Светлана Ильмушкина
Педагогический проект «Родная природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
на тему: «Родная природа»
Аннотация проекта
Срок реализации: долговременный (сентябрь - октябрь, январь, апрель – май, июль).
Тип, вид проекта : информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями).
Актуальность проекта. За бесконечной суетой, ускорением темпа жизни люди перестают замечать красоту родного края, забывают традиции и культуру своего народа. Чтобы это исправить, необходимо с раннего детства воспитывать в детях патриотическое чувство, любовь к Родине. С чего начинается Родина? С речки, с леса, с горы, с семьи, с маленького дворика, где мы живем? А может она начинается с той березки, что растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома? Красавицей нашего леса называют березку? Именно со знакомства с березкой мы и начнем работу над проектом «Родная природа». Данный проект - это очень обширная, долговременная деятельность, которая предполагает знакомство с рекой Волга, Жигулевскими горами.
Публикация «Педагогический проект „Родная природа“» размещена в разделах
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Береза вызывает радость, любовь. Нет дерева в России, которому бы так повезло в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Она является образом России. По ней скучают люди, когда уезжают из России на долго. Мила она русскому человеку.
Кроме березы природа ни одно дерево не наделила такой замечательной корой белого цвета. Белая кора помогает дереву не перегреваться в жаркие дни и не переохлаждаться в сильные морозы. Поэтому береза в России встречается повсюду.
Многие народы, проживающие на территории России, почитали березу как священное дерево. Ее сажали, когда в семье рождалась дочка, и дерево становилось как бы двойником человека и покровителем - оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни человека могло и зачахнуть.
Березу любили не только за ее красоту. В старинной русской песне говорится о полезности этого дерева.
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Сегодня некоторые из этих «дел» малопонятны. Почему, например, «мир освещать»? Для освещения домов на Руси использовались березовые лучины: они могли гореть долго почти без копоти и искр.
Что значит «скрип утишать»? Из березовой коры делали деготь, которым смазывали оси колес у телег, чтобы они хорошо вращались и не скрипели.
Для лечебных целей весной собирают березовые почки. Они помогают при болезнях суставов, печени, почек.
А чистоту в доме наводили березовыми метлами. Да и в бане ароматный березовый веник очень полезен.
А березовая кора, или береста, использовалась и для других целей. Писали на бересте, плели лапти, корзины, а сейчас делают сувениры.
Главная ценность березы – древесина, очень прочная и красивая. Из нее делают красивую мебель.
Цель: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Создание условий для развития воображения и художественно – творческих способностей детей и родителей в процессе реализации проекта.
Задачи:
Приобщать детей к истокам духовной культуры русского народа: развивать представления о традициях и обычаях, связанных с русской березкой.
Развивать творческие и познавательные способности детей.
Мелкую моторику рук.
Развивать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям и умение поддерживать партнера.
Воспитывать любовь к Родине через воспитание любви к символу России – березке.
Стратегия реализации проекта
1. этап: «Рождение проблемы (подготовительный)».
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на деревья, растущие на участке детского сада.
- Ребята, а какое дерево вам больше всего нравиться? Почему у березки белый ствол? А что вы знаете о березе? (Ответы детей.)
- Что бы вы хотели еще узнать?
- Почему березу так любят в России и называют ее русской березкой? Как поэты называют березку в своих стихах? С чем ее сравнивают? А чем так полезна береза?
- Где узнать ответы на ваши вопросы? (Спросить у родителей. Узнать на занятиях от воспитателя. Прочитать в энциклопедиях и других книгах, посмотреть в Интернете.)
2. этап: «Разработка проекта «Родная природа».
1. Изучить литературу по теме проекта.
2. Подобрать материал для развития творчества детей.
3. Обсудить с родителями проблему. Определить пути решения.
3. этап: «Мероприятия и события (практическая часть)».
1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности) :
«Береза – символ России» (познавательное, рисование).
«Как человек использует березу» (познавательное, опытническая деятельность)
Панно из осенних листьев «Кораблик плывет по волнам», «Ежик» Грибы»
(познавательное, аппликация).
«Березовый лес» (познавательное, коллективная лепка).
Рассматривание картины «Золотая осень» И. И. Левитана (познавательное, рисование).
«Русская душа березы» - легенды и мифы о березе (познавательное).
Беседы: «Почему я люблю березку?», «Почему у березки белый ствол?», «Что снится березке», «Приметы и поговорки о березе».
2. Создание предметно – развивающей среды: оформление выставки
детско – родительских творческих работ «Люблю березку русскую»
фотовыставка «Родная природа», обогащение библиотечки в группе книжками о березке, дидактическими играми.
3. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Волшебная березка», С.
Есенин «Белая береза», О. Шестинский «Без берез не мыслю России…», Н. Заболоцкий «На лесной поляночке.», русская народная сказка «Как коза избушку построила».
4. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую».
5. Проблемная ситуация: «Я пойду березку заломаю», «За березовым соком».
6. Разучивание русского хоровода «Во поле березка стояла», игры «Я веночек несу», «игры с лентой «Е. Шаламовой.
7. Совместный с родителями и детьми поход в березовую рощу.
8. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в лес».
9. Совместная деятельность с семьей: (домашнее задание) «Мое любимое стихотворение о березе».
4. этап: «Заключительный (подведение итогов)».
Встреча в семейном клубе - КВН «Люблю березку русскую».
Продукты реализации проекта :
выставка творческих работ «Люблю березку русскую»; фотовыставка «Родная природа»; коллективная работа «Березовый лес; панно из осенних листьев; выставка рисунков «Береза – символ России. Разучены: стихотворения, приметы и поговорки о березе; русские хороводы; игры. Совместно с родителями организована экскурсия в березовую рощу, собрана библиотечка о березке.
Прогнозируемый результат:
1. Дети знают, почему береза является национальным деревом, символом России.
2. Имеют представления о традициях и обычаях, связанных с русской березкой.
3. Знают приметы, поговорки, стихи о русской березке.
4. Проявляют познавательные способности.
5. С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности.
6. Совершенствуют мелкую моторику рук.
7. Готовы к индивидуальному самовыражению и работе в коллективе.
Встреча в семейном клубе – КВН «Люблю березку русскую»
Зал празднично украшен, на стенах выставка детских работ: «Русская березка», фотовыставка «Родная природа», панно из осенних листьев. На столах - творческие работы «Люблю березку русскую», коллективная работа «Березовая роща». Стулья стоят в зале по обеим сторонам для команды детей и родителей. Дети входят в зал и исполняют песню – хоровод «Во поле березонька стояла».
Ведущий. Здравствуйте, дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки! Сегодня мы пригласили вас в этот зал, для того чтобы еще раз поговорить о нашей красавице березке, о замечательном дереве, который любят все жители России. Итак, тема нашей сегодняшней игры КВН – «Люблю березку русскую». А по правилам в этих соревнованиях должны участвовать несколько команд. Сегодня у нас будет команда детей и команда родителей. Ну и, конечно, нам нужно выбрать жюри. Какие будут предложения?
Выбор жюри. У них магнитная доска, карточки с цифрами, символы.
1. Конкурс «Название команды».
Придумать название своей команды (связанное с березкой, нарисовать символ команды, представить команду (1 минута).
2. Конкурс «Разминка». Отгадывание загадок.
На каком дереве две коры вместо одного? Сверху кора белая да тонкая, снизу – черная корявая (березка).
Весной зеленел, летом загорал, осенью надел красные одежды (рябина).
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит (осина).
Кудревата, беловата, наклоняется у хаты. Беленькие палочки, зеленые махалочки (береза).
Стоят столбы белые, на них шапочки зеленые. Что это (березка).
Ее всегда в лесу найдешь – пойдешь гулять и встретишь: стоит колючая как еж, зимою в платье летнем (ель).
3. Конкурс «Кто больше знает примет и поговорок о березе».
Когда береза станет распускаться, то пора сеять овес.
Из березы течет много сока - к дождливому лету.
Для врага и береза – угроза.
Бела береза – да деготь черен.
Если на березе листья начинают желтеть с макушки – жди ранней весны.
- А теперь предоставим слово жюри.
Жюри после каждого конкурса подводит итоги.
«Игра с лентой» Шаламонова Е.
На поляне под березой
С красной ленточкой хожу.
Становитесь дружно в круг,
Вы поете, я – вожу!
4. Конкурс «Интеллектуальный».
Вопрос команде 1: Какие праздники связанны с русской березкой?
Вопрос команде 2: Какое дерево наряжали на Руси на Троицу?
Вопрос команде 1: Назови березу ласково.
Вопрос команде 2: Как называется лес, в котором растет только береза?
Вопрос команде 1: Как называется кора березы?
Вопрос команде 2: Почему у березы белая кора?
Вопрос команде 1: Для чего березе черные пятна на стволе?
Вопрос команде 2: Почему в березовой роще всегда светло?
Подскажи слово. (Игра «Было – стало»).
Раньше береза была маленькая, а стала….(большая).
Раньше она была тонкая, а стала (толстая).
Раньше она была низкая, а стала (высокая).
Раньше она была молодая, а стала (старая).
Веток было мало, а стало (много).
Ветки были короткие, а стали (длинные).
Кора была гладкая, а стала (шероховатая).
Ветки были светлые, а стали (темные).
Музыкальная пауза: хороводная игра вместе с родителями «Я веночек плету…»
5. Конкурс «Любимое стихотворение о березке» (домашнее задание).
Дети читают стихи.
С. Есенин «Белая береза»;
А. Прокофьев «Люблю березку русскую»;
О. Шестинский «Без берез не мыслю России…»;
Н. Заболоцкий «На лесной поляночке…».
6. Творческий конкурс «Очумелые ручки».
Ведущий. За пять минут командам нужно составить композицию из листьев и дополнительного материала: коры, веток, ленточек и т. д. Придумайте название, оформите выставку.
Подведение итого КВН.
Песня «Кто березку причесал» музыка Л. Семеновой, слова А. Горской.
Ресурсы:
1. Битютская Н. П. Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012. – 222 с.
2. Никифорова Е. В. В гости к березкам // Музыкальный руководитель. – 2011. №3. – с. 14 – 17.
3. Зеленько Н. А. Вот и пришло лето красное // Дошкольное воспитание. – 2013. №5. – с. 124 – 127.
4. ЛоктеваН. Ю., Панкратова Ю. В., КоноваловаЕ. А. Проект «Тайна живой природы» // Воспитатель. – 2013. №6. – с. 27 – 33.
5. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень».- М. : «Издательство Скрипторий 2006, 2009. – 128с.
6. Интернет – ресурсы
https://www.treeland.ru/
ru.wikipedia.org/