Елена Петрова
Педагогический проект по знакомству с гжельской росписью «Нежно-голубое чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7» г. Канаш Чувашской Республики
Педагогический проект
«Нежно-голубое чудо»
Разработчик: Петрова Елена Сергеевна
Исполнитель проекта :
воспитатель Онорина Каролина Викторовна
Канаш, 2017
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект по знакомству с гжельской росписью „Нежно-голубое чудо“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Гжель. Рисование
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством. По словам Н. П. Сакулиной, маленькие дети воспринимают работы народных мастеров глубже и полнее, чем полотна живописи и станковую скульптуру.
Произведения декоративно-прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но ещё и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяют добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивают у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывают интерес к народному творчеству.
В последнее время подчёркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания, что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.
Глядя на гжельские узоры ещё раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необходима детям; поэтому актуальным является поиск, оптимизирующих процессов формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании народно-прикладного искусства в декоративном рисовании.
Тема проекта «Нежно-голубое чудо» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей
Декоративное рисование и лепка по мотивам гжели в интересной, ненавязчивой форме решают эти проблемы.
Анализ внешней и внутренней среды.
В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Цель проекта.
Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта.
- Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
- Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
- Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
- Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
- Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
- Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
- Привлекать родителей к участию в проекте.
Участники и их роль в реализации проекта
Проект реализуется в форме взаимодействия педагогов, детей и родителей. Проект представляет собой цикл мероприятий по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей в целях воспитания у дошкольников интереса к народному декоративно-прикладному искусству, чувства гордости за свой народ, уважения к его традициям и истории, предполагает привлечение родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Воспитатель, расширяя знания детей, знакомит с новыми способами рисования узора, имеет возможность направлять работу в нужное русло.
Продолжительность проекта.
Среднесрочный (декабрь – март)
Механизмы реализации проекта :
Изучение методической литературы; мониторинг изобразительной деятельности детей; индивидуальная, подгрупповая работа с детьми в режимных моментах и НОД; взаимодействие с родителями; пополнение развивающей среды
План действий по реализации проекта
1. Выбор творческого названия;
2. Постановка основополагающего и проблемного вопросов.
3. Поиск материала по выбранной теме;
4. Проведение исследований; представление полученных результатов;
5. Выполнение творческих заданий;
5. Организация открытых занятий, выставки детских работ.
План реализации проекта
№ Мероприятие Участники Срок проведения Ожидаемый результат, продукт деятельности
I – этап подготовительный (организационно-диагностический)
1. Анализ воспитательного процесса по данной теме Воспитатель 1.12.2016 -5.12.2016 г. Проанализированы программно-методическое, наглядно-методическое обеспечение по данной теме; наличие художественной литературы
2. Анкетирование родителей Воспитатель 8.12.2016 – 11.12.2016 г. Выявлены образовательные инициативы семьи по данному направлению
3. Интервьюирование детей Воспитатель 16.12.2016 -19.12.2016 г. Выявлен уровень знаний воспитанников по теме проекта
4. Создание творческой группы воспитателя и родителей с целью составления плана мероприятий проекта Воспитатель, родители до 29.12.2016 г. Составлен план мероприятий
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта в группе Воспитатель, родители, дети В ходе проекта Предметно-пространственная среда оснащена наглядно-дидактическими материалами по теме проекта
6. Создание компьютерных презентаций, посвященных декоративно-прикладному искусству Гжели Воспитатель В ходе проекта Создан наглядно-дидактический материал в виде презентаций
7. Создание наглядно-дидактических пособий для проведения ООД Воспитатель В ходе проекта Выполнены наглядно-методические пособия по теме проекта
8. Создание материалов для заочного консультирования родителей Воспитатель В ходе проекта Включение родителей в образовательный процесс по теме проекта
II – этап практический
1. Беседа «Синее чудо Гжели» Воспитатель 9.01.2017 г. Проведена беседа в соответствии с планом, дети получили первоначальное представление о гжельской росписи
2. Чтение:
- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;
- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;
- стихотворения о Гжели;
- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели» Воспитатель 14.01.2017-18.01.2017 г.
Формирование духовно-нравственных представлений у дошкольников
3. Виртуальные экскурсии:
- «фото-экскурсия в сине-белую сказку Гжели» Воспитатель, родители 23.01.2017 г.
25.01.2017 г.
Проведены экскурсии в соответствии с планом, дети получили представления о самобытности гжельской росписи, о производстве изделий
4. Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров Родители, дети В ходе проекта Рассмотрены альбомы по гжельской росписи
5. Организованная образовательная деятельность «Нежно-голубое чудо - сказочная Гжель» Воспитатель 15.02.2017 г.
в соответствии с планом ВОР Проведена ООД в форме занятия
6. Создание мини-музея ДОУ экспонатами гжельской росписи Родители, дети В ходе проекта
Музей пополнен новыми образцами гжельских мастеров
7. Систематизация методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Воспитатель В ходе проекта
Для родителей подготовлены памятки, рекомендации, консультативный материал по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников
III – этап заключительный (итоговый)
1. Выставка детских работ «Сказочная Гжель» 20.02.2017 г. Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
2. Обобщение опыта работы по проекту 12.03.2017 г. Обобщён опыт работы по проекту
3. Публикация материалов проекта на личном сайте 20.03.2017 г. Материалы опубликованы на личном сайте
Ожидаемые результаты проекта.
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.
- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).
Критерии и показатели эффективности проекта.
1. Качество воспитательно-образовательных мероприятий:
- увеличение доли воспитанников, вовлечённых в работу по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию;
- увеличение доли воспитанников, обогативших знания об истории возникновения и традициях гжельской росписи.
2. Включение родителей в образовательный процесс:
- увеличение доли семей заинтересованных в духовно-нравственном и эстетическом воспитании детей;
- увеличение доли родителей, удовлетворённых предоставленными услугами.
Результат.
- Расширены и систематизированы знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве Гжели.
- Сформированы практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ по духовно-нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей.
- Подготовлены методические рекомендации по взаимодействию с семьями в области духовно-нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
- Обогащение ДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвящёнными декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Созданы наглядно-дидактические пособия по декоративно-прикладному искусству Гжели.
- Организована выставка детских работ «Сказочная Гжель».
- Разработана программа дополнительного образования «Русские узоры» (декоративно-прикладное искусство).
Перспективы дальнейшего развития
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.