Ирина Романович
Педагогический проект «Калейдоскоп эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение … 3
1.1. Актуальность …. 3
1.2. Цели и задачи проекта …. 3
1.3. Методы и приемы работы …. 3
1.4. Ожидаемые результаты …. 3
1.5. Принципы реализации проекта …4
II. Паспорт проекта …5
III. Содержание мероприятий ….6
IV. Литература …11
V. Приложения …. 12
1.1. Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Калейдоскоп эмоций“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Вместе с возрастающим уровнем развития познавательной сферы у детей наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы. Всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а так же испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства, о котором писал Л. С. Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции.
Новизна работы по социально-эмоциональному развитию заключается во взаимодействие всех участников образовательного процесса, ориентированных на социально – эмоциональное благополучие ребенка.
1.2. Цели и задачи проекта
Цель: содействие укреплению психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности; разработка и апробация системы работы по коррекции и развитию эмоционально сферы детей 5-6 лет.
Задачи:
• Создать условия для распознавания и принятия детьми своих эмоций.
• Обучить детей демонстрации эмоциональных состояний с помощью различных выразительных средств.
• Создать предпосылки для формирования саморегуляции эмоциональных состояний.
• Развить у детей способность к сопереживанию.
• Учить установлению связи между событием и эмоцией.
• Осуществить психопрофилактическую, просветительскую и консультативную работу с родителями воспитанников и педагогами.
• Изучить эффективность использования данной системы в работе с детьми, путем сравнения результатов диагностики до и после занятий в группе.
• Провести теоретический анализ литературы по эмоционально-личностному развитию детей дошкольного возраста.
• Пополнить предметно-развивающую среду пособиями необходимыми для развития эмоциональной сферы.
1.3. Методы и формы работы
• Эксперимент;
• Беседа;
• Арт-терапия;
• Гешталь-терапия;
• Сказкотерапия;
• Игровая терапия;
• Релаксация.
1.4. Ожидаемые результаты
• повышение уровня эмоционального развития детей;
• заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
• эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
• пополнение предметно-развивающей среды дидактическими игра по эмоциональному развитию.
1.5. Принципы реализации проекта
• позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
• безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
• индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
• развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
• поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
• обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Авторы проекта Педагог-психолог первой категории : Королёва Марина Владимировна;
Полное наименование проекта Педагогический проект «Калейдоскоп эмоций»
Цель проекта Содействие укреплению психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности; разработка и апробация системы работы по коррекции и развитию эмоционально сферы детей 5-6 лет.
Сроки Долгосрочный (ноябрь 2020года-май 2021 года)
Участники Дети в возрасте 5-6 лет; родители; педагоги ДОУ
Тип проекта Информационно-практико-ориентированный
По территории реализации Внутренний, так как проект реализуется внутри дошкольного учреждения
Этапы реализации проекта • Подготовительный;
• Диагностический;
• Практический;
• Аналитико-рефлексивный.
Форма презентации Создание альбома «Калейдоскоп эмоций»
Этапы реализации проекта Мероприятия Цель мероприятия Сроки проведения
Подготовительный Изучение литературы по теме: «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Подборка диагностических методик.
Разработка плана мероприятий для работы со всеми участниками образовательного процесса.
Подготовка бланков, протоколов для диагностики.
Создание картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет. Повышение психологической компетентности в работе с детьми через самообразование.
ноябрь
Диагностический Диагностика эмоционального развития. Методика Семаго Н. Я. «Эмоциональные лица». Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. декабрь
Практический Работа с детьми
Психологическая игра «Наши чувства» Ввести детей в тему. Заинтересовать, подготовить к разговору о себе и о своих чувствах, проверить знания детей о различных эмоциональных состояниях. Познакомить с некоторыми базовыми эмоциями : радость, грусть, гнев, страх. декабрь
Чтение и обсуждение сказки «Про чувства». Рисунок на тему: «Какое чувство запомнилось».
Продолжить знакомство с базовыми эмоциями. декабрь
Психологическая игра «Когда я злюсь».
Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта. Снятие напряжения. декабрь
Кукольный спектакль «Как ёжика все полюбили?» Обсуждение спектакля. Рисование ёжика. Познакомить детей с проявлением злости и с чувствами, которые испытывает ребёнок транслирующий злость. январь
Игровой эксперимент «Волшебные стаканчики»
Изготовление ромашки: «Как победить злость?» Расширить представление о базовых эмоциях; развивать внимание к соответствующим переживаниям, творческие способности.
Учить детей адекватно выражать негативные эмоции, развивать умение снимать эмоциональное напряжение, расширить у детей поведенческий репертуар в сложных ситуациях. январь
Чтение терапевтической сказки «Чудо кактус». Лепка кактуса. Гармонизация эмоционального состояния, сенсорная стимуляция. Проработка психологических проблем у агрессивных детей. За счёт работы с пластилином, сложного для ребёнка процесса разминания блоков происходит переход внутреннего напряжения в материал. Получившийся кактус является контейнером эмоций ребёнка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребёнка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов несёт в себе коррекционное действие. январь
Психологическая игра «Мне страшно» Обогащение опыта детей в распознавании эмоций. Выражение эмоций и преодоление страха. февраль
Психологическая игра «Испугай страшилу». Отреагирование отрицательных эмоций, снятие напряжения. февраль
Изготовление коллажа на тему «Калейдоскоп эмоций» Гармонизация эмоциональной сферы, развитие воображения и творчества. февраль
Игры на развитие эмоциональной сферы : «Волшебная игротека» Гармонизация эмоциональной сферы. Снятие напряжения. Отреагирование эмоций. февраль
Дидактическая игра «Театр настроения» Развитие эмоциональной сферы. Закрепление и проверка полученных детьми в ходе занятий знаний о различных эмоциональных состояниях, умений узнавать и называть эмоциональные состояния людей по их невербальным проявлениям, а так же развитие творческих способностей и эмоциональной выразительности. март
Прослушивание разнохарактерный музыки (радостной, грустной, злой, страшной) Формировать умение определять настроение музыки, описывать её словами. март
Творческое мероприятие «Настроение в рисунках» Снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование актуальных эмоций; развитие воображения март
Рассматривание картинок с изображением детей с разными эмоциональными состояниями. Развитие эмоционального мира ребенка. Формировать умение различать основные эмоциональные состояния человека. апрель
Дидактическая игра «Эмоции» Развитие эмоционального мира ребенка. Продолжить формировать умение различать основные эмоциональные состояния человека и соотносить их с графическими изображениями. апрель
Психологическая игра «Путешествие в космос» (эмоция «удивление») Знакомство с эмоцией «удивление»; развитие умения находить аналогичные переживания в своём опыте; развитие умения выражать эмоцию «удивление»; повторить знания детей о космосе, знакомство с космонавтом Алексеем Леоновым. апрель
Психологическая игра (часть 2) «Путешествие в космос» (эмоция «удивление»). Продолжить знакомство с эмоцией «удивление»; развитие коммуникативных навыков; развитие воображения; снятие психоэмоционального напряжения. апрель
Рисуем эмоции Формировать умение графически изображать эмоции. Развитие воображения. май
Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций» Развитие эмоциональной сферы; повторение эмоций. Закрепить умение различать основные эмоциональные состояния и соотносить их с графическими изображениями. май
Развлечение для детей «Путешествие в страну эмоций» Развитие эмоциональной сферы. май
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста» Расширение представлений родителей об эмоциональном мире ребёнка дошкольного возраста. Познакомить родителей с целями и задачами проекта «Калейдоскоп эмоций». Ноябрь
Анкетирование родителей «Игровое общение с ребёнком» Узнать, как родители относятся к игре как средству общения с ребенком; проанализировать опыт родителей по использованию игр в семейном воспитании. Декабрь
Буклет для родителей «Сохранить эмоциональное благополучие ребё нка: как?» Психологическое просвещение родителей в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка. Январь
Вырезки из журналов на тему наши чувства. Привлечение родителей в подготовке к созданию коллажа «Калейдоскоп эмоций» Февраль
Консультации на сайте ДОУ Расширение представлений родителей об эмоциональном мире ребёнка дошкольного возраста. Ноябрь-март
Работа с педагогами
Буклет для педагогов «Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду» Психологическое просвещение педагогов в вопросах сохранения эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Январь
Консультация для педагогов : «Игры на развитие эмоциональной сферы». Психологическое просвещение педагогов по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Декабрь
Аналитико-рефлексивный Повторная диагностика эмоционального развития. Методика Семаго Н. Я. «Эмоциональные лица». Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. май
Подготовка аналитической справки по результатам проекта. Анализ результатов реализации проекта.
май
1. Вохмятина Т. Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет.
2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет/ ав. Сост. И. А. Пазухина. -СПб., 2010г.
3. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Прграмма эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. –СПб., 2011 г.
4. Мардер Л. Цветной мир. – М., 2007г.
5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. - СПб., 2008
6. Журнал «Дошкольная педагогика». – декабрь, 2012 г.
7. Уханова А. В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребёнка. – СПб., 2011г.
8. Интернет-ресурсы.
Список детей принимающих участие в проекте
«Калейдоскоп эмоций»
на 20__ 20__ учебный год
№
Фамилия, имя ребёнка Дата рождения
1
2
3
4
5
6
7
8
9