Гуреева-Князева Марина
Педагогический проект «Музыкально-ритмическая головоломка»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»
ПРОЕКТ :
“МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА”
НОМИНАЦИЯ:
педагогический проект
ВЫПОЛНИЛА:
муз. рук. МАДОУ №22 “Тополёк”
Гуреева-Князева Марина Гавриловна
г. Бердск-2021 года
ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА
Публикация «Педагогический проект „Музыкально-ритмическая головоломка“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Однажды во время моего музыкального занятия в средней группе на танцевальном входе в паре неожиданно рассорились мальчик Е. с девочкой Л. - Е. чересчур сжал руку Л. Раскраснелись оба так, что их согруппница И. им говорит: “Ну, вы прямо как Гнев и Брюзгливость”. Мы, конечно же, сгладили ситуацию, перевели в шуточную форму - через проигрывание, как Печаль и Радость (дети сами предложили эту идею, нашли детей на роли Печали и Радости) вернули прежнее доброе отношение друг к другу. Но тогда мелькнула мысль пересмотреть ещё раз мультфильм про 5 базовых эмоций “Головоломка” (Disney, 2015).
Смотря этот мультфильм, я обратила особое внимание на музыкальное оформление - какое разнообразие образов и эмоций. А что если с помощью этой музыки и других музыкальных композиций попытаться научить детей контролировать себя в той или иной роли? Ведь дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку самостоятельно не умеют управлять своими чувствами. Это часто приводит к импульсивности поведения, осложняет общение со сверстниками и взрослыми.
АКТУАЛЬНОСТЬ
ФГОС ДО видит главной целью дошкольного образования не подготовку детей к школе, а разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, их эмоционального, коммуникативного, физического и психического развития.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.
Именно эмоции позволяют эффективно взаимодействовать ребёнку и взрослому с окружающими, лучше понимать себя и других, доверять друг другу и действовать в команде, ставить перед собой цели и достигать их.
Во власти музыки и танца сформировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развить произвольность поведения, сделать чувства более устойчивыми и глубокими.
Поэтому я углубилась в тему эмоций, а точнее эмоционального интеллекта через музыку и танец. Ведь танец – это музыкально-пластическое искусство всестороннего развития личности. В танцах имеются неограниченные возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости, а также формирование внутренней культуры подрастающего человека и его эмоциональной сферы.
ЦЕЛЬ проекта : попытка обратить внимание детей на свои эмоции и приучить регулировать их с помощью танцевальных движений.
ЗАДАЧИ:
1.) научить передавать различные чувства в танце, выражать своё отношение к передаваемому образу через движения;
2.) развивать воображение, память, музыкально-слуховые ощущения, а также чувственную сферу благодаря своему выражению в танцах;
3.) воспитывать эмоционально-образное мышление (эмоциональный интеллект).
Вид проекта : творческий, групповой, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта : долгосрочный (в течение 2020-2021 уч. года).
Участники проекта : воспитанники (дети 6-7 лет) и воспитатели подготовительной группы №13 “Капитошки”, администрация МАДОУ № 22 “Тополёк” г. Бердска.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ реализации проекта :
- повышение уровня эмоционального развития детей через разучивание танцев с учётом выражаемых эмоций;
- заинтересованность воспитателей как участников образовательного процесса;
- дети научатся не только передавать чувства в танцах, но и выражать своё отношение к передаваемому образу через танцевальные движения;
- у детей благодаря самовыражению в танцах будет более развитым воображение, память, музыкально-слуховые ощущения и чувственная сфера;
- усилится эмоционально-образное мышление и эмоциональный интеллект детей.
ОБОРУДОВАНИЕ, ресурсное обеспечение
1.) Материально-техническое: ноутбук, усилитель, микшер, мультимедийный проектор с экраном.
2.)Музыкально-методическое : ФГОС ДО, Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010; ежегодная подписка музыкальных журналов, в частности – «Музыкальный руководитель», «Весёлая нотка», «Музыкальная палитра» и другие, Методика музыкального воспитания в детском саду под ред. Н. А. Ветлугиной.
3.) Информационно-методическое: предложенный ниже список использованной и рекомендуемой литературы и интернет-ресурсы.
4.)Музыкальный, оборудованный для танцев, зал.
5.)Фонотека - подборка музыкально-танцевальных композиций по базовым видам эмоций.
6.)Необходимые атрибуты и реквизит для игр, танцев и инсценировок: маски эмоций и зверей, костюмы для детей, ширма, листочки, грибочки, ленточки, платочки, снежинки, флажки, султанчики и другое для танцев; детские музыкальные и шумовые инструменты (барабаны, тарелки, металлофоны, ксилофоны, гусли, гармонь детская, бубны, трещотки, маракасы, колокольчики разных видов, бубенцы, дудочки и другие).
7.)Музыкальный стенд для размещения фотоотчётов для родителей с развлечений и праздников для детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА :
Данный Проект реализуется на базе муниципального автономного дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22 ”Тополёк", расположенного в городе Бердске Новосибирской области с сентября 2020 года. Срок окончания Проекта - май 2021 года.
Проект направлен на развитие эмоциональной сферы, гармонизацию отношений детей подготовительного к школе дошкольного возраста, на умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на формирование эмоционального отношения к действительности и людям.
Данный проект органично вписывается в образовательную Программу детского сада и его среды и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса, предусматривающего обогащённое всестороннее развитие детей, создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности и позитивных личностных качеств.
В процессе Проекта дети смогут прочувствовать основные эмоциональные состояния (радость, страх, печаль, гнев, обида, интерес, восхищение) и смоделировать социальные ситуации для конкретного эмоционального состояния и способы поведения в нём через танец.
Проект способствует активизации работы с воспитателями по изучению и закреплению знаний о развитии эмоциональной сферы каждого воспитанника подготовительной группы №13 “Капитошки” МАДОУ №22 “Тополёк”.
Возможные риски:
“зацикливание” детей на какой-то одной эмоциональной сфере (особенно если отрицательной,
неравномерность количества подобранных музыкальных произведений по сферам эмоций (вдруг отрицательных образов больше, чем положительных,
незаинтересованность детей и воспитателей в разучивании дополнительного музыкально-танцевального материала;
возможно подобранный мною репертуар из классических произведений и мультфильмов и фильмов будет не восприниматься детьми (будет перегружен эмоционально);
низкая компетентность и активность воспитателей.
Пути решения возможных рисков:
детям давать прослушивать музыкальный репертуар дозированно, порционно, на распознавание положительных и отрицательных эмоций в равной степени;
тщательная градация выбираемых произведений - упор на более мягкие, положительные образы;
поиск интересных подходов для разучивания нового репертуара (например, с помощью изготовления новых масок и атрибутов, использование профессионального грима и другое);
не перегружать детей обилием новых, полярных образов, а действовать от агрессивного к миролюбивому настрою (а не наоборот);
консультирование, разъяснение педагогам основных идей Проекта, его необходимости на сегодняшний день.
МЕТОДЫ,
используемые в процессы работы с детьми над Проектом :
МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВА – универсальный метод, с помощью которого я решаю различные задачи: раскрываю содержание музыкальных произведений, объясняю основы музыкально-танцевальной грамоты, описываю технику движений в связи с музыкой и другое.
МЕТОД ПОКАЗА – разучивание нового танцевального движения и позы я предваряю точным личным показом.
СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД. Разговорная речь, будучи тесно связанной с движением, жестом и музыкальной интонацией, оказывается мостиком, который служит соединительным звеном между движением и музыкой.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ приобретения умения согласовывать танцевальные движения с музыкой.
ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ МЕТОД ввожу постепенно, чтобы дети могли свободно и непринуждённо двигаться так, как подсказывает музыка.
ИГРОВОЙ МЕТОД разработан крупнейшим учёным-педагогом, доктором медицины П. Ф. Лесгафтом в конце XIX века. Подвижная игра определяется им как упражнение, при помощи которого ребёнок готовится к жизни. Использование игровых форм на моих занятиях облегчают процесс запоминания и освоения упражнений и придают им привлекательность в глазах детей.
МЕТОД ВЖИВАНИЯ В ОБРАЗ - выявление определённой эмоции через прослушивание звучащей музыки и попытка выразить её танцевальными выразительными средствами.
КОНЦЕНТРИЧЕСКИЙ МЕТОД заключается в том, что я, по мере усвоения детьми определённых движений и танцевальных композиций, вновь возвращаюсь к пройденному материалу, но уже предлагаю всё более сложные упражнения и задания.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД - многократное выполнение конкретного движения. Такой метод облегчает освоение движений, и ребёнок может сосредоточить свое внимание на танце, двигательной композиции и игре.
ФОРМЫ,
используемые в процессе работы с детьми над Проектом :
занятия по хореографии,
Коллективно-творческая игра,
Индивидуальная работа.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (сентябрь 2020 года).
Организация подготовительной работы для реализации данного Проекта :
1. Поиск, обсуждение цели и задач Проекта с коллегами и администрацией.
2. Определение детских музыкальных интересов и предпочтений подготовительной группы №13 “Капитошки”.
3. Распределение материала на блоки, составление Плана работы. 4. Подбор методической литературы, музыкального материала, изучение материалов интернет-ресурсов по теме Проекта. 5. Сочинение танцевальных композиций и упражнений с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ, ОСНОВНОЙ (октябрь 2020 года - апрель 2021 года).
Образовательная деятельность:
1. Слушание и обсуждение музыки с детьми.
Развитие:
- Способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную
выразительность и главную мысль.
- Учимся делать самостоятельный анализ музыки, определять средства музыкальной выразительности (темп, лад, тембр, регистры, штрихи, динамические оттенки и другое) для раскрытия тех или иных образов.
2. Музыкально-дидактические и танцевальные игры. Игры имитационного характера. Игровые и импровизационные задания.
Развитие:
- Поиск собственных решений, умения действовать в плане образных представлений.
- Развитие навыков невербального общения, взаимодействие партнёров,
ориентировки в пространстве.
3. Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение и без него. Жесты. Этюды на актёрское мастерство. Пантомимические движения.
Развитие:
- Мышление и свободное самовыражение, инициатива, познавательная
активность, раскрытие чувств ребёнка, фантазии и воображения.
- Творческое игровое взаимодействие партнёров.
- Развитие композиционного творчества.
4. Музыкально-ритмические движения. Элементы хореографии. Постановка индивидуальных и групповых танцев. Беседы по содержанию танца.
Открытые мероприятия:
1. Открытые занятия;
2. Развлечения, праздники по Плану;
3. Выступления на концертах, Фестивалях и конкурсах различного уровня.
Проходят по мере разучивания танцевальных композиций с элементами различных эмоций.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (май 2021 года).
1. Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей в танце. 2. Выявление особенностей использования данного музыкального репертуара в образовательном процессе. 3. Анализ, результаты танцевальной, творческой деятельности детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРОДУКТ проектной деятельности :
постановка авторской танцевально-мимической истории «Грёзы о Париже» (о различных эмоциях).
Выступление с этой постановкой на различных конкурсах, завоевание призовых мест.
РЕЗУЛЬТАТЫ проектной деятельности :
Повышение уровня эмоционального интеллекта детей;
Заинтересованность и включенность воспитателей как участников образовательного процесса;
Гармонизация детских отношений в подготовительной группе №13 “Капитошки”;
Обновление содержания воспитательно-образовательной работы с детьми и педагогами нетрадиционными формами и методами работы;
Обогащение предметно-развивающей среды и музыкально-танцевального репертуара.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА
Обновление детского танцевального репертуара произведениями современных детских авторов.
Использование танцев в образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Создание базы данных (картотеки) современного детского репертуара.
СПОСОБЫ, подтверждающие результативность реализации Проекта :
- Рабочая программа;
- Циклограмма образовательной деятельности;
- Открытые занятия;
- Развлечения;
- Выступления на праздниках, конкурсах разного уровня - в частности, на конкурсе детского творчества “Звёздный дождь” - диплом 2-ой степени.
Качественный и количественный АНАЛИЗ по Проекту :
Данный проект рассчитан на один учебный год работы. Оценка эффективности проводимой по Проекту работы производится через анализ количественных и качественных показателей работы исполнителей Проекта.
Качественные показатели оценки эффективности проекта :
1. Повышение интереса детей и воспитателей к эмоциональной сфере и её регулировании как во внутреннем мире каждого члена Проекта, так и внутри группы и в масштабах детского сада.
2. Повышение степени активности воспитателей в мероприятиях, проводимых в группе, детском саду и за пределами детского сада - в частности, участие в конкурсах “Звёздный дождь”, “С любовью мамочке родной”, благотворительной акции “Твори Добро” (видео).
3. Положительные отзывы о совместной работе со стороны администрации МАДОУ №22 “Тополёк” и родителей воспитанников подготовительной группы №13 “Капитошки”.
4. Желание продолжить работу по данному направлению, начав её со среднего возраста, в других группах.
Количественные показатели оценки эффективности Проекта :
1. Общее количество проведённых индивидуальных и групповых мероприятий для детей подготовительной группы №13 “Капитошки” за учебный год - 85.
2. Количество проведённых мероприятий для родителей (съёмки на камеру в виду сложной эпидемиологической обстановки) - 10.
3. Высокие показатели социального развития детей-участников Проекта - дети с удовольствием участвуют в различных Проектах детского сада и за его пределами.
Способы оценивания результата Проекта.
1. Сценарии мероприятий с детьми по теме Проекта.
2. Видео- и фотоматериалы с мероприятий Проекта.
3. Книга отзывов и пожеланий родителей.
В процессе реализации проекта разработаны следующие материалы:
• Картотека упражнений и ритмических игр на формирование умения выражать эмоции через танец;
• Фонотека музыкальных произведений (классических и современных - в частности, из мультфильмов и детских фильмов, разбитых по эмоциям;
• Картотека авторских танцевальных композиций на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций.
СПИСОК использованной и рекомендуемой ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду /Москва, Творческий центр, 2003 г.
2. Алябьева Е. А. Эмоциональные сказки. Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. – М. : ТЦ Сфера, 2015 г.
3. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». М ТЦ Сфера, 2006 г.
4. Базарова Н. П., Мей В. А. «Азбука классического танца» /Искусство, 2003 г.
5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 2007 г.
6. Ваганова А. Я. «Основы классического танца». СПб, Издательство “Лань”, 2000 г.
7. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006 г.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб. Изд. СОЮЗ, 1997 г.
9. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет. М., 2012 г.
10. Горшкова Е. В. «От жеста к танцу» /Москва, Гном и Д, 2002 г.
11. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010 г.
12. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций – 4-е издание, Айрис Пресс, Москва, 2008г.
13. Димо Джон. Детский рисунок. М. : Прель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003г.
14. Додонов К. И. В мире эмоций. Киев, 2007 г.
15. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003 г., №1, с. 20-27.
16. Запорожец А. В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974 г. - №6, с. 59-73.
17. Захаров Р. «Радуга русского танца» /Москва, 2006 г.
18. Изард Керрол Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2008 г.
19. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001.
20. Костровицкая В. С. «100 уроков классического танца» Искусство, 2002 г.
21. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
22. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М. : Генезис, 2003 г.
23. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997 г.
24. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. М., Воронеж, 2001 г.
25. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2 - с. 13-20.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Картотека упражнений и ритмических игр на формирование умения выражать эмоции через танцевальные движения
Игра «Цирк» : сидя на коленях, ребята закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и весёлый клоуны. Перед игрой разминаем мышцы лица: тянем себя за щёчки, отправляем воздушные поцелуйчики, языком упражнение “Часики” и надуваем по очереди щёчки.
Игра «Улыбка» : улыбаемся широко, так чтобы зубки было видно, как будто подарку радуемся. А теперь обиделись, надули губки, бровки нахмурили. Итак, чередуем улыбку с надутыми губками несколько раз. Чтобы улыбка получилась естественной, перед упражнением можно рассмешить ребятишек, погримасничав или рассказав шутку. Они запомнят это ощущение, и им легче будет улыбаться по заданию.
Игра «Нос, потолок, пол» : по команде пальцем показываем на нос, на потолок, на пол. Усложняя игру, педагог путает детей.
Игра «Рыбки» :
Рыбки плавали, купались (ладошки сомкнуты и двигаются как рыбки)
В теплой чистенькой воде.
То сожмутся (сжимаем кулачки, разожмутся (растопыриваем пальцы)
То зароются в песке» (движение «моторчик»).
Игра «Хомячок» :
Хомка - хомка хомячок (надуваем щеки как хомяк)
Полосатенький бочок, (гладим себя по бокам)
Хомка, раненько встаёт (потягиваемся)
Щечки моет, глазки трёт (изображаем)
Подметает Хомка хатку (наклоняемся и делаем вид что подметаем)
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать» (показываем какой он сильный).
Игра «Паучина» :
Пау-пау-паучина, паутину сшил (первый палец левой руки соединить со вторым пальцем правой, затем наоборот)
Вдруг закапал дождик, паутину смыл (движение руками будто брызгаем, потираем ладоши)
Вот и солнце вышло, стало подсыхать (растопыренные ладони качаем по сторонам и потираем)
Пау-пау-паучина трудится опять!» (пальцы вновь плетут паутину)
Упражнение «Поссорились-помирились» : Педагог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у педагога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару.
«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!
Упражнение «Волшебный мешочек с обидами» :
Цель: научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.
Ребята, у меня есть мешочек, но этот мешочек не простой, а волшебный. Все свои обиды, злость, плохое настроение можно положить в него. Затем нужно мешочек крепко завязать, и все ваши отрицательные эмоции останутся в нем. Давайте попробуем.
Упражнение «Тих-тиби-дух»
Музыка для сопровождения :
Гневная, возбуждающая: П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть; Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд"; В. -А. Моцарт. "Турецкий марш"; С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка).
Веселая: Э. Григ. "Утро"; И. -С. Бах. "Шутка"; И. Штраус. "Весенние голоса"; Ф. Шопен. "Прелюдии"; Б. Монти. "Чардаш".
Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок преодолевает агрессию, появляется установка на положительные эмоции при пристальном взгляде в глаза.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этом упражнении заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Игра «Обнимашки» (в конце занятия) : под музыку дети танцуют, как только музыка остановилась, педагог произносит цифру. Детям нужно обняться в таком количестве, какое назвал педагог. Кому не хватило ребят, выходят из игры. В конечном итоге должно остаться двое победителей. Победители награждаются аплодисментами, после чего все вместе танцуют и строятся на поклон.
2. Фонотека музыкальных произведений (классических и современных - в частности, из мультфильмов и детских фильмов, разбитых по эмоциям, понятных детям подготовительной группы:
№ ЭМОЦИЯ МУЗ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1. радость “Шутка” И. С. Баха,
“Юмореска” П. И. Чайковского, “Чардаш” Б. Монти
2. страх “Песенка ночных страхов” (из м/ф “Ничуть не страшно”,
“Песня Алисы наоборот”,
“Страшная песенка”;
музыка из м/ф “Машкины страшилки”
3. интерес музыка из м/ф “ Головоломка”, “Весенние голоса” Й. Штрауса, “Чудный вечер” К. Дебюсси
4. печаль “Мелодия” Х. Глюка,
“Раскаяние” С. Прокофьева,
“Музыка ангелов” В. А. Моцарта,
“Осенняя песнь” П. И. Чайковского
5. восхищение “Скерцо” П. И. Чайковского, “Юмореска” Р. Щедрина
6. обида “Слеза” М. П. Мусоргского,
“Порыв” Р. Шумана,
7. гнев “Танец с саблями” А. Хачатуряна, “Гнев” С. Прокофьев,
“Увертюра к опере “Эдмонд”, “Дедушка” (из симфонической сказки “Петя и Волк” С. Прокофьева)
8. есть все виды эмоций музыка к следующим м/ф : “Головоломка”,
“Гадкий Я”,
“Маша и Медведь”,
“Синий трактор”,
“Фиксики”,
“Смешарики” и “Малышарики”,
“Новаторы”,
“3 кота”.
3. Картотека авторских танцевальных композиций на формирование социально приемлемых способов выражения эмоций для подготовительной группы №13 “Капитошки”.
сентябрь-октябрь “Вальс” Е. Дога (с осенними листьями)
ноябрь-декабрь “Новогодний карнавал” и “Восточный танец” (со светящимися шарами)
январь-февраль “Танец с цветами”,
“А я всё летала”
март-апрель “Грёзы о Париже” (танцевально-мимическая история,
“Смуглянка”
май “Выпускной вальс”