Елена Болдырева
Педагогический мониторинг и диагностика воспитательного процесса в дополнительном образовании
▼ Скачать
Руководителю важно выстроить систему мониторинга с учетом трех равнозначных задач:обучение,воспитание и развитие. Кахдая прграмма ДО должна отражать данные задачи.
Реализуя задачи,она разворачивается в различных направлениях,согласно которым выстраивается система диагностики.
К методике обучения танцам предьявляют три основных требования,которые следует учитывать,оценивая достигнутые результаты. Это планирование,выступление и анализ/оценка.
два фактора-фактор исполнения и фактор обучения вовлекает учеников в длительный взаимосвязанный прцесс,включающий эти требования.
Публикация «Педагогический мониторинг и диагностика воспитательного процесса в дополнительном образовании» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мониторинг
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Планирование способствует формированию навыков сфокусированного и сосредоточенного мышления,необходимого для четкого выступления. Потребность в нем возникает как перед выступлением,так и в прцессе выступления,а на последующие выступления влияет планирование,учитывающее индивидуальные или групповые реакции детей на успех или неуспех танцевальной деятельности.
Если стандарты планирования достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следуюющие факторы:
а)предворительное обдумывание и мысленное воспроизведение движений,приносящих желаемый результат;
б)оригинальность и разнообразие-родукт индивидуального творческого мышления ребенка;
в)бескорыстное,тактичное распределение прстранства;
г)проявление положительных личных качеств,такие как энтузиазм,сосредоточенность и искренняя увлеченность;
д)четкое понимание поставленной задачи;
е)одобрительные отклики на выступление.
Выступление-самый важный элемент. Наглядная природа танцевального воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.
Если стандарты,исходя из которых строится выступление,достаточно высоки, то об этом свидетельствуют следующие факторы:
а)точное,четкое,"правильное"исполнение;
б)успешный,верный результат;
в)оригинальность и разнообразие;
г)последовательность,способствующая повторению и
запоминанию движений;
д)способность адаптироваться,очень быстро вносить необходи-
мые изменения;
е)экономное расходование сил,создающее впечатление"легкос-
ти"исполнения.
Анализ и оценка помогают ученикам и педагогу осуществлять планирование,подготовку,адоптацию и совершенствование будущих выступлений.
Если стандарты,оценивающие исполнение,достаточно высоки, то ученики способны:
а)внимательно следить за выступлением и отмечать его ключевые моменты;
б)делать ободряющие,полезные замечания относительно выступления;
в)сравнивать выступления двух или большего числа исполнителей;
г)судить о"точности"исполнения;
д)предлагать способы,с поиощью которых можно былобы улучшитькачество исполнения.
Образец контрольного листа для уроков танцев позволяет педагогу и ученикам подтвердить,что они ознокомлены с установленными требованиями и стремятся к их реализации. Основное внимание при этом необходимо сфокусировать на характере обучения.
Чтобы попытаться определить,каков пргресс достигнутый тем или другим учеником,танцквальная деятельность должна быть целесообразной и оброзовательной,активизируюющей танцевальные и умственные способности,а также включать элементы игры.
Оценку,в наиболее кратком изложении, надо прводить по следуюющим четырем направлениям:
Планирование;исполнение и улучшение его качества;
обьединение движений;сравнительный анализ и оценка.
Планирование-тщательно продуманный,хорошо организованный и отчетливо представляемый себе прцесс выполнения двигательных действий-является основой успешного выступления. Ученик должен четко понимать поставленную задачу;предварительно обдумывать и мысленно"воспроизводить"движения,обеспечивающие желаемый результат;оригинальность и разнообразие;искреннее уважение к другим с соблюдением необходимой дистанции;готовность усердно трудиться,чтобы оаладеть этими движениями и совершенствовать их.
Исполнение,улучшение его и акцентирование"физического"элемента в танцевальном воспитании,является самым важным из четырех направлений. Наглядная природа танца позволяет во время исполнения отдельного фрагмента танца сделать сделать заметным улучшение и оценить его. Если стандарты,исходя из которых строиться выступление, достаточно высоки то об этом свидетельствуют:точная,контролируемая,четкая работа;выполняемые с сохранением правильной осанки многосторонние движения;искренний интузиазм участия;и возникающее впечатление уверенной и выполняемой почти без усилий работы. сравнительный анализ и оценка того,что было испытано на собственном опыте или увидено и запомнено,помогает педагогу и детям находить новые идеи для дальнейшего планирования и совершенствования своих выступлений. Если стандарты,сходя из которых призводится оценка,достаточно высоки,то ученики способны узнавать различные движения,которые выполнялись;выделять их основные характеры особенности;делать замечания точности и успешности работы;предлагать способы,с помммошью которых эта работа может бытьб усовершенствованна;давать самооцеку и действовать,исходя из собственных и чужих замечаний,чтобы улучшать саое выступление.
Диагностика может прводиться в форме ненавязчивого опроса:
1. Понравилось ли вам занятие?
2. Что запомнилось больше всего?
3. Какая игра показалась наиболее интересной?
4. Улучшилось ли ваше настроение?
Ребята описывают то,что было сделано не только ими но и другими детьми;рассказывают о том,что им понравилось;а затем на практике применяют свои выводы.
В качестве диагностики могут быть применены и методы художественной терапии. Дети с большим удовольствием участвуют в рисуночных тестах. Рисование затрагивает сферы созна,помогает переработать внутренние чувства и ощущение и перевести их в образы,которые легче понять и проанализировать. "Изобразительный продукт в диагностическом процессе-это отражение индивидуально-психологических свойств автора рисунка,его мироощущение,характера,самооценки"(Л. Д. Лебедева).Для выявления особенности отношения ребенка к группе и восприятия им своего места в этой группе может быть использован различный тест"Я и группа".
Для оределения эмоцианального состояния ребенка по окончании занятия можно попросить закрыть глаза и ответить на вопрос:"Какого цвета твое настроение?"или нарисовать свое настроение. Ребенок может описать свою картину,придумать ей название,поделиться впечатлениями,котрые возникли в процессе изобразительной деятельности.
Тест"Мое отношение к танцу"
1. Быстро и незадумываясь ответьте:что такое танец?
2. Закройте глаза и представьте себе танец.
3. Что означает для тебя танец?
4. В каких красках ты его себе представляешь?
5. Какое место он занимает в твоей жизни?
6. Какие ассоциации возникают в прцессе его рисования?
Главное в этом тесте не столько результаты диагностики,а сам мыслительный процесс, который помогает осознать:
1. Роль танца в твоей жизни;
2. Твое место в мире танца;
В результате прводимых тестов и их обсуждений которые проводятся на уроках,ученики приходят к выводу,что регулярные занятия полезны для них. Они улучшают внешность и самочувствие. Они способствуют общению и помогают ощущать себя свободным,уверенным,сильныи и здоровым.