Юнна Куркина
Педагогический опыт работы воспитателя «LEGO-конструирование как средство развития творческой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности – одна из основных задач образования. Сегодня России нужны неординарные личности, способные творчески мыслить, свободно ориентироваться в реалиях информационно-насыщенной жизни.
Значимость данной проблемы отражена в нормативных документах, регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Педагогический опыт работы воспитателя „LEGO-конструирование как средство развития творческой активности дошкольников“» размещена в разделах
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) определяет: «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» (гл. 5, ст. 48).
Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа направлена на «создание условий развития ребенка, для его социализации и личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.).
В обращении к Федеральному собранию в декабре 2016г. В. В. Путин отметил: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России». С 2018 г. утвержден федеральный проект «Образование». В рамках данного проекта реализуется национальный проект «Успех каждого ребенка».
Формирование личности начинается с ранних лет. Период дошкольного детства выделяется, как особо значимый для развития творческих способностей, что является важным условием включения детей в активную деятельность в условиях современной жизни.
Организованное взаимодействие педагога с воспитанниками в различных видах деятельности, направленное развитие творческого потенциала дошкольников возможно в условиях дошкольных образовательных организаций. Специфика работы с детьми данного возраста предполагает взаимодействие со взрослыми на основе интересов ребенка.
Анализ практики работы детских садов по направлению конструктивной деятельности показывает, что большинство педагогов придерживается позиции невмешательства в детское изобразительное и конструктивно-модельное творчество.
На мой взгляд, создание условий для детского творчества и организованное руководство взрослого способствуют активизации творческого развития детей.
LEGO-конструкторы - это универсальный, развивающий материал, который способен не только разнообразить образовательный процесс, но и мотивировать ребенка к самостоятельному познанию, активизировать творческий потенциал его личности.
Яркий и разнообразный конструктор привлекает детей, побуждает к конструкторской деятельности, к творческому поиску, инициативности.
Организованная деятельность с использованием LEGO-конструкторов носит творческий характер. Взаимодействие воспитанников и педагогов организуется с учетом оптимального уровня сложности постройки или сооружения, способствует выработке устойчивой мотивации к творческой деятельности, обеспечивает позитивный эмоциональный настрой к выполнению сборки модели.
Все вышеизложенное доказывает актуальность и своевременность темы педагогического опыта.
Основная идея опыта заключается в создании условий для использования LEGO-конструкторов в образовательной, совместной и самостоятельной игровой деятельности.
Внедрение LEGO-конструкторов повысит качество образовательного процесса, позволит расширить образовательные рамки, будет мотивировать воспитанников к личностному росту и реализации собственного потенциала.
Данная работа предполагает участие детей в создании необходимых условий, в выборе материала и тем конструкций, что способствует формированию навыков самостоятельной деятельности, развивает инициативность, творчество, мотивирует детей к поиску и решению задач.
Теоретическую базу опыта составляют труды передовых ученых педагогов и психологов.
Сущность творческих способностей, основные подходы по их развитию рассмотрены в работах Д. Б. Богоявленской, Н. А. Ветлугиной, И. П. Волкова, А. Г. Гогоберидзе, Е. Е. Кравцовой, А. Э. Симановского, Д. Б. Эльконина и др.
Предпосылки способностей к творчеству в той или иной степени проявляются у детей к 3-4-х летнему возрасту.
По определению Т. С. Комаровой, детское творчество - «деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения». Она отмечает, что процесс творчества у ребенка дошкольного возраста имеет свои особенности. Окружающий мир, детские впечатления являются основой для возникновения творческих замыслов.
Детское творчество оказывает огромное значение на личностное развитие ребенка. Как отмечает Д. Б. Богоявленская, «в процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт творческой деятельности и коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами».
Влияние конструирования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста освещены в работах З. В. Лиштван, Л. А. Парамоновой, Н. В. Шайдуровой и других педагогов.
Значение конструирования в развитии творчества детей отмечено в трудах многих педагогов (Н. М. Конышева, Е. Я. Беляева, Д. В. Сергеева, Л. B. Пантелеева, Л. B. Куцакова и др.). Доказано, что изготовление поделок и моделей из различных конструкторов отвечает потребностям, возможностям и интересам дошкольников. Доступность и привлекательность конструкторов предоставляет ребенку возможность воплощать задуманное, творить и оценивать конечный продукт.
Таким образом, конструирование можно рассматривать как активную практическую деятельность детей дошкольного возраста, которая способна оказывать влияние на развитие детского творчества.
Новизна опыта заключается в том, что формирование творческой активности детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования возможна при создании определенных условий:
- создание условий для самостоятельного детского конструирования (наличие различных видов конструкторов, материалов для экспериментирования, с разными по содержанию материалами);
- предоставление каждому ребенку возможности игровых действий с конструкторами и дополнительными материалами (карандаши, фломастеры, игрушки, наборы геометрических форм и др., которые ребенок использует для создания собственного замысла (сюжета, что способствует развитию воображения, формированию обобщенных способов конструирования;
- интегрирование лего-конструирования в различные виды образовательной деятельности (изобразительная деятельность, математическое развитие, речевое развитие и др., что позволяет разнообразить образовательную деятельность и расширить образовательные рамки.
Такой подход по организации работы с воспитанниками стимулирует развитие творческой активности детей.
Технология опыта. Изучение теоретических источников, методических рекомендаций по использованию лего-конструирования с детьми дошкольного возраста, знакомство с опытом коллег Республики Мордовия и педагогов других регионов работы по данному направлению помогли определить цель и задачи предстоящей работы.
Цель – активизировать работу по развитию творческой активности детей посредством лего-конструирования.
Задачи педагога :
- Разработать модель внедрения лего-конструирования в разные виды образовательной деятельности;
Задачи работы с детьми :
- способствовать формированию устойчивого интереса к лего-конструированию;
- создать условия для развития творчества, личностного самовыражения каждого ребенка посредством лего-конструкторирования;
- поддерживать и развивать любознательность и инициативность детей.
Цель, задачи и их пути решения были рассмотрены совместно с родителями группы.
Важным условием организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста является обеспечение системно-деятельностного подхода, который предполагает чередование практических и умственных действий ребенка. Считаю, что такой подход позволит успешно активизировать творческое развитие дошкольников, в том случае, если будет создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая интересам ребенка и обеспечивающая его потребности.
В результате совместной работы педагогов и родителей в группе была создана предметно-пространственная среда («Центр творчества», которая учитывала и объединяла интересы, как мальчиков, так и девочек группы, а также индивидуальные ярко выраженные предпочтения детей. «Центр творчества» способствует раскрытию способностей ребят. Для девочек подобраны конструкторы для сборки животных, домов, салонов, тематические наборы о принцессах, современных кукол и других персонажей, а для мальчиков - машины, самолеты, роботы для сборки. Имеются наборы «Лего» определенной тематики (транспорт, дороги, машины др.) и дополнительные детали расширения ассортимента конструирования.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят рисовать различными материалами, использовать шаблоны, «обводки», фломастеры, маркеры, карандаши, мелкозернистый пластилин, паста для моделирования. Данные материалы позволяют детям самим придумывать модели, рисовать их схемы, дополнять деталями или персонажами, которые придумывают и тут же создают сами.
Важным моментом моей работы является разработка модели внедрения лего-конструирования в разные виды деятельности.
Модель внедрения лего-конструирования в разные виды образовательной деятельности с целью активизации творческого развития дошкольников
ОО, ОД Цели Методы и приемы Ожидаемые результаты
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие» (как часть занятия)
Формирование умений создавать совместные постройки, объединенные сюжетом или проектом;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Активизация общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
дидактические игры и упражнения; «Лего-сказка», «Лего-театр»; игры-фантазирования на основе лего; игры-импровизации, сюжетно-ролевые игры, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами; метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.).
Постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
социально-эмоциональное развитие по направлениям :
- постижение себя,
- постижение окружающих
- и постижение мира, окружающего ребенка;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; позитивные установки к различным видам труда и творчества; расширение словаря,
активизация речевой активности и речевого творчества.
Познавательное развитие
Математическое развитие (как часть занятия)
Конструирование (лего конструирование 1 раз в месяц)
Социальный/природный мир (как часть занятия в соответствии с темой)
Развитие познавательно-исследовательских, конструктивных навыков, детского технического творчества.
Ознакомление детей с элементарным моделированием. Наблюдение, рассматривание, анализ, проблемно-игровая ситуация; обеспечение выбора материала, способов действий, ТРИЗ, экспериментирование, составление схем (по образцу, по представлению ребенка, на основе анализа конструкций);
индивидуальная и коллективная работы,
игры-путешествия с придумыванием сюжета на основе детской инициативы, самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной. Развитие познавательных интересов и любознательности, логического мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать по определенным признакам; развитие элементарных математических представлений,
развитие воображения, конструктивных навыков, интереса к техническому творчеству
Физическое развитие
Развитие мелкой и крупной моторики, внимания, ориентировка в пространстве. Практические, словесные методы, игровые, практические У ребенка хорошо развита моторика, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, внимание.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка
Рисование
Формировать умения развивать и дополнять сюжет, совершенствовать практические навыки и умения. Игровая ситуация, предполагающая развитие сюжета, переплетение разных сюжетов, практические действия, дидактические игры и упражнения, игры-путешествия, игры – фантазирования; «творческая мастерская», «творческая выставка» Ребенок умеет воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, планировать свою деятельность, предвидеть результат.
В работе по данному направлению использовала следующие формы организации работы с детьми : сказки, создание построек по сюжетам сказок, изменение сюжета и преобразование построек, создание моделей персонажей известных сказок, обыгрывание моделей, использование их в самостоятельных играх детей, лего-театр или драматизация, беседы.
Важно отметить, что на всех этапах работы поддерживалась и поощрялась инициатива детей, стремление к самовыражению в процессе создания новых моделей или их преобразования, создавались условия для эмоционального благополучия каждого ребенка.
Результативность опыта. Определить результативность работы по активизации творческих способностей посредством лего-конструирования позволил мониторинг, который включал следующие показатели:
- ребенок проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы;
- ребенок сам предлагает идеи, решения задач, пытается самостоятельно находить ответы на вопросы;
- ребенок может высказывать своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его;
- ребенок обладает богатой фантазией, воображением; часто способен преобразовывать рисунок, поделку, модель, предметы;
- ребенок чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов.
Результаты мониторинга за 3 года.
Учебный год Ребенок проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы Ребенок сам предлагает идеи, решения задач, пытается самостоятельно находить ответы на вопросы Ребенок может высказывать своё мнение, иногда настойчиво, энергично отстаивает его Ребенок обладает богатой фантазией, воображением Способен преобразовывать рисунок, поделку, модель, предметы;
Ребенок чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов
В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
2018-19 19% 23% 58% 9% 31% 60% 9% 31% 60% 18% 33% 49% 6
% 35% 59% 9% 35% 56%
2019-20 21% 33% 46% 15% 38% 47% 14% 37% 49% 24% 46% 30% 12% 46% 42% 17% 46% 37%
2020-21 28%
46% 26% 21% 49% 30% 20% 46% 34% 30% 44% 26% 17% 46% 37% 31% 43% 26%
Таким образом, отмечается положительная динамика развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, положительными результатами можно считать следующие показатели:
- У детей появился интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Повысился уровень сформированности конструктивных умений и навыков;
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей;
- Отмечается положительная динамика в формировании предпосылок учебной деятельности таких как: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу
- повысилась мотивация детей к творческой деятельности;
- отмечается повышение уровня инициативности детей, что способствует формированию творческой, коммуникабельной, социально-активной личности.
Опыт работы по данному направлению был представлен на следующих мероприятиях:
- практический семинар для педагогов МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» (2020г.);
- международный научно-практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» в рамках Международной научно-практической конференции 57-е Евсевьевские чтения (доклад «Использование лего-технологий в образовательном процессе с дошкольниками») (2021г.);
- презентация педагогического проекта «В гости сказка к нам пришла» на педагогическом совете №1 от 31.08.2021г (Протокол №1 от 31. 08.2021г.)
Используемая литература:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ. М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
2. Микляева Н. В., Львова Л. С., Маринюк А. А., Слепцова И. Ф. Федеральный закон об образовании с комментариями специалистов: дошкольная образовательная организация в контексте развития системы образования. – М. : АРКТИ, 2013. – 112 с. (Управление дошкольным учреждением).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
4. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.
5. Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
7. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л. Я Гальперштейн. — М. ; ООО «Росмэн-Издат», 2001.
8. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» : Пособие для педагогов. М. : изд. Сфера, 2011.