Светлана Захарова
Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта.
Тема: «Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка»
Актуальность: Фольклор играет немаловажную роль в развитии речи дошкольников. На сегодняшний день проблема развития речи является значимой и актуальной, и необходимо внедрять произведения русского фольклора в педагогическую деятельность. Малые формы фольклора (пословицы, потешки, колыбельные песни, сказки и т. д.) играют большую в развитии речи ребенка. В народном творчестве имеется множество инструментов интересных детям и способов развития детской речи, так как несет сказочный, игровой характер. Всё это представляет важнейшее значение для развития связной отчётливой речи и являются неотъемлемой частью подготовки ребёнка к школе.
Публикация «Роль малых форм фольклора в речевом развитии ребенка» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основная идея – создать наиболее максимально эффективную среду для развития речи детей, проявления речевой активности и открытости детей. На этом этапе работ вводятся произведения различные формы устного народного творчества: потешки и прибаутки, пословицы и поговорки, к режимным моментам (колыбельные и пестушки, при приёме пищи и при одевании, подготовке ко сну и т. п.) мирилки, скороговорки, басни, загадки и другие произведения русского фольклора, активно используются различные виды оборотов, метафор и сравнения, которые свойственны фольклорным произведениям.
Целью данного опыта является развитие образной, выразительной, яркой речи детей дошкольного возраста с помощью фольклорного жанра.
Задачами опыта это показать основные приемы развития образной речи в работе с детьми дошкольного возраста на основе фольклорного жанра; уточнение и расширение представления детей о слове и предложении; развитие слухового внимания и умения подбирать в речи признаки и особенностей разных предметов.
Технология опыта. Применение каждый день колыбельных песен, перед дневным сном, делает возможным детям их запомнить, и выражает определённую «церемонию» для спокойного и крепкого дневного сна (одна песенка на 1-2 недели). Пестушки используются для спокойного и веселого пробуждения детей. При одевании возможно использование и применение разнообразных словесных игр («Молчок», «Что ты делаешь?», «Мальчик с пальчик где ты был» и т. п.) загадывать детям разнообразные загадки или сопровождать веселыми потешками.
Включать поговорки и пословицы в оценку детских поступков как отрицательных, так и положительных, внедрять их при каждом удобном случае. Ведь пословицы и поговорки это краткие, понятные для детей фразы, в которых заключается народная мудрость, например: «От скуки бери дело в руки», «В здоровом теле, здоровый дух», «Терпенье и труд, все перетрут», «Повторенье, мать ученья», Утро встречай зарядкой, а вечер прогулкой» и др. Для преодоления различных конфликтов между детьми, предложить детям различные мирилки: «Солнце выйдет из-за тучек, нас согреет теплый лучик,а ругаться нам нельзя, потому что мы друзья» и тд.
При работе по развитию речи, для правильной, четкой, понятной дикции ребенка, я использую скороговорки. Для начала скороговорку читаю, разбираем совместно с детьми смысловой посыл, затем разучиваем наизусть в медленном темпе, потом повторяем несколько раз с разной скоростью проговаривания хором и индивидуально.
Работу с родителями допустимо начать с выбора пословицы и предложить им объяснить её значение своему ребёнку, нарисовать к ней совместно с детьми рисунок.
На начальном этапе формирующего образовательного эксперимента прежде всего начинается работа с поговорками и пословицами. Используется этот жанр народного фольклорного творчества при знакомстве и приобщении к художественной литературе.
Например, при повторном чтении русской народной сказки «Заюшкина избушка», подвести детей к пониманию того, что лиса из сказки «плутовка» - это значит хитрая, изворотливая. В течении беседы по сказке можно использовать пословицы «Делая зло- на добро не надейся», «Кто за худом пойдет, тот добра не найдет».
Одно из более полюбившихся мне жанров фольклорного творчества является сказка. После детального прочтения, изучения мы с ребятами анализируем главную мысль и конечно же мораль. Подбираем подходящую пословицу к данному произведению. Б. В. Шергина в своих книгах очень хорошо раскрывает смысл русских народных пословиц: «глаза страшат, а руки делают» или «собирай по ягодке – наберёшь кузовок», а также красоту, разнообразие русской речи, в случаях их применения. Это не только позволяет раскрывать смысл пословиц в доступной, понятной для детей форме, но и пополняет словарный запас (кузовок, алебастровая статуя, кликать и т. п.). Это позволяет переходить к составлению различных рассказов по пословицам и осмысленной, понятной иллюстрации к ним. Детские рисунки можно собрать в альбом и оформить дидактическую игру «Угадай пословицу по картинке». Для обогащения, пополнения устной речи детей фразеологизмами и оборотами воспитателю следует включить в свою речь понятные, простые и яркие словосочетания, активно, ярко передающие эмоциональную, поэтическую окраску разговорной речи, например: «утро вечера мудренее», «красно солнышко», «мороз- трескучий, «капля в море», «водой не разольёшь», «держи себя в руках», «не в сказке сказать, ни пером описать» и т. п. для закрепления, освоения знаний пословиц и поговорок следует проводить дидактические игры например «Доскажи пословицу», в начале работы воспитатель говорит начало, а дети продолжают, а затем начало говорит один ребёнок, а продолжает другой.
С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром литературы. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные, моральные нормы, которыми регулируются желания и поступки ребенка.