Елена Тагировна Титова
Педагогический проект «Путешествие в страну Здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект на тему «Путешествие в страну Здоровья»
Автор проекта : Титова Елена Тагировна
Воспитатель второй квалификационной категории
МБДОУ № 172
Нижний Тагил
2013
Информационная справка:
Проект является информационно-творческим, краткосрочным. Время реализации проекта : сентябрь – ноябрь 2013 года. Проект рассчитан на дошкольников средней группы дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Педагогический проект „Путешествие в страну Здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Участники проекта :
Непосредственными участниками проекта являются дети, родители, педагоги группы.
Реализация проекта предусматривает привлечение специалистов детского сада.
Актуальность работы:
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей, а именно:
- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;
- недостаточно продумана здоровье сберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);
- несовершенство физкультурно-оздоровительной работы;
- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;
- несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни.
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:
- рост заболеваемости;
- подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;
- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
- отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);
- выходит социально неадаптированная личность;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ.
Цель работы:
Приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Обогатить общие представления о здоровье, как ценности.
2. Помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни.
3. Привить стойкие культурно-гигиенические навыки.
4. Привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ.
Принципы реализации проекта :
• Системный подход - т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
• Принцип "Не навреди" Предусматривает использование в работе только безопасных приемов оздоровления.
• Принцип гуманизма. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
• Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам – научи друга".
• Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
• Принцип доступности - использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
• Принцип активности - участие всего коллектива педагогов, родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
- повышение собственного здоровья;
- повышение уровня адаптации к изменениям окружающего мира;
- повышение уровня познавательной активности педагога;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников:
- формирование дружеских отношений в коллективе.
Для педагогов :
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников;
- создание содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- привлечение родителей для совместной работы;
- реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
- установление комфортных отношений с коллегами.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Организация проекта
1 этап. Постановка проблемы
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения. Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников нашей группы показал, что из 23 детей с первой группой здоровья всего 4ребёнка (15%, вторая группа здоровья у 16 человек (75%, с третьей группой здоровья — 2 ребёнка (10%, и с четвёртой группой здоровья 1 ребёнок (5%). В основном у детей отмечено: частые простудные заболевания, плоскостопие и наблюдение у невролога. Проведенная диагностика по образовательной области «Здоровье» показала, что необходимый уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни имеют 25% воспитанников, средний- 30%, низкий - 45%
Опрос детей по вопросам: Что такое здоровье? Кто такой здоровый человек? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? показало, что у 67 % детей недостаточно знаний о способах сохранения и укрепления здоровья человека.
2 этап. Работа над проектом
Для реализации данного направления работы в педагогической деятельности мной был разработан проект «Путешествие в страну Здоровья» для работы с детьми среднего возраста.
Обеспечивая комплексный подход в решении задач образовательной области «Здоровье» мной подобраны здоровье сберегающие образовательные технологии, целью которых является обеспечение ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков, не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучения использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Наш девиз: «Всем известно и понятно, что здоровым быть приятно. Только надо знать, как здоровым стать!»
3 этап. Презентация проекта
Фотовыставка в группе «В здоровом теле — здоровый дух»; в уголке для родителей папка передвижка «Добрые советы» и «Читаем дома»;; информация для родителей «Как провести выходной?»; конкурс для родителей на лучшую фотографию «Выходной с пользой для здоровья». Итоговое мероприятие «У солнышка в гостях» физкультурный досуг.
План проекта :
Этап проекта Содержание деятельности Практическая деятельность
1. Погружение в проект
1. Вызвать желание у детей узнать, как сделать так, чтобы больше в группе никто не болел.
2. Просмотр мультфильма: «Непослушный бегемот». 1. Беседы:
«Откуда берутся болезни? (микробы, вирусы).
«Что делать, если человек заболел?»,
«Беседа о пользе спорта для здоровья».
2. Просмотр мультфильма: «Непослушный бегемот». Обсуждение мультфильма.
2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы
1. Экскурсия в медицинский кабинет д/сада.
1. Беседа с медицинской сестрой о способах сохранения здоровья.
3. Реализация проекта 1. Чтение литературных произведений (сказки) и научно-популярной литературы. (энциклопедия для детей «Почемучка»). Пословицы, загадки.
2. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека». 1. Беседа по прочитанным произведениям.
2. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека».
4. Презентация проекта 1. Подготовить фотовыставку в группе «В здоровом теле здоровый дух».
2. Оформить папку передвижку, буклеты для родителей.
3. Подобрать информацию для родителей на тему: «Как провести выходной день?» 1. Показ фотовыставки, папки передвижки и итогового мероприятия. (физ. досуг).
.
План взаимодействия с родителями:
Содержание деятельности Практические материалы
1. Познакомить родителей с планом работы по проекту : «Путешествие в страну здоровья».
1. План по реализации проекта : «Путешествие в страну здоровья».
2. Подготовить информацию в уголке для родителей на тему:
«Как провести выходной день с ребенком», «Добрые советы». 2. Стендовая информация по данной теме.
3. Привлечь родителей к конкурсу на лучшую фотографию по теме: «Выходной с пользой для здоровья». 3. Фотовыставка и награждение.