Светлана Шахоткина
Педагогический опыт «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Такими как, незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Публикация «Педагогический опыт „Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности“» размещена в разделах
В большинстве случаев основной причиной дорожно-транспортных происшествий является элементарное пренебрежение требованиями Правил дорожного движения. Поэтому очень важно знакомить детей с Правилами дорожного движения, начиная как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Основная идея опыта.
Опыт посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:
- возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;
- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно – методических пособий, в том числе электронных, для изучения ПДД в детском саду;
- знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, родственников)
Целенаправленно веду работу по обучению детей правилам дорожного движения с 2003 года.
Ежегодно пополняется материально-техническая база по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.
В группе оформлен центр детской деятельности «Безопасности, дорожной азбуки», в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры для проведения работы по ПДБ.
Педагогом подобраны и разработаны памятки для педагогов и родителей, красочные плакаты на темы «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.
Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрела жезлы регулировщика, дидактические игры.
Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и педагогическая позиция педагога должна быть деликатной и незаметной.
Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия.
Необходимость работы по данному направлению обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями дошкольников. Поэтому большую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Ведущей педагогической идеей моего опыта является : формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.
Теоретическая база, опора на современные педагогические теории; заимствование новаторских систем или их элементов.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н. Л. Князевой, А. В. Гостюшиным, Н. И. Клочановым, М. М Котик, О. А. Скоролуповой, Т. А. Шорыгииой и др.
Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожной безопасности, по мнению Старцевой О. Ю., является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности детей (Л. В. Выготский). Возможность обучать детей посредством развивающей познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей, дидактической игре зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным, запоминать, классифицировать, уточнять свои знания. (А. И. Сорокина).
Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.
Использование художественной литературы, по мнению ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.
Также я изучала следующие авторские технологии:
• «Школа дорожных наук» О. Ю. Старцева,
• «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т. А. Шорыгина,
• «Я и моя безопасность» К. Ю. Белая,
• «Правила дорожного движения дошкольникам» С. Н. Черепанова,
• «Три сигнала светофора» Т. Ф. Саулина,
• «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н. А. Извекова,
• «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э. Я. Степаненкова,
• «Правила дорожного движения» Т. Г. Кобзева,
• «Мои друзья – дорожные знаки» Г. П. Шалаева,
• «Изучаем дорожную азбуку» Ф. С. Майорова,
• «ОБЖ для старших дошкольников» Н. С. Голицына.
Журналы и газеты:
• «Путешествие на зелёный свет»
• «Добрая Дорога Детства»
Накопление опыта безопасного поведения на дороге - это часть системы, обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Новизна, теоретические находки автора.
Новизна опыта заключается :
-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;
- в создании предметно – развивающей игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожной безопасности с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).
Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и формами работы.
Работая над данной проблемой уже несколько лет, стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации. Результатом такой деятельности стали самостоятельные разработки перспективно – тематических планов по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме в соответствии с имеющимися в ДОО материально – техническими условиями.