Галина Некрасова
Педагогические средства развития самостоятельности у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого – педагогической литературе активно обсуждается вопрос о путях развития самостоятельности на разных возрастных этапах. Какими бы природными задатками не обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно. Поэтому, чтобы сформировать у ребенка новую черту личности прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской самостоятельности.
Публикация «Педагогические средства развития самостоятельности у младших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Ребенок с момента рождения является социальным существом, ведь уход за ним направлен на введение его в мир взрослых, хотя родители и педагоги не всегда это осознают. Исследования отечественных психологов А. В. Запорожца, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина доказывают, что в первые годы жизни ребенка открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности.
Педагогами, психологами ведутся исследования различных аспектов процесса развития самостоятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Годовикова, В. В. Голицын, В. В. Давыдов, В. В. Зайко, Е. Э. Кригер, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, А. Н. Леонтьев, Е. А. Лобанова, З. Ф. Пономарева, Т. А. Серебрякова, Т. И. Шамова, В. В. Щетинина, Г. И. Щукина и др.).
Рассматривая развитие самостоятельности дошкольника в разных аспектах, большинство исследователей (Н. Я. Михайленко А. М. Матюшин, З. А. Михайлова, Н. Н. Подьяков, Е. Е. Кравцова, Л. В. Артемова, Р. С. Буре, М. В. Крулехт) сходятся в общем мнении о том, что самостоятельность представляет собой постепенно развивающееся качество, которое выражается в умении ставить перед собой цель, стремлении к осуществлению деятельности без помощи взрослых; способности добиваться реализации своих целей.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития самостоятельности. В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие физических и психических качеств личности. Фундамент самостоятельности закладывается с приобретением некоторой автономии и осознания ребенком себя как личности. Как указывал А. Н. Леонтьев, дошкольное детство является периодом «первоначального фактического складывания личности» В зарубежной психологии понятие «самостоятельность» часто рассматривается как синоним или весьма близкое по значению к таким понятиям, как «свобода», «автономия», «независимость». Отечественные психологи определяют «самостоятельность» как важное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение (С. Ю. Головин). Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. Для проявления самостоятельности ребенок должен обладать рядом необходимых знаний, умений и навыков, а также, безусловно, соответствующей мотивацией. Леонтьев А. Н. считает, что самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, деятельность общения, элементарная трудовая деятельность. Поэтому в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог бы стать субъектом собственного развития находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего, развиться как личность» .