нина шурмакина
Педагогический проект «Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что вырастают и требования к воспитанникам детского сада.
Публикация «Педагогический проект „Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребёнку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Невозможно себе представить ситуацию, что человек не обладал бы воображением, фантазией. Некому было бы делать научные открытия, человечество лишилось бы произведений искусства, дети никогда не услышали бы сказок. Без воображения дети не могут учиться усваивать сложные школьные программы. Именно этот факт подтолкнул меня работать над темой «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте процесс познания ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Вид проекта : практико - ориентированный
Цель проекта : Развитие художественно — эстетического восприятия через освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- Знакомить с некоторыми видами нетрадиционных техник рисования, особенностями изобразительных материалов, средств и способов работы с ними.
• Упражнять в выборе изобразительных средств, способов изображения в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи.
• Развивать эстетическое восприятие и воображение, познавательные интересы; необходимые технические навыки и умения; творческую самостоятельность
• Воспитывать эмоционально — положительные отношения к изобразительной деятельности, прививать навыки аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам.
Срок реализации проекта : Начало работы по проекту : сентябрь
Завершение работы по проекту : май
Участники проекта : Воспитатель, дети второй младшей группы.
Образовательная область: Изобразительная деятельность (рисование)
Актуальность темы: «Ребёнок может всё, пока он не знает, что чего-то не может»- заметил в свое время известный русский педагог. Малыши чутко воспринимают цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребёнке способность к цветовому восприятию. Необходимо через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте отмечается стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, т. е. малыша интересует не только сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего с помощью цвета.
Проект даёт предпосылку для самостоятельного вхождения «детей» в большое искусство, способствует наполнению сенсорного опыта.
При знакомстве с особенностями разных техник у детей формируются необходимые навыки и умения для свободного владения в самостоятельной деятельности. Дети более решительно действуют при создании работ, радуются ярким и красочным изображениям.
В младшем возрасте тактильные ощущения играют в развитии ребёнка большую роль. Малыши рисуют пальчиками, ладошкой, ваткой, пробками, соломинками и т. д. осваивая нетрадиционные техники рисования, что способствует не только развитию воображения, но и приобщению к миру искусства.
Художественное развитие ребёнка протекает нормально, когда он осваивает «технологию искусства» не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда, приобретенный навык, становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения замыслов.
Предполагаемые результаты: Умение детей владеть, определять и называть виды нетрадиционных техник - рисования. Умение видеть особенности выполнения каждой. Адекватно выбирать способы работы с материалами, в соответствии с замыслом поставленной изобразительной задачи. Умение различать и называть основные цвета. Проявление эстетического восприятия; необходимых навыков и умений, творческой самостоятельности и активности в выполнении работы.
Проявление эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности; аккуратного и бережного отношения к изобразительным средствам и материалам.
Теоретическое обоснование проекта :
На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является формирование базиса личностной культуры дошкольников (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655). Прогрессивный характер ФГТ заключается в ориентации на модель выпускника, всесторонне подготовленного к обучению в школе посредством организации психолого-педагогического процесса, направленного на равнодолевое физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка во взаимосвязи.
Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающую социальную успешность.
Использование современных техник изобразительного творчества в образовании дошкольников обусловлено программным содержанием. Проанализировав разделы программ для дошкольных учреждений по изобразительной деятельности на предмет разнообразия использования изобразительных техник.
В Программе воспитания, обучения и развития в детском саду (М. Васильевой) для развития художественного творчества дошкольника определены следующие направления работы по художественному воспитанию детей :
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной
деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей
способности создавать новые образы, используя для этого средства разных
видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение
("дорисуй", "придумай сам", "закончи оформление сам");
д) создание материально обогащенной среды для занятий художественной
деятельностью.
Выполнение данного программного материала может быть построено на использовании современных техник изобразительного творчества.
В программе "Детство" в разделе "Изобразительное искусство и художественная деятельность детей" в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требует теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольного образовательного учреждения. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства недостаточно решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Современные же техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и "это сделал Я – все это мое!"
К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок дошкольного возраста имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа в рисунке. Это не мешает ребенку освоить те способы и приемы, которые ему были неизвестны (воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы).
При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования, называния способов. Ребенок имеет право выбора, поиска своего варианта. Он проявляет свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Создание условий, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, выбирая их по своему желанию, является необходимым в творческом процессе. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г., она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект
игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.
Рисование для детей не просто забава - это радостный, творческий, вдохновенный труд. Чтобы не иссякало ощущение счастья творчества, каждому ребенку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся ему в любой деятельности. И если из ребенка не вырастет художник, то в нем непременно разовьется человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать все, что происходит вокруг него и обостренно реагировать на жизнь.
Творческие потенции ребенка связанны почти целиком лишь с тем, что ребенок так щедро получил от природы. Но полноценное творчество зависит также и от приобретенных с опытом свойств:
-умение отвлекаться от частностей, мыслить абстрактно;
-навыка работы с материалом;
-жизненного опыта.
Лишь удачное соединение приобретенного с опытом и до опытного, природного, формирует большой талант.
Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами рисования. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании (карандаши, краски, кисти, разнообразная бумага, способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа. Руководство творческим развитием ребенка - миссия трудная, она требует от воспитателя знаний специфики детского творчества, умения тонко, тактично, не навязывая детям своего понимания представления, поддерживая инициативу, самостоятельность, способствовать активному овладению изобразительной деятельности и развитию творчества.
Радость творчества становится детям на много доступнее, когда они учатся рисовать, и знают, что есть специальные приемы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании. Чем больше места воображению, тем выше творческая активность, тем более раскован ребенок, и тем больше возможности у ребенка преодолеть технические трудности рисования. Рисование в детском саду, так же
как и деятельность художника, включает определенную технику, овладеть которой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающем. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет. То определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких действий руки, которые необходимы для рисования и овладение которыми составляет для маленького ребенка специальную задачу. Эта задача не является для малыша формальной.
Многолетний опыт работы Т. С. Комаровой по развитию детского изобразительного творчества позволил ей убедиться в том, что овладение техникой изображения, если обучение ей строится с учетом специфики деятельности и возраста детей, не является для них скучным и не интересным делом. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист за другим. Широко известно стремление детей освоить то или иное действие, движение. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием ребенок его повторяет, как бы демонстрируя свой успех, радуясь ему. При повторении изобразительных действий у ребенка формируется свобода движений, уверенность движений руки, изобразительные умения. Это доставляет ребенку радость, вызывает чувство удовольствия, желание рисовать.
Одним словом, изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит малыш, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности.
Методика обследования: Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста мной были изучины труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.
Я в своей работе использовала некоторые широко известные нетрадиционные техники рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми.
Печатка - эта техника позволяет младшему дошкольнику многократно изображать один и тот же предмет, составлять из его отпечатков разные композиции, украшая ими открытки, пригласительные билеты, салфетки. Дети младшей группы рисуют несложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали. Формы печаток можно разделить на два вида: предметные и геометрические. Предметные - изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические выполняются в форме круга, треугольника, ромба, овала и других геометрических фигур. Вначале необходимо изготовить печатки сделать это можно по-разному:
1. Штампы и печатки несложно сделать из овощей: картофеля, моркови.
Овощ разрезается по меньшему диаметру и на гладкий срез шариковой ручкой наносится нужный для печати рисунок, затем мякоть аккуратно срезается по контуру рисунка. Рельеф должен быть отдаленным от фона на 1-1, 5см. Печатку прижимают к подушечке с краской, а затем к бумаге. Для каждого нового оттиска на поверхность формы нужно снова наносить краску.
В качестве штампов используется различный подручный материал: катушки от ниток, коробочки, пенопласт, резиновый ластик, бутылочные пробки.
- Возраст: от 3 лет
- Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.
- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля или другого материала.
- Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
2. В качестве печаток можно использовать листья красивых форм. Сухие листья, с объемной стороны прокрашивают густой гуашью и осторожно укладывают накрашенной стороной на бумагу.
(Приложение 1)
Рисование пальчиками : - Очень простая техника рисования. Детям младшего дошкольного возраста еще трудно хорошо владеть кистью и карандашом, но им свойственно все исследовать пальчиками, поэтому нужно использовать эту природную способность детей.
Возраст: от 2 лет
Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия,цвет
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
(Приложение 2)
Рисование ладошкой : - Очень интересный игровой прием. Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные.
Всю ладонь обмакивают в краску и на бумаге ставят отпечаток. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Можно дополнить деталями, нарисованными кистью, фломастером, ручкой. В оттисках ладони со сжатыми или раскрытыми пальцами видны изображения рыбки, петушка, перчаток, солнца (если их прикладывать по кругу, павлина и др.
Если предложить ребенку сложить руки ладошка к ладошке и торцевую сторону ладошек окунуть в краску, а затем приложить к бумаге, то получится ствол дерева. После того, набрав зеленую краску на ладонь, приложить ее на бумагу поверх ствола, получится дерево с кудрявой кроной.
Если закрасить ладошку и два пальца – указательный и безымянный, то получится отпечаток-портрет зайчика.
Удивительные, фантастические образы получаются из обведенных фломастером ладошек с подрисованными элементами. Особенно интересны изображения диковинных птиц, рыб, растений, украшенные узорами с помощью разноцветных фломастеров.
- Возраст: от 2 лет
- Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт.
- Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
- Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
(Приложение 3)
Монотипия :– одна из наиболее распространенных и простейших техник.
Количество красок в монотипии – любое. Результат – неожиданный эффект, при котором оттиск живописного изображения приобретает специфическую фактуру, отличающуюся мягкостью и легкой расплывчатостью очертаний, что придает ему особую прелесть.
- Возраст: от 4 лет
- Средства выразительности : пятно, симметрия, цвет.
- Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
- Способ получения изображения: Лист бумаги складывают пополам. На одну из половин листа наносят яркие пятна жидкой краской, затем вторую половину прижимают к первой, тщательно разглаживают в разные стороны и разворачивают лист. На развороте получается зеркальное изображение (симметричное изображение). Остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Узоры могут вызвать ассоциации с цветами, рыбами, с облаками. Способом симметричного оттиска можно выполнить рисунки «Бабочка», «Матрешка», «Бой петухов», «Цветы в вазе», и т. п.
Материалы: гуашь или акварель, белая или черная бумага.
(приложение 4)
Тампонирование: - увлекательная техника! Для ее применения необходим тампон из марли, внутри которой вата или поролон. Легким прикосновением к бумаге, после того как набрали краску на тампон, дети будут рисовать что–ни будь пушистое, легкое, воздушное. (облако, одуванчики, сугробы, волны на море, и др.) Отпечаток, состоящий из мелких пятен, создает ощущение бархатистой поверхности изображения, а при нанесении мазка получаются и нежные ветки с едва распустившимися листочками, и шелковая трава, наклоняющаяся от ветра, и ажурные кроны заснеженных деревьев.
При помощи больших тампонов можно нарисовать пушистых животных, птиц и др., дорисовывая затем нужные мелкие детали.
Материалы: тампон, гуашь, альбомный лист.
(Приложение 5)