наталия дудкина
Педагогический КВН на тему «Прабабушкина школа»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН НА ТЕМУ «ПРАБАБУШКИНА ШКОЛА»
Цели:
— уточнять и систематизировать знания педагогов о русском фольклоре;
—познакомиться с различными жанрами русского фольклора, его классификацией, спецификой применения в детском саду;
— выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.
Повестка
1. Вступительная часть «Народная педагогика и слово».
Публикация «Педагогический КВН на тему „Прабабушкина школа“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- КВН. Сценарии по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
2. Игра «Прабабушкина школа».
Бьет из земли родник, течет на свет вода чистая и светлая. Но вот бросил кто-то в родник ком грязи: не замутилась вода, грязь осела на дно и исчезла. Родник вновь пробивает себе дорогу, неуверенно выбираясь из-под земли.
Он не иссякает — живой источник земли русской. Так и народное творчество живо вопреки всему. С большими трудностями продолжает нести свою высокую миссию. На сегодняшний день это единственная незыблемая духовно-нравственная ценность. В русском народе велико желание сохранить свои корни, традиции, опереться на них.
Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто как не мы, взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете, обращаясь к великому педагогу — русскому народному творчеству.
Мы начнем наш педагогический час с присказки, которая означает: приготовься ко всему и не перебивай, тогда сам все увидишь.
Сегодняшний педчас посвящен русскому фольклору. День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого животворного источника — слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие, точные формулы вечных житейских истин.
Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила.». И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак — атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить — себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережет»; примиряют: «Стерпится — слюбится». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни.
Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл, лишь когда взрослые сами бережно, вдумчиво и ответственно относятся к родному языку.
Конец XX — начало XXI вв. оказались для России трудными, тревожными. И тут вспоминаются слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
Сохранить бы, сберечь этот древний, надежный волшебный посох, опереться на него — но нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша — язык! Все заменяющее американское «о' кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола русское «как бы». Лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодежный жаргон — все это угрожает языку, а значит, и нашей культуре.
В чем спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно: фольклор — как святая вода, омывающая и очищающая от скверны все, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского языка.
Ход КВН «Прабабушкина школа»
Педагоги делятся на 2 команды. Оценивает экспертная группа.
1 задание. Напишите фамилии русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям.
Ответ: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль, М. А. Булатов, И. В. Карнаухова, О. И. Капица, JI.H. Толстой, А. Н. Толстой, Е. И. Чарушин и др.
2 задание. Напишите типы русских сказок.
Ответ: сказки о животных, бытовые, волшебные.
3 задание. Напишите имена и прозвища наиболее часто встречаемых персонажей русских народных сказок.
Ответ: Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыньш, Баба Яга, Кощей Бессмертный и др.
4 задание. Назовите волшебные предметы, которыми пользуются персонажи русских народных сказок.
Ответ: ковер-самолет, сапоги-скороходы, молодильные яблоки, скатерть-самобранка, меч- кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.
5-е задание. Напишите, как обычно начинается русская сказка.
Ответ: «Жили-были.», «В некотором царстве.», «На море-океане.», «Было у старика.», «У одного (одной).», «Жил-поживал.».
6-е задание. Напишите, как обычно заканчивается русская сказка.
Ответ: «Вот и сказке конец.», «И теперь живут, хлеб жуют», «Стали жить-поживать да добра наживать», «Я там был, мед-пиво пил.».
7-е задание. В русском фольклоре часто встречаются старинные слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?
Ответ:
Баской — нарядный, красивый.
Браный — узорчатый (о ткани)
Гай — дубрава, роща, небольшой лес.
Година — хорошая погода.
Дроля — милый, дорогой, любимый.
Живот — жизнь.
Жито — всякий хлеб в зерне или на корню.
Киса — мешок.
Ладом — хорошо.
Орать — пахать.
Полдень — юг.
Козырь — высокий стоячий вышитый воротник.
Пролеть — начало лета.
Радеть — стараться, заботиться.
Седьмица — неделя.
Имение — добыча, имущество.
Супостатка — соперница.
Маклак — посредник, плут.
8 задание. Доскажи пословицу.
Ответ: «Осла узнаешь по ушам, а дурака по. (словам)»,
«Молодость без любви, как утро без. (солнца)»,
«Не любить — горе, а влюбиться. (вдвое)»,
«На родной сторонке, что на мягкой. (соломке)».
9 задание. Переведи пословицу (поговорку) на русский язык.
Ответ: «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идет быстрее» (англ.) — «Баба с возу — кобыле легче».
«Красота сердца дороже красоты лица» (япон.) — «Не будь складен, а будь ладен», «Не ищи красоты, ищи доброты».
«Голова — венец тела, а глаза — лучшие алмазы в том венце» (азерб.) «Глаза — зеркало души».
«Бежал от дождя, попал под ливень» (араб.) — «Из огня да в полымя».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (фин.) — «Язык до Киева доведет».
«Где нет фруктов, свекла за апельсин сойдет» (иран.) — «На безрыбье и рак рыба».
«Молчаливый рот — золотой рот» (нем.) — «Сло- во _ серебро, молчание — золото».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) — «Соловья баснями не кормят».
10 задание. Мы знаем много поговорок, но они стали поговорками в наше время, так как вторая часть забыта. Сейчас нужно вспомнить их вторую часть. Ответ:
«Молодо-зелено… погулять велено».
«Вольному — воля…. спасенному— рай».
«Голод — не тетка…. пирожка не подсунет».
«Знай наших…последняя копейка ребром».
«На чужой каравай рот не разевай…. а пораньше вставай и свой затевай».
«По Сеньке шапка…. по Ереме колпак».
«Попытка не пытка….спрос не беда».
«Рука руку моет… обе белы бывают».
«Язык мой — враг мой…. прежде ума глаголет».
«Деньги счет любят…. а хлеб — меру».
11 задание. Изобразите пантомимой пословицы:
«Дареному коню в зубы насмотрят»,
«Одна голова хорошо, а две лучше».
«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».
12 задание. Отгадайте русские загадки:
Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь.)
Чувство, которое любого красит.
Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник.)
Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта.)
Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (Ложка.)
Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото.)
Что не сеяно родится. (Трава.)
Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка.)
13-е задание.
Из представленных названий танцев уберите не русский танец: Барыня, трепак, мазурка
Определите русский танец: Мазурка (польск., юрочка (бел., полька (чешек., хоровод (рус.).
14-е задание.
Что это: «посигутки», «ляпка», «шлепанки», «кулючки»?
Ответ: русские народные игры.
В народном календаре мы читаем: «В этот день молодежь водила хороводы, пели песни, частушки играли». А в какие игры и в какие дни играли?
— «Змейка» — на Троицу (хороводная игра вокруг деревьев)
— «Вьюнец» — в субботу пасхальной недели (искали дом по описанию, шли в него просить крашеные яйца).
«Облупа» — в Петров день 12 июля (неженатые парни уходили в кусты, покрывали лицо платком, а девушки должны были угадать парней — парни выходили на «облупу» (опознание).
«Сковорода» — на Масленицу (тянули канат в круг, где нарисованы блины, оладьи).
«Стожок» — на Ивана Купала (прыгали через стожок, кто не перепрыгивал, того усаживали в стог).
ИТОГИ
Сегодня мы охватили лишь некоторые жанры русского фольклора, на самом деле их очень много. К некоторым мы уже обращались и использовали их в своей работе, о некоторых лишь слышали. Чтобы ваше представление было полным, я предлагаю вам модель «Жанры русского фольклора», составленную Н. Кравцовым и С. Лазуткиным.
Жанры русского фольклора
Обрядовая поэзия
1 Календарная:
зимняя; —весенняя;
летняя;
осенняя.
2 Семейно-бытовая:
свадебная;
похоронная.
родильная;
3 Заговоры.
Необрядовая поэзия
1. Эпические прозаические жанры:
— сказки;
— предания;
— легенды.
2. Эпические стихотворные жанры:
— былины;
— исторические песни;
— балладные песни.
3. Лирические стихотворные жанры:
— песни социального содержания;
— любовные песни;
— семейные песни;
— малые лирические жанры (частушки, припевки)
нелирические
4 Малые жанры:
— пословицы, поговорки, скороговорки;
— загадки, потешки, считалки;
— пестушки, молчанки, прибаутки.
5. Драматические действа, тексты:
— ряженья, игры, хороводы; —сценки, пьесы.
Русское народное творчество существует в наших сердцах. И всем нам надо помнить, что Россия — это мы, а каковы мы такова и Россия!
Еще помните, какие мы, такие и наши дети.
«Каковы дядьки, таковы и дитятьки».