Оксана Коннова
Педагогические возможности семьи в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет семья, поскольку это первая среда, формирующая личность ребенка. Именно в семье складывается представления ребенка об окружающем мире. Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте - овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей. Необходимо создать для ребенка развивающую речевую среду :
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1. Дети должны иметь возможность ежедневно получать новую информацию об окружающем мире.
2. Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных факторах и событиях.
3. Нужно учить детей общаться со сверстниками и взрослыми.
Формирование словаря. Словарь- это набор слов, пополняющийся в течении жизни, значение которых человек понимает и умело употребляет их в своей речи.
- Игра «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть на кухне из шкафа, борща, холодильника)
- Игра «Угощаю» Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет "вкусное «слово и "кладет вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие", "кислые", "соленые", "горькие" слова или фрукты, овощи и т. д.
Использование в словарной работе произведения детских писателей. Агния Барто – «Грузовик», «Мячик», «Зайка», «Козленок», «Кораблик». Николай Носов - «Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Замазка». Корней Чуковский - «Мой додыр», «Телефон», «Федорино горе».
Использование пословиц:
- Кончил дело - гуляй смело.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
- Семь раз отмерь, один - отрежь.
Звуковая культура речи. Понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия:
- Игра «Угадай, что звучит» (звон колокольчика, хлопок в ладоши, топот ногами)
- Игра «Скажи, кто так кричит» (звуки животных и птиц)
Развитие фонематического слуха. Упражнения на автоматизацию звука Ш
ШАПКА ДА ШУБКА – ВОТ И НАШ МИШУТКА
Упражнения на автоматизацию звука Ж
ЕЛЬ НА ЁЖИКА ПОХОЖА, ЁЖ В ИГОЛКАХ, ЁЛКА ТОЖЕ
Упражнения на автоматизацию звука Щ
МЫ КУПИЛИ ОВОЩЕЙ, И ДЛЯ СУПА И ДЛЯ ЩЕЙ.
Упражнение на автоматизацию звука Ч
ДАН КОТЕНКУ ЯЗЫЧОК, ЧТОБЫ ЧИСТИТЬ СВОЙ БОЧОК.
Упражнение на автоматизацию звука С
НАШ САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ.
Работа над речевым дыханием. Буря в стакане. Налейте в стакан воду и покажите, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок устроит бурю в стакане воды.
Грамматический строй речи. Совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
- Игра «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много (можно наоборот) Огурец - огурцы
- Игра образуйте притяжательные прилагательные по образцу: Хвост собаки – собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко.
- Игра подбери как можно больше определений к каждому предмету. Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный, крупный.
Связная речь. Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
- Игра «Вспомни случай». Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли на празднике и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
- Игра «Чем закончилось?» Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
- Игра «Рассказы по картинкам». Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов.
Приобщение детей к литературному творчеству. Книги своими руками. Мамины картинки и мамины книжки – живые в отличие от готовых фабричных, они «приспособлены» под интересы конкретного ребенка, его настроение в данный момент времени. Они учитывают события, которые происходят в жизни ребенка «здесь» и «сейчас». Поэтому мамину книжку ничем не заменить! Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.