ольга благодарова
Педагогический проект «Чем интересен город Самара?»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры. Однако в современном мире на фоне переплетении культур все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Так, сегодня многим детям незнакомы понятия «почитание родителей», «гостеприимство», «щедрость», «милосердие». При этом воспитание любви к Родине должно начинаться в дошкольные годы с уважительного отношения к близким людям – отцу, матери, а также к своему дому, улице, городу.
Публикация «Педагогический проект „Чем интересен город Самара?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
2. Актуальность
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где прошло детство человека, ведь именно с детством у многих людей возникают самые добрые воспоминания. Человек всегда помнит какие-то моменты из детства, а вместе с ними и места где они происходили, то есть в любом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб город, в котором живут ребята, стал бы любимым! Этот проект посвящается Самаре, который является Родиной наших воспитанников.
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд проблем:
• У детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер;
• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать интересные знаменательные места города Самары;
• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились;
Также наблюдается недостаточность программно-методического и дидактического обеспечения:
• Мало познавательной детской литературы для дошкольников о городе Самаре;
• Не достаточно методических разработок, которые можно было бы использовать при знакомстве детей с городом Самары.
По итогам опроса родителей видно, что родители не имеют достаточных знаний о нашем городе, и не знают, как их донести до детей и для чего это необходимо. А в молодых семьях вопросы по ознакомлению детей с родным городом не считаются важными и даже вызывают недоумение. Также родители малоактивны в жизни города, городские праздники и мероприятия посещают меньше половины опрошенных.
Учитывая эти проблемы, я считаю, что в работе с детьми нужно дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины, донести до родителей важность патриотического воспитания ребенка. Не имея достаточное количество знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине, к своему родному городу.
Чаще всего любимым городом является тот город, где человек родился и провел свое детство, ведь детство - это самая счастливая пора каждого человека. Я хочу, чтобы нашим детям город Самара стал бы интересным и любимым! Этот проект посвящается изучению города Самара– Родине моих воспитанников.
«Знать – значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Самары– нужно с дошкольного возраста. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, свой народ помогут ребенку в его дальнейшей жизни сохранить и приумножить наследие предков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели, задачи и предполагаемый результат проекта.
3. Цель проекта :
Формирование патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.
4. Задачи проекта :
• Расширение и углубление знаний дошкольников о своем родном городе Самаре, его истории и достопримечательностях, богатствах города;
• Познакомить с различными источниками получения информации.
• .Развитие коммуникативных качеств, мышления, творческого воображения.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком.
• Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе;
• Воспитание любви и бережного отношения к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Сроки реализации проекта :
Краткосрочный, творческий, семейно- групповой.
Октябрь 2013года –декабрь 2013 года.
6. Ожидаемый результат:
Для детей:
- расширение знаний об интересных местах родного города;
- развитие творческих способностей, интеллектуальных способностей и речевой культуры;
- воспитание интереса и любви к исторической и современной частей города;
Для педагогов :
- повышение профессионализма;
- расширение знаний об интересных местах родного города;
- внедрение новых методов в работе с родителями и детьми;
- самореализация.
Для родителей:
- укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;
- расширение знаний об интересных местах любимого города;
- активное участие в мероприятиях группы;
- самореализация.
7. Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
- Пробудить у родителей интерес к проекту «Чем интересен город Самара».
- Предварительный опрос детей для выявления уровня знаний по данной теме.
- Вызвать у детей интерес к проекту.
- Вызвать интерес и желание у мам и пап участвовать в создании альбома «Мой любимый город Самара».
Основной этап:
1. Сбор фотографий, иллюстраций, книг, календарей, открыток с
интересными видами города.
Познакомить детей с проектом «Чем интересен город Самара?»
Беседы с детьми на тему «Какой наш город?». «Какая главная достопримечательность нашего города?», «Улицы нашего города», «Памятники города Самары».
Решение проблемных ситуаций «Как очистить город от мусора», «Почему люди мусорят на улицах города», «Какая река протекает через город Самару?».
- Побудить детей собрать как можно больше информации о своем городе через фотографии города, книги, разучивание стихов.
2. Музыка:
-Прослушивание песен о городе Самара, о реке Волга.
-Разучивание песен «Самара, Самара».
-Прослушивание гимна города Самара.
3. Чтение художественной литературы. Составление рассказов «Где я люблю отдыхать в нашем городе», «Мои любимые места», «Мой дом». Составление творческих рассказов: «За что я люблю свой город». Воспитатели, дети, родители.
Рассматривание иллюстраций и фото с изображением города. Воспитатели, дети, родители.
Аукцион: «Город мой» (отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе).
4. Экскурсия: «Знакомство с городом», Посещение музеев: Самарского областного историко-краеведческого музея имени П. В. Алабина, Самарский литературный музей-усадьба А. Н. Толстого. Обсуждение экскурсии. Составление после экскурсии эссе: «Что я видел….» Воспитатели, дети, родители
Просмотр фотографий. Рассматривание картинок и фото города. Пополнение книжного уголка.
5. Продуктивная деятельность детей.
Рисование: «Мой родной город», «Достопримечательности города». Конструирование: «Здания в городе». Аппликация: «Вечерний город», «Памятники города». Воспитатели, дети. Выставка работ детей. Ситуативный разговор: «Как и кем создавался и строился город?» Пополнение речевого и книжного уголка.
6. Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по городу», «Магазин», «Парикмахерская». Воспитатели, дети. Приготовить атрибуты для игры. Чтение художественной литературы о городе (стихи, рассказы, пословицы, загадки) Воспитатели, дети. Пополнить книжный уголок худ лит-ой. Изготовление книжки – самоделки: «Город в котором я живу». Воспитатели, дети, родители.
Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. Создание компьютерной презентации: «Чем интересен город- Самара». Воспитатели, дети. Картотека презентаций.
Д/и «Почему город всегда красивый?», «Узнай и назови», Разрезные картинки», «Выбери герб», «Разложи правильно».Пополнить речевой уголок дидактическими играми. Изготовление альбома: «Мой любимый город». Воспитатели, дети, родители. Создание газеты: «Я люблю свой город». Воспитатели, дети, родители. Выставка газет Игра – викторина: «Достопримечательности нашего города» Воспитатели, дети. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей города. Воспитатели, дети. Фотографии города. Экскурсия по памятным местам города. Воспитатели, дети, родители. Ситуативный разговор: «Что я увидел гуляя по городу» Воспитатели, дети.
Составление фотоальбома: «Достопримечательности города». Воспитатели, дети, родители. Пополнить патриотический уголок. Оформление фотовыставки: «Город мой любимый». Воспитатели, дети, родители.
Заключительный этап.
Презентация на тему: «Чем интересен город Самара?»
Проведение выставок детских работ на темы “Мой любимый город», «Мой дом», «Красивый уголок моей малой Родины».
Оформление альбомов: «Наша Самара», «Интересные места города Самара».
Проведение ряда мероприятий: анкетирования “За что, я, люблю свой край и город, в котором я живу?”; родительского собрания на тему: “Привитие детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям”; консультаций: “Маленькая Родина всё равно большая, ведь она единственная”, “Мой любимый город»; проведение индивидуальных бесед с родителями по данной теме, туристических прогулок по городу.
8. Вывод:
У детей сформированы нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширен кругозор. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме.