Галина Дёмина
Педагогический проект «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 16 «Родничок»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
«Мир растений»
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Подготовлен:
Дёминой Галиной Владимировной,
воспитателем МБДОУ
"Детский сад №16
ст. Архонская"
Владикавказ
2016
«Вводить ребёнка в окружающий мир
природы надо так, чтобы каждый день
он открывал в нём что-то новое для се-
бя, рос исследователем, а каждый его
шаг был путешествием к истокам чудес
в природе, облагораживая сердце и за -
калял волю.»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Педагогический проект „Мир растений“» размещена в разделах
Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Прививать детям любовь к природе необходимо с самого раннего возраста. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, всё живое, что нас окружает?
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, у них развивается эмоционально целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребёнка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. Кроме того, ребёнок учится видеть красоту окружающего мира, слышать удивительное звучание природы, получает бесценный опыт взаимодействия и общения с природным окружением. Таким образом, восхищение красотой природы, её охрана, углубление и систематизация знаний о ней – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания дошкольников.
В настоящее время немало исследований в дошкольной педагогике посвящено данной проблеме. Раздел экологического воспитания включён в каждую комплексную программу. Более 20 парциальных программ посвящено этой проблеме: «Юный эколог» С. Н. Николаевой; «Паутинка» Ж. Л. Васякиной – Новиковой; «Мы» Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой и др.
Вместе с тем в педагогической науке недостаточно раскрыта другая не менее актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у дошкольников. Для изучения углублённой работы с детьми по данной теме в МБДОУ №16 ст. Архонская воспитателем Дёминой Г. В. был разработан долгосрочный педагогический проект «Мир растений».
Цель проекта:
Формирование интереса и бережного отношения к миру растений у детей дошкольного возраста.
Исходя из основной цели работы были сформулированы следующие задачи:
– передача детям знаний о представителях растительного мира, их строение, потребностях, разъяснение их отличительных признаков, значения в природе и жизни человека;
– формирование трудовых навыков по уходу за растениями;
– навыков правильного поведения на природе: эмоционально откликаться, сопереживать всему живому, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, не причинять им вред;
– развитие наблюдательности, устойчивого познавательного интереса к миру растений, его красоте и многообразию.
Состав
участников: возрастные группы детей, педагоги, родители.
Гипотеза: грамотно выстроенная работа педагогов с детьми,
плодотворное сотрудничество с родителями могут
способствовать эффективному формированию
интереса и бережного отношения детей к миру
растений, позволяет сделать этот процесс целее-
направленным в решении поставленных задач
экологического воспитания и развития личности
каждого ребёнка.
Задачи основных этапов работы педагогов с детьми в рамках реализации проекта «Мир растений».
I. Этап - диагностический
Образовательные:
1)Выяснение, что дети знают о растениях и что они хотели бы о них узнать.
Воспитательные:
1)Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям.
Развивающие:
1)Выявление уровня развития интереса к миру растений.
II. Этап - практический
Образовательные:
1)Обогащение представлений детей о мире растений, условия их роста и развития.
2)Формирование представлений о значении растений в природе и жизни человека.
3)Формирование трудовых навыков по уходу за растениями в ходе совместной трудовой деятельности.
Воспитательные:
1)Углубление понимания неповторимости каждого вида растения их роли в природе и в жизни человека.
2)Воспитание бережного отношения к миру растений, его красоте и многообразию.
3)Формирование навыков правильного поведения на природе.
Развивающие:
1)Развитие речи, внимания, памяти, творческих способностей (умение жестом, мимикой передать то им состояние растений.)
III. Этап – исследовательский
Образовательные:
1)Расширение и уточнение знаний детей о растениях их внешнем виде, строении и обособленностях состояния в разные сезоны.
Воспитательные:
1)Воспитание доброжелательного отношения к живой природе.
Развивающие:
1)Развитие любознательности, исследовательских навыков, памяти, внимания, мышления, воображения, мелкой моторики рук, коммуникабельности.
IV. Этап - заключительный
Образовательные:
1)Проведение повторной диагностики с целью выявления уровня знаний о растительном мире.
Развивающие:
1)Выявление уровня развития интереса к миру растений.
Этапы реализации проекта «Мир растений».
I. Этап - диагностический
С педагогическим коллективом:
- Анкетирование «Экологическая компетентность педагогов».
- Диагностика «Знание и опыт работы по формированию экологической культуры у дошкольников».
С воспитанниками:
- Диагностика сформированности знаний о растительном мире.
- Мониторинг на выявление отношения к природным объектам.
С родителями:
- Анкетирование «Как я понимаю термин – Экологическое воспитание».
- Какое место занимает экологическое воспитание в вашей семье?
II. Этап - практический
С педагогическим коллективом:
- Создание предметно – развивающей среды (экологическая тропа).
- Подбор дидактических игр, иллюстраций по теме «Растения».
- Изготовление альбомов – «Цветы», «Загадки о растениях!»
- Подбор литературного материала о растениях (стихи, рассказы, поговорки, сказки).
- Фотовыстовка «Как прекрасен этот Мир – Посмотри».
- Семинар «Принципы озеленения территории детского сада».
С воспитанниками:
- Непосредственно образовательная деятельность: «Деревья, кусты, цветы – какие они?», «Скорая помощь для растений», «Зелёный наряд земли» и т. д.
- Совместная трудовая деятельность на клумбах.
- Экскурсии в парковую зону совместно с родителями.
- Художественно – ручной труд: «И расцвёл подснежник», «Куст сирени» и т. д.
- Экологический праздник «Мы - друзья природы».
С родителями:
- Создание предметно - развивающей среды (экологическая тропа).
- Приобретение детских энциклопедий.
- Участие в экологическом празднике «Мы друзья природы».
III. Этап – исследовательский
С педагогическим коллективом:
- Подбор материала по детскому экспериментированию на тему: «Мир растений».
С воспитанниками:
- Детское экспериментирование: «Где вода там жизнь», «Луковая грядка», «Разноцветные растения», «Волшебные семена», «Роль света в жизни растения».
С родителями:
- Семинар – практикум «В царстве лекарственных растений».
IV. Этап – заключительный
С педагогическим коллективом:
- Разработка методов, оценки уровня знаний детей.
- Обмен опытом работы участников проекта.
- Итоговый педсовет.
С воспитанниками:
- Повторная педагогическая диагностика на выявление уровня знаний о растительном мире.
- Подведение итогов мониторинга.
С родителями:
- Родительское собрание на тему: «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада».
- Выражение благодарности родителям, внесшим вклад в реализацию проекта.