Татьяна Викторовна Степура
Педагогические условия духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Результат целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания, методов, приемов, а также организационные формы для достижения дидактических целей – это педагогические условия.
При изучении и анализе научно-педагогических исследований мы видим, что как в теории, так и в практике изучены разные типы педагогических условий.
Типы педагогических условий
1. Организационно-педагогические
В. А. Беликов, Е. И. Козырев,
С. Н. Павлов, А. В. Сверчков
2. Психолого- педагогические
Н. В. Журавская, А. В. Круглия
А. В. Лысенко, А. О. Малыхина
3. Дидактические условия – М. В. Рутковская [7].
Все вышеперечисленные типы педагогических условий дополняют термин «педагогические условия», что помогает усовершенствовать педагогический процесс сделать его успешным и результативным.
Подводя итоги анализа позиций определений «педагогические условия», можно выделить главные положения для понимания термина и максимальном его понимания:
1. Условия – это составной элемент педагогической системы и целостного педагогического процесса;
2. Педагогические условия отражают совокупность максимальных возможной образовательной среды, целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны содержать: методы, содержание, приемы и формы обучения и воспитания;
3. В структуру педагогических условий входят внутренние элементы, которые обеспечивают воздействие на личностные сферы субъектов образовательного процесса. Внешние элементы призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.
Так какие же педагогические условия для духовно – нравственного воспитания дошкольника посредством взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй в условиях реализации ФГОС ДО [1].
Духовно- нравственное воспитание детей – процесс непрерывный и многоплановый. Добиться успеха в данном направлении возможно лишь при создании единого образовательного пространства семьи и дошкольной организации. Главное условие - систематическое конструктивное сотрудничество с семьей, направленное на сохранение непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и ДО. И семья становиться равноправным партнером, а не заказчиком.
Перечислим условия, которые способствуют развитию детской инициативы в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды;
2. Применение активных методов в развитии и воспитании;
3. Выстраивание совместной образовательной деятельности с детьми на основе активных форм взаимодействия;
4. Создание благоприятных условий развития как ребенка, так и взрослого педагога, и родителя;
5. Педагогическое общение взрослого с детьми строится на основе личностно-развивающего, позитивно- поддерживающего партнерского взаимодействия;
6. Активные формы образовательной деятельности и образовательный инструментарий способствуют развитию креативности, детской инициативы, самостоятельности, способности к саморегуляции поведения в соответствии с ценностными ориентирами;
7. Формирование мотивации детей к деятельности. Мотивы реализуются в деятельности через определение целей. В результате соотнесения мотивов с целями субъекта дошкольника формируется особое психологическое образование – личностный смысл деятельности. Он характеризует общее отношение личности к деятельности, показывает, что на самом деле она означает для личности.
Рассмотрим педагогические условия в программе «Социокультурные
истоки авторы – профессор И. А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин.
Основная задача – это создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческого потенциала и способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром на основе принципа субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
При реализации программных задач, в процессе воспитательного процесса все участники развиваются в равной степени. А вот субъектный подход в развитии ребенка позволяет ему быть активным участником во всех видах совместной деятельности.
Содержание духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей, формы работы с детьми в программе строится с учетом психических и физических особенностей старших дошкольников.
В рамках программы мы решаем задачу объединить воспитание и обучение в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Целостное развитие личности ребенка – это основная цель программы. Социокультурный системный подход в образовании – основа программы. Социокультурный подход включает в образовании не только познавательную деятельность ребенка, но и его эмоциональную и духовную сферу, а также окружающую среду и общество [5].
Основная особенность данной программы – это объединение обучения, развития и воспитания в единый образовательный процесс, создавая тем самым условия для целостного развития ребенка, родителей, педагогов на основе общих целей, социокультурных, духовно-нравственных категорий и ценностей.
Реализация программы «Социокультурные истоки» в ДО одухотворяет образовательный процесс, объединяя развивающие цели и воспитательные задачи на основе содержания и системы духовно-нравственных категорий и ценностей, позволяет детям осваивать знания на уровне собственного опыта и личностного развития.
Программа «Социокультурные истоки» основывается на культурно-исторической теории Л. С. Выгодского, а ведущая роль отводится эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира ребенка-дошкольника.
Методологическая база программы- социокультурный системный подход к истокам в образовании. Данный подход, разработанный профессором РАЕН И. А. Кузьминым направлен на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.
Сердцевина программы – это ценности культуры. Основная цель программы в дошкольном возрасте заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Логика построения освоения основных тем, категорий курса в старшем дошкольном возрасте, обращается внимание на ценности внутреннего мира человека. Дети осваивают духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София.
В методическом инструментарии для старшего возраста разработаны книги для развития «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово». В чем же особенность этих книг. Каждая книга для развития начинается с обращением с вступительным словом по теме для родителей. В этом обращении раскрывается смысл важных духовно-нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. В каждом слове для родителей есть задание, поразмышляйте вместе с детьми о смысле пословиц. Задача педагога организовать доверительное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса. Главными произведениями в книгах для развития представлены русские народные сказки, былины, сказы, фрагменты произведений классической литературы. В книгах после текстов размещены вопросы и задания, направленные на активное взаимодействие взрослых и детей.
Работа в паре, ресурсный круг – основные активные формы обучения, коротко АФО. Применение активных форм позволяют осуществлять педагогическое руководство общением детей сверстников. А это важный фактор и необходимое условие социального и психического развития ребенка, что способствует разрушению эгоцентризма.
Для непопулярных детей участие в активных занятиях особенно значимо. Детям необходимо договориться, вместе представить результаты своей работы то, что принято называть причастность к целям других детей, а это само по себе представляет ценность.
Во взаимодействии, в процессе общения со сверстниками, дети приобретают такие характеристики личности, как взаимное доверие, доброта, открытость, способность к сочувствию, готовность к сотрудничеству.
Программа «Социокультурные истоки», реализует задачи ФГОС ДО по достижению полноценной социализации ребенка дошкольника. Обеспечивает активное усвоение детьми дошкольниками системы ценностей социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностного-практического компонента их жизнедеятельности [5].
Программа формирует условия для того, чтобы перевести нравственные категории в практическую плоскость, и путем совместной деятельности с родителями, присоединить детей и их семьи к единым духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Мы присоединяем детей к прошлому опыту народа, переосмысление настоящего опыта, развитие способности ориентироваться на будущее позволяет в дошкольный период формировать систему ценностей и применять полученные знания в практической жизни. Осваивая содержание программы, дети выходят на первичную социализацию в семье, дошкольной организации, обществе, государстве.
В данной программе реализуется разработанная стратегия воспитания и обучения дошкольника на социокультурном опыте. В данной стратегии говорится о том, что не каждый опыт для человека является полезным и нужным, а только тот, который побуждает его стремиться к самосовершенствованию, духовному обогащению, переосмыслению своих знаний, прошлого опыта, к самоутверждению на этом пути. Важным становится активная деятельность самого человека, позволяя ему глубоко прочувствовать, пропустить через себя полученную информацию и включить в свой личный опыт.
Стержневой компонент программы «Истоки» - системообразующее социокультурное и духовно-нравственное содержание. Главный критерий отбора содержания программного материала, это воспитательная ценность и высокий художественный уровень предложенных литературных, музыкальных, изобразительных произведений.
Ребенку дошкольнику понятным являются близкие, родные, традиционные ценности родной культуры. Учитывая эти возрастные особенности, в программе пристальное внимание уделяется приобщению ребенка и его родителей к отечественному наследию. Например, фольклор является хранителем отечественного языка, что уже представляет большую ценность. Что же помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры: мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, народные песни и народные игрушки.
В культуре русского народа сохраняется и передается из поколения в поколение родной язык, отражение народной жизни. В нем отражаются ремесло и интересы народа, события его истории, переживания, характер мышления, жизненный уклад. Из этого следует, что освоение ребенком родного языка представляет собой процесс освоения народной культуры, приобретение народного опыта, народного способа мышления. П. Ф. Каптерев высказал такую точную мысль: «Через язык народ отливает отдельную детскую душу в народный общий тип».
Подводя итог, можно констатировать, что мы изучили и выявили основные педагогические условия духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в программе «Социокультурные истоки»:
1. «Социокультурны истоки» основывается на культурно-исторической теории Л. С. Выгодского, и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира дошкольника.
2. Содержание программы основывается на воспитательной ценности и высоком художественном уровне музыкальных, литературных, изобразительных произведений.
3. Духовно-нравственные, социокультурные категории и ценности, формы работы с детьми, отобраны с учетом физических и психических особенностей старших дошкольников.
4. Сердцевина – это ценности культуры.
5. На основе системы активных форм образовательной деятельности выстраиваются субъектные отношения ребенка- дошкольника.
6. Логика освоения основных категорий курса в старшем дошкольном возрасте, это ценности внутреннего мира человека. Дети осваивают такие духовно-нравственные категории как: Вера, Надежда, Любовь, София.
7. Разработан методический инструментарий согласно возрастным особенностям.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rkomitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
3. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578
4. Захарченко, М. В. Система духовно-нравственного воспитания в образовании Калининградской области / М. В. Захарченко.
5. Истоковедение. Том 11. Издание 5-е, дополнительное. - М. : Издательский дом «Истоки», 2015
6. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополнительное. - М. : Издательский дом «Истоки», 2016
7. Ткачук О. А. Педагогические условия эффективной организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников в поликультурной среде образовательной организации // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. - № 5. – С. 22-32.