Елена Кондракова
Педагогический проект «Мини — музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий (трафаретов) является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники, использование трафаретов – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Использование трафаретов в рисования отличаются необычностью материала, техникой нанесения изображения, специфическими приёмами передачи образа в изображаемых образах.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Рисование. Проекты
- Темочки
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей по средствам использования нетрадиционных техник в рисовании потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание пробовать что-то новое, познавать окружающий мир. И педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Проблема: - Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.
- Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Тип проекта : долгосрочный; исследовательско-творческий
Реализация проекта : сентябрь 2018-май 2019 год.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы «А», родители.
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
• Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
• Умение воспитанников самостоятельно применять (трафареты) нетрадиционные техники рисования.
• Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Цель проекта : привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ.
Задачи проекта :
- создать предметно-развивающую среду (мини-музей) в группе для развития и формирования художественно-творческих способностей детей;
- знакомить детей старшего возраста с нетрадиционными способами рисования (трафаретами, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники (трафареты) рисования (рисование пальчиками и ладошкой, рисование ватной палочкой и т. д.).
- воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
Этапы работы:
1 Подготовительный этап
-Определить цель и задачи проекта.
-Составить план проекта (см. приложение 1)
-Диагностика уровня развития творческих способностей детей (см. приложение 2);
-Подготовить необходимый для изодеятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации - свечи, трубочки, мыльные пузыри, ватные палочки, соль и др.
-Провести анкетирование родителей «Знаете-ли вы нетрадиционные техники рисования». (см. приложение 3)
2 Основной этап
-Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;
-Использовать разнообразные методы и приемы (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
-Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
- Консультации для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
3 Заключительный этап
- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
- Выставка детских рисунков: “Волшебство вокруг нас”
- Оформление картотеки трафаретов нетрадиционных форм рисования
- Определить перспективу на будущее.
Тип проекта : творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.
Результат для всех участников проекта :
Дети: с уважением и гордостью относятся к родителям; совместно с взрослыми изготавливают экспонаты для музея, проявляют творческую активность; проявляют умение общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.
Педагог : ориентирует, создает мотивацию у родителей к совместному творчеству; ориентирует родителей на активное участие в жизни ребенка.
Родители: проявляют интерес к проблеме создания мини-музея, поддерживают детей эмоционально; реализуют творческие замыслы ребенка; совместно изготавливают трафареты для музея.
Разработка проекта :
1. Разработать положение о создание мини музея в группе.
2. Проведение консультации для родителей с образцами вариантов
экспонатов.
3. Беседа с родителями о важности совместной деятельности с ребенком.
4. Мастер-класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
5. Предложить родителям вместе с детьми дома реализовать свои
творческие замыслы в изготовлении экспоната.
6. Создание мини музея.
Выполнение проекта :
Исходя из перечисленных задач проекта, мы наметили следующие формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Игры-экспериментирование:
- «На что это похоже?»,
- «Составь предмет»,
- «Клякса»,
- «Настроение».
2. Беседа с родителями о важности совместной деятельности с ребенком.
3. Совместное изготовление трафаретов для музея (родители и дети).
4. Картотека трафатетов нетрадиционных форм рисования.
6. Проведение цикла занятий.
7. Создание мини музея.
8. Проведение экскурсии в музей.
1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М. : Мозаика- Синтез, 2008г.
3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М. : изд. Центр Владос, 2008г.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М. : «Карапуз», 2009.
8. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.
9. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1-2 лет, часть 2: от 2-3».
10. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
11. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера,2011.
12. Цквитария Т. А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.