Земля
Название мероприятия: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Материал, оборудование: земля в контейнерах.
Вода
Название мероприятия: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения.
Цель: Определить роль солнца в жизни растений.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).
Человек
Название мероприятия: Человек и растения.
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).