Петрова Марина
Педагогический проект «Мини-музей «Мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект : Мини-музей «Мир природы»
Вид проекта : долгосрочный (август 2019 года – май 2022 года, творческий, познавательный, групповой. Срок реализации проекта 36 месяцев.
Участники проекта : дети группы «Жучки», родители детей, воспитатели
Актуальность.
Темочки:
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.
Дети дошкольного возраста усваивают всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими руками. Мини – музей, созданный в нашем ДОУ, призван удовлетворять познавательные и образовательные потребности детей. На наш взгляд, создание мини - музея, даёт толчок к формированию познавательного интереса.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Важно отметить, что в создании мини-музея принимают участие не только педагоги и дети, но и конечно же родители, не остались равнодушны бабушки и дедушки.
Наш мини – музей – это живой, развивающийся организм, ставший неотъемлемой частью, развивающийся предметно – пространственной среды детского сада. Он помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью, с ощущением уверенности в себе.
Цель мини - музея «Мир природы» :
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
- формировать познавательные действия.
- развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность.
- воспитывать экологическое сознание.
- привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
-воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
- создание условий для психологической разгрузки детей.
Документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с природным содержанием региона.
Новизна: вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Предполагаемый результат: Дети проявляют интерес и любовь к окружающему миру; знают и называют объекты предметного, растительного, животного мира; знают правила поведения в природе. Проявляют интерес к познавательно-исследовательской и проектной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: составление перспективного плана работы по реализации проекта, разработка критериев оценивания знаний, умений и навыков детей.
2. Основной этап: планирование работы, формирование тем для занятий, проведение занятий
3. Заключительный этап: выставки работ детей, фотоотчет, родительское собрание «Итоги года».
Виды работы с детьми в мини-музее «Мир природы» :
- знакомство с экспонатами, рассматривание экспонатов
-экологические игры
Темы: «Лес полон красок и чудес», «Животные нашего края», «Заповедные места Смоленской области», «Природу края береги», «Зимующие птицы», «Столовая для птиц», «Морские жители», «Камушки, ракушки – забавные игрушки», «Морское путешествие», «Царство песка», «Чудо-песок», «Говорят вода везде», «Планета Земля», «Очевидное- невероятное», «Чудеса природы» и др.
Экскурсии в природу, огород на участке, экскурсии в наш мини-музей детей из других групп детского сада.