Надежда Иоселева
Педагогический проект для детей с нарушениями зрения «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области
413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. им. Маршала Василевского А. М., д. №69 тел: 8 (8453)55-40-43
«Утверждено»:
заведующий МДОУ №69 ___/ Е. И. Конюхова/
Приказ №___ от ___2020 г.
Педагогический проект для детей с нарушениями зрения в компенсирующей группе №9 на тему: "Умелые пальчики"
2020 - 21 учебный год
Темочки:
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
"Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. "
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Отношение к рукам у человечества всегда было особым: руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, лечили, учили и учились.
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о темпераменте (вялые, флегматичные, быстрые, нервные руки). Не случайно так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т. д.
Обоснование проекта.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин:
во-первых, родителей дошкольников всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть из них думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка. Во-вторых, детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения.
В - третьих, группу с ОВЗ посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Целенаправленная работа ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи.
Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.
Исходя из актуальности выбранной темы, определена проблема: создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики совершенствуются психические процессы и речевая функция ребенка.
Противоречия
Снижения качества общения ребенка и взрослого ведет к появлению различных проблем в формировании речи. В то же время недостаточно сформирована педагогическая компетентность родителей не позволяет им принимать полноценное участие в процессе детского развития.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа педагогов, основанная на комплексном подходе, будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Умелые пальчики»
Возраст воспитанников: 4 -7 лет.
Участники проекта:
• воспитанники группы №9 (для детей с нарушениями зрения);
• воспитатели: С. И. Кустанова, В. А. Чеснокова;
• учитель - логопед: Г. Х. Бектимирова;
• педагог-психолог: Т. А. Антонова;
• музыкальный руководитель: И. А. Саюшева;
• инструктор по физической культуре: А. А. Малахова;
• учитель-дефектолог: Н. В. Иоселева;
• родители.
Тип проекта: фронтальный, социально-педагогический, творческий.
Направленность: комплексное (познавательно-речевое, игровое, физическое)
Длительность проекта: долгосрочный (с 23.11.2020 г. по 30.04.2021 г.)
Цель проекта: применение традиционных и нетрадиционных методов, условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Задачи проекта.
• Совершенствовать мелкую моторику рук у детей с ОВЗ в процессе предметно-практической деятельности: умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Стимулировать речевую активность детей в процессе совместной работы.
• В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: произвольного внимания; логического мышления; зрительного и слухового восприятия; памяти, речи детей.
• Развивать фантазию, ориентировку в пространстве, усидчивость.
• Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; контроль за собственными действиями.
• Развивать познавательные и творческие способности детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями и педагогами.
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
• Осуществлять взаимодействие семьи и группы ДОУ через совместную творческую деятельность.
Основные принципы реализации проекта:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, продуктивная деятельность, театрализованная деятельность.
2. Принцип гуманности - предполагает индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
4. Принцип интеграции - необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип системности - решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
6. Принцип преемственности - учет разноуровневого развития.
Формы организации продуктивной деятельности ребенка:
• фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,
• самостоятельная творческая деятельность,
• совместная деятельность детей и родителей,
• организация выставок детского творчества совместно с родителями,
предполагают применение современных технических средств обучения и новых информационных технологий, направленных на расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью.
Время занятия как в специально организованной, так и в свободной деятельности детей в дошкольном учреждении и дома.
Этапы реализации проекта
I. Организационный, подготовительный этап
Задачи. Сформировать у родителей интерес к проекту, распределить обязанности между участниками проекта.
1. Выбор темы проекта и его разработка.
2. Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Подбор методического материала по заявленной теме.
4. Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения. Диагностика развития мелкой моторики детей. Задачи. Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.
5. Подбор литературы, подготовка наглядно-дидактического материала.
6. Разработка картотеки пальчиковых игр, игр с предметами.
7. Подбор материала для штриховки, рисование по точкам. Лабиринты.
8. Организация дополнительного образования.
9. Мониторинг сформированности педагогической компетенции у родителей. Задачи. Определить уровень педагогической компетенции у родителей.
10. Разработка консультаций, бесед с родителями. Практикумы.
II. Основной, практический этап.
Работа предполагается в трёх направлениях:
• с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
• с родителями – посредством вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад»;
• с педагогами ДОУ - в ежедневной совместной деятельности с детьми и родителями, участием в конкурсах, выставках; оформлением информационных стендов для родителей, разработкой рекомендаций для педагогов по развитию мелкой моторики.
Практический этап содержит мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Совместная деятельность с детьми по данному проекту проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха/
План реализации проекта
1. Продуктивная, изобразительная деятельность: НОД, прогулка, выставки детских работ/постоянно; участие в конкурсах/ по плану ДОУ, желанию
2. Утренняя гимнастика ежедневно, по плану педагогов
3. Различные виды самомассажей (мячом, карандашом, зубной щеткой. "сухой бассейн" и т. п.) НОД, прогулка, художественно-эстетическая деятельность и т. п.
4. Пальчиковая гимнастика НОД, прогулка, художественно-эстетическая деятельность
5. Дополнительное образование: участие детей в различных кружках ДОУ
6. Оформление информационного стенда еженедельно, по плану педагогов
7. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, дежурства и т. п. +
8. Индивидуальная работа во всех видах детской деятельности
9. Рекомендации педагогов по развитию мелкой моторики по плану педагогов
10. Психогимнастика, упражнения на релаксацию, специальные игры +
11. Консультирование педагогов, родителей по плану педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога
12. Настольные, развивающие, дидактические игры, конструктор, музыкальные инструменты и т. д.
13. Подвижные игры НОД, прогулка. Ежедневно, по плану педагогов
14. Различные виды театральной деятельности По плану педагогов
15. Графические задания в рабочей тетради - прописи НОД, консультирование по запросам, совместная деятельность с родителями
по плану педагогов
16. Фотовыставка «Умелые пальчики» Оформление/Май
17. Промежуточная, итоговая диагностика развития мелкой моторики
18. Рекомендации педагогов по развитию мелкой моторики родителям/январь, апрель, май
19. Рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики/
январь, апрель
Работа с детьми в процессе НОД (продуктивной деятельности);
• в индивидуальной работе;
• на прогулке;
• утренней гимнастике;
• различные виды самомассажей (мячом, карандашом, зубной щеткой, каштаном и т. п.);
• самообслуживание и т. д.
2. Использование на разнообразных занятиях пальчиковой гимнастики.
3. Дополнительное образование: участие детей в различных кружках ДОУ.
4. Психогимнастика и упражнения на релаксацию, специальные игры с педагогом-психологом для снижения психического напряжения у детей, развития психомоторных качеств, внимания, памяти, мышления.
5. Использование конструктора, музыкальных инструментов.
6. Пальчиковый театр: гармонизация движений мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз.
7. Проведение дидактических игр: «Сенсорный сундучок»; «Занимательная шкатулка»; «Сосчитай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Помоги Золушке»; «Выложи предмет» и т. п.
8. Использование различных игр в самостоятельной деятельности детей: с прищепками, шнурками, счетными палочками, бусинами, орехами и т. п.
9. Пальчиковые игры, как компонент физкультурных минуток.
10. Выполнение графических заданий в рабочих тетрадях - «прописи»; обводка трафаретов.
11. Игры, требующие определенных ручных умений: шашки, мозаики, пазлы.
12. Развивающие игры В. В. Воскобовича.
13. Подвижные игры: «Быстро возьми, быстро положи»; «Ловишка с мячом» и др.
14.«Сухие бассейны» – емкости, наполненные пластмассовыми шариками – для самомассажа кистей рук.
15. Участие в конкурсах, выставках.
16. Совместная деятельность с родителями.
17. Разработки рекомендаций для педагогов по развитию мелкой моторики.
18. Оформление информационных стендов для родителей.
III. Заключительный этап.
1. Итоговая диагностика развития мелкой моторики.
2. Оформление фотовыставки «Ум на кончиках пальцев».
3. Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей группы.
Предполагаемые результаты.
• Развитие мелкой моторики, речи дошкольников.
• Повышение коммуникативных и творческих способностей детей.
• Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве.
Практический результат.
• Пособия и игры по развитию мелкой моторики.
• Картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
• Создание и разработка новых игр на развитие мелкой моторики.
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты работы коллектив педагогов видит в проявлении интереса детей к различным видам деятельности, успешной подготовки детей к школьному обучению. Преемственность в работе педагогов позволит добиться положительных результатов.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, положительно влиять на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Методическое обеспечение.
1. О. А. Зажигина. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Москва, Детство-Пресс, 2013;
2. Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова, Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. ;
3. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М. : ООО Издательство АСТ, 2000;
4. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом Литера, 2005;
5. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры. СПб, Издательский Дом Литера, 2005, 2008.
Информационные ресурсы:
1. www.school.edu.ru-Российский общеобразовательный портал
2. www.rsl.ru-Сайт Российской государственной библиотеки
3. www.openclass.ru –Образовательные сообщества
4. http://festival.1september.ru/
5. http://nsportal.ru