Вера Киселёва
Педагогический образовательный проект «Мой родимый край, место отчее…»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 242 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Педагогический образовательный проект
«Мой родимый край, место отчее…»
Автор проекта :
Киселёва Вера Викторовна
воспитатель первой
квалификационной категории
2023г.
с. Талдан, Амурская область
Методический паспорт проекта
Публикация «Педагогический образовательный проект „Мой родимый край, место отчее…“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
1 Тема Педагогический образовательный проект «Мой родимый край, место отчее…» для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа.
2 Тип проекта Информационно-познавательный
3 Автор проекта Киселёва Вера Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
4 Сроки реализации проекта Долгосрочный
январь 2023 года – май 2023 года
5 Участники проекта Дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги
6 Актуальность проекта Работая с детьми, ежедневно сталкиваешься с тем, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают недостатком знаний о родном селе, районе, стране, об исторических особенностях своей малой Родины.
В настоящее время происходят глубочайшие изменения в жизни нашего общества, нашей страны, поэтому одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Знакомство детей с родным краем: с историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.
7 Цель
Создать условия для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление и приобщение к истории Албазинского острога.
8 Задачи Для детей:
1. Формировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Сковородинского района Амурской области.
2. Расширять знания детей о значимости подвига людей, первых русских землепроходцев на Амуре. Ерофей Хабаров.
3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях на примере героизма албазинских казаков (Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон)
4. Познакомить детей с коренными народами, которые проживали на территории Приамурья во времена освоения этих земель.
5. Познакомить детей с жизнью и деятельностью основательницы Албазинского краеведческого музея Агриппины Николаевны Дорохиной – потомственной казачкой, жительницей с. Албазино.
6. Воспитывать любовь к истории малой Родины, уважение к ее прошлому.
Для родителей :
1. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
2. Сформировать у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем.
Для педагогов :
1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности по ознакомлению с историей родного края.
2. Создать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с историей родного края.
1. Этапы проекта 1 этап – подготовительный (январь 2023 года)
1. Предварительное интервьюирование детей с целью выявления представлений о первом поселении на Амуре, селе Албазино, которое находится в нашем районе на российско-китайской границе.
2. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
3. Сбор материалов по данной теме.
4. Беседа с родителями воспитанников по теме проекта.
5. Привлечение родителей и воспитанников к совместной поисковой, познавательной, творческой деятельности, к работе с ИКТ.
6. Оформление родительского уголка : консультации, статьи, фотографии.
2 этап – основной (февраль 2023г. – март 2023г.)
Организация совместной вариативной образовательной деятельности педагога и детей. Использование в работе с родителями вариативных форм взаимодействия.
3 этап – итоговый (апрель - май 2023 года)
1. Систематизация собранного материала по теме.
2. Оформление презентации по результатам проекта.
3. Представление опыта работы по реализации проекта на педагогическом совете
Эффективность реализации проекта Качество реализации проекта оценивается с помощью следующих процедур:
- самооценка;
- опрос детей;
- презентация по реализации проекта;
- представление опыта работы.
Результаты проекта
Для детей:
1. Сформирован устойчивый познавательный интерес к истории родного края, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Сковородинского района Амурской области.
2. Расширены знания детей о значимости подвига людей, первых русских землепроходцев на Амуре. Ерофей Хабаров.
3. Приобретены новые знания об исторических событиях и конкретных личностях на примере героизма албазинских казаков (Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон).
4. Познакомились с коренными народами, которые проживали на территории Приамурья во времена освоения этих земель.
5. Познакомились с жизнью и деятельностью основательницы Албазинского краеведческого музея Агриппины Николаевны Дорохиной – потомственной казачкой, жительницей с. Албазино.
6. Воспитывается любовь к истории малой Родины, уважение к ее прошлому.
Для родителей :
1. Повышен уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
2. У родителей сформированы представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем.
Для педагогов :
1. Повышена профессиональная компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности по ознакомлению с историей родного края.
2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с историей родного края.
Источники:
1. Албазинский острог. История, археология, антропология народов приамурья/ Отв. Ред. А. П. Забияко, А. Н. Черкасов. Новосибирск: Изд-во ИАЭТСО РАН, 2019
2. Материалы Албазинского краеведческого музея.
3. Материалы краеведческого музея имени П. А. Флоренского Сковородинского муниципального округа
4. Интернет-ресурсы
План проведения мероприятий в рамках работы по проекту
№
Содержание работы
Срок
Ответственные
Ожидаемые результаты
1 этап – подготовительный
1 Определение цели и задач проекта. Январь 2023
воспитатель Киселёва В. В.
Определена цель и задачи проекта в соответствии с возрастными особенностями и потребностями воспитанников.
2 Разработка проекта по теме
Январь 2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Разработана теоретическая часть проекта.
3 Составление плана мероприятий по проекту Январь 2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Составлен план мероприятий по проекту.
4 Анализ имеющегося методического оснащения для работы по проекту Январь 2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Составление списка необходимой методической и познавательной литературы, других источников.
5 Проведение анкетирования родителей Январь 2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Проведено анкетирование родителей.
2 этап – основной
1 Организация совместной развивающей деятельности педагога и детей.
В течение проекта воспитатель
Киселёва В. В.
воспитанники Составлен перспективный план совместной деятельности.
2 Проведение мероприятий, согласно перспективного плана В течение проекта воспитатель
Киселёва В. В.
воспитанники Повышен уровень всестороннего развития воспитанников.
3 Проведение викторины, консультации для педагогов.
В течение проекта воспитатель
Киселёва В. В.
Повышена профессиональная компетентность педагогов.
4 Использование в работе с родителями вариативных форм взаимодействия. В течение проекта воспитатель
Киселёва В. В.
Повышение компетентности родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников.
Направление: методическое сопровождение педагогов
1 Викторина для педагогов «История Албазинского острога» Март
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Проведена викторина с педагогами
2 Консультация «Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Апрель
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Повышена профессиональная компетентность педагогов.
3 3. Представление опыта работы по реализации проекта на педагогическом совете
Май
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Повышена профессиональная компетентность педагогов.
Направление: развивающая предметно-пространственная среда
1 Пополнение Центра патриотического воспитания. В течение всего проекта воспитатель
Киселёва В. В.
Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательной активности всех воспитанников.
2 Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности с детьми.
В течение всего проекта воспитатель
Киселёва В. В.
Повышение ИКТ-компетенции, внедрение современных технологий в образовательный процесс.
Направление: сотрудничество ДОУ и семьи
1 Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Январь 2023 Воспитатели
Родители Выявление знаний
родителей о родном районе
2 Оформление родительского уголка : консультации, статьи, фотографии В течение всего проекта Воспитатели
Родители Повышение компетентности родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников.
3 Участие в сборе материала для пополнения патриотического центра в группе. В течение всего проекта Воспитатели
Родители
Дети Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательной активности всех воспитанников.
4 Изготовление макета «Албазинский острог» Март
2023 Воспитатели
Родители
Дети Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательной активности всех воспитанников.
Направление: организация работы с детьми
1 Организация образовательной деятельности по всем направлениям. постоянно воспитатели
Перспективный план образовательной деятельности в соответствии с темой проекта.
2 Использование вариативных форм работы с воспитанниками. постоянно воспитатели
Повышение уровня всестороннего развития воспитанников.
3 Познавательно-исследовательская деятельность постоянно воспитатели Повышение уровня всестороннего развития воспитанников.
План работы с детьми
Образовательная область Формы и методы работы Сроки
Познавательное развитие Проведение занятий по темам:
«Первые русские землепроходцы на Амуре»;
«Албазинский острог»;
«Албазинский краеведческий музей»;
1. Беседы познавательного характера на темы:
«Жизнь и деятельность основательницы Албазинского краеведческого музея Агриппины Николаевны Дорохиной»;
«Быт и традиции коренных народов Приамурья»;
«Населенные пункты Сковородинского района»;
Рассматривание альбома с фотографиями
«Сковородинский район».
4. Составление плана Сковородинского района.
5. Викторина «Моя малая Родина – Сковородинский район».
Посещение краеведческого музея имени П. А. Флоренского Сковородинского муниципального округа.
6. Посещение мини-музея в ДОУ. Февраль - март
Речевое
развитие 1. Составление творческих рассказов по картинкам, фотографиям по теме проекта.
2. Проведение речевых игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Какой? Какая? Какие?» и другие в соответствии с темой проекта.
3. Февраль - март
Художественно-эстетическое развитие Подборка наглядного материала для рассматривания «Албазинский краеведческий музей».
Коллективная аппликация «Албазинский острог».
1. Конструирование «Албазинский острог».
2. Костюмы коренных народов Приамурья (раскраски).
3. Оформление коллажа «Мой район».
1. Слушание музыкальных произведений о нашем районе.
4. Февраль - март
Социально-коммуникативное развитие 1. Дидактические игры на тему «Мой район», «История моего района», «Достопримечательности нашего района».
1. Ситуативные действия на макете «Албазинский острог».
1. Проведение сюжетно-ролевых игр: «Мы плывем на корабле», «Музей».
2. Участие в муниципальных патриотических и экологических акциях. Февраль - март
Физическое развитие 1. Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик с учётом темы проекта.
1. Проведение подвижных игр: «Салки», «Палочка – выручалочка», «Городки», «Перейди через реку» и другие.
2. Февраль - март
3 этап – заключительный
1 Систематизация собранного материала по теме.
Апрель
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Выявление положительных сторон, анализ трудностей.
Анализ выполнения поставленных задач.
2 Оформление презентации по результатам проекта Апрель
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Оформление результатов проекта
3 4. Представление опыта работы по реализации проекта на педагогическом совете
Май
2023 воспитатель
Киселёва В. В.
Представление опыта работы по реализации проекта
Результаты реализации проекта :
Для детей:
1. Сформирован устойчивый познавательный интерес к истории родного края, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином Сковородинского района Амурской области.
2. Расширены знания детей о значимости подвига людей, первых русских землепроходцев на Амуре. Ерофей Хабаров.
3. Приобретены новые знания об исторических событиях и конкретных личностях на примере героизма албазинских казаков (Никифор Черниговский, Алексей Толбузин, Афанасий Бейтон).
4. Познакомились с коренными народами, которые проживали на территории Приамурья во времена освоения этих земель.
5. Познакомились с жизнью и деятельностью основательницы Албазинского краеведческого музея Агриппины Николаевны Дорохиной – потомственной казачкой, жительницей с. Албазино.
6. Воспитывается любовь к истории малой Родины, уважение к ее прошлому.
Для родителей :
1. Повышен уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
2. У родителей сформированы представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным районом.
Для педагогов :
1. Повышена профессиональная компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности по ознакомлению с историей родного района.
2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с историей родного района.