Олеся Загреба
Педагогические условия развития режиссерских игр дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия развития режиссерских игр дошкольников.
Важнейшее условие для развития режиссерских игр- создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития.
Публикация «Педагогические условия развития режиссерских игр дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей, взрослых). Дома дети любят играть под столом, особенно, если удается накинуть на него одеяло, поставить вокруг стулья или кресла. В дошкольном учреждении дети пытаются уединиться для игры в спальне, раздевальной комнате, а на участке - за кустами, верандой и т. д. Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к игре. В игровой комнате можно организовать зоны, специально предназначенные для разнообразных сюжетных игр. Для кормления и ухода за куклами и мишками на столике расставляется игрушечная посуда; обустраивается уголок для приготовления еды, парикмахерской, для купания игрушек и укладывания их спать. В определенных местах размещаются машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек для игры в больницу и т. д. Игровое пространство должно быть удобным и понятным для ребёнка, давать возможность играть самому.
Вместе с тем не следует жестко ограничивать игровое пространство детей. Игра - это свободная деятельность, и ребенок имеет право играть там, где ему удобно. Например, с маленькими игрушками (пупсиками, мелкими зверюшками, птичками и пр.) он может устроиться на свободном столике или на коврике. Лечить куклу также можно в разных местах, достаточно перенести ее кроватку и коробку с медицинскими инструментами в тихое место, а можно просто посадить ее на колени. Меняя по своему желанию место игры, дети чувствуют себя свободнее. Освоение более широкого игрового пространства дает возможность варьировать условия игры, открывает простор для детской фантазии.
К сожалению, типовые проекты зданий не учитывают потребность ребенка в индивидуальной игре. Но во многих дошкольных учреждениях (в нашей стране и за рубежом) предпринимаются попытки организации соответствующих условий для развития игры : единое пространство групповой комнаты «разбивают» специальной расстановкой мебели; вносят легкие ширмы, экраны, которые дети ставят по своему желанию. Внедряются и некоторые архитектурные новации: в групповой комнате встраиваются одно-, двух- и трехэтажные возвышения, соединенные галереей, лестницами с перилами, уютные ниши, подиумы и т. п. Используется крупное игровое оборудование (домики, загородки, террасы, вагончики, что дает ребенку возможность уединиться, но не чувствовать себя полностью изолированным от сверстников.
Учитывая преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, педагог прибегает к опосредованному руководству деятельностью ребенка. Умелым подбором игрового материала, внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша, стимулируется возникновение игры. Так, услышав, что Саша с увлечением рассказывает о том, как он ходил вчера в зоопарк, педагог предлагает ему набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видел? Расскажи и покажи». Возникает игра в зоопарк, требуется сделать клетки для животных, в ход идет строительный материал, затем используются фигурки людей (посетители, служащие).
Внимательный педагог воспользуется обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре. Иногда уместно предложить ребенку: «Покажи, пожалуйста, что там случилось с Вини - Пухом в гостях у Кролика». Можно рассмотреть с ребенком иллюстрации в книге, попросить рассказать, а затем показать, что делают персонажи. Такие педагогические приемы способствуют появлению у ребенка желания обыграть ситуацию с помощью игрушек, предметов.
Для того чтобы дети «видели» игру до ее начала, целесообразно вовлекать их в сотворчество с педагогом. Приглашение к сотворчеству может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке»; «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши»; «Я начну сказку, а ты ее закончишь»; «Я расскажу историю, а ты ее покажешь» и т. п.