Получи документы

Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента

Наталья Костяева
Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Использование регионального компонента для формирования экологической культуры детей старшего возраста по средством системного оператора.

В современном мире, формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста, имеет большое значение для предотвращения экологических проблем как настоящего, так и будущего. «Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве» (Андрей Платонов). Проанализировав содержание образовательных областей, которые определены в ФГОС ДО, можно чётко проследить экологическую направленность психолого-педагогического процесса в ДОО.

Публикация «Педагогические проекты с детьми ст, группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента» размещена в разделах

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

Неотъемлемым компонентом экологического воспитания является его региональная направленность. Любить своего Отечество надо начинать со своей малой родины, с места где родился и живёшь, следовательно, с любви к природе родного края.

Процессы экологического воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в организации педагогических проектов экологической направленности.

В статье представлены педагогические проекты с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры на примерах объектов природы Ульяновской области. В качестве основной модели, с помощью которой реализовывались данные проекты, был выбран Системный оператор. Данная модель помогает проследить линию развития систем природного мира в настоящем, прошлом и будущем. В качестве копилки используется информационный опыт детей и его классификация на экранах Системного оператора.

Педагогический проект с детьми старшей группы «Берегите Волгу»

Тип проекта : информационно – практико – ориентированный

Вид проекта :

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

По направленности: интеграция образовательных областей

Проблема:

Одной из глобальных проблем нашего времени является экологический кризис. Уменьшаются природные ресурсы, загрязняются вода и воздух- жизненно необходимые условия существования всего живого. Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей бережное отношение к природе и чувство уважение к окружающему миру.

Цель: формирование экологической компетентности.

Задачи:

Обучаюшие

1. Формировать навыки проектной деятельности.

2. Формировать умение определять две линии развития объекта или системы: отрицательная и положительная.

3. Продолжать формировать знания о родном крае и его природных ресурсах.

4. Продолжать формировать знания детей о геологическом прошлом родного края и Земли.

5. Продолжать формировать знания детей о карте, как модели Земли.

6. Продолжать формировать знания о строении объектов окружающего мира из твёрдых, жидких и газообразных человечков (ММЧ)

7. Продолжать формировать умение работать с системным оператором

8. Продолжать формировать знания об объектах живой и неживой природы.

9. Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Развивающие

1. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи

2. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ, синтез.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к природе.

2. Воспитывать доброжелательность к окружающим.

Модели мышления:

1. Системный оператор

2. Морфологическая таблица

3. ММЧ

4. Установление причинно – следственных отношений

Способы:

1. Литературные источники

2. Информационный опыт детей

3. Модели мышления

4. Экспериментирование

5. Презентации

Материалы и оборудование: системный оператор, морфологическая таблица, изображения природных объектов, схемы объектов, коллекция окаменелостей, мультимедийные презентации: «Древнее море и его обитатели», «Загрязнение природы», «Симбирцит», схемы Земли, формы для создания окаменелостей, гипс, раковины, ватман, клей, карандаши.

Содержание проекта

1 этап.

Мотивация детей

Игра «Я еду на Север и беру с собой» (Загадана система – Река)

- какие реки нашего города вы знаете? (Свияга, Волга)

- в названии реки, которую я загадала два гласных звука и три твёрдых согласных. (Волга)

Работа с системным оператором

Система

Работа начинается в секторе настоящего времени. На системный оператор выставляется часть карты, на которой изображена река Волга, впадающая в Каспийское море.

Надсистема

Дети определяют частью чего является река Волга, Россия (рассматривается географическая карта Мира, глобус)

Обобщение: Волга-часть Земли. (прикрепляется Земной шар)

Подсистема

Беседа с детьми о маленьких человечках (если дети не изучали газообразных человечков, то воспитатель говорит о них сам)

Работа с Морфологической таблицей

1 Дети рассматривают схематические изображения на МТ: схема природного мира, который подразделяется на три колонки: схема жидких человечков, твёрдых и газообразных.

Задание детям: классифицировать (разложить) объекты живой и неживой природы, находящиеся в реке Волга, по наличию в них маленьких человечков ( детям предлагаются изображения различных объектов: камни, водоросли, вода, улитки, рыбы и др.)

На МТ выставляется схема рукотворного мира.

Дети объясняют, какие рукотворные объекты находятся в реке и откуда они там появились ( мусор: фантики, бутылки)

Дети распределяют рукотворные объекты, находящиеся в реке по наличию человечков.

2 Дети придумывают единую схему мусора (например, мусорное ведро)

3 На системный оператор переносится обобщённая схема МТ (схемы маленьких человечков и схемы объектов природного и рукотворного мира реки).

Детям даё тся домашнее задание: узнать о прошлом реки Волга.

2 этап

Работа в секторе «Прошлое объекта»

1 Дети рассказывают о том, что узнали о прошлом реки (название, чем она была раньше).

2 Педагог знакомит детей с прошлым реки, как переводилось её название. В Древнее время, в эпоху зарождения жизни на Земле, на месте реки было Древнее море.

В секторе «Система» схематизируется Древнее море.

Надсистема и подсистема не схематизируются, а проговариваются.

Надсистема – Древнее море, находилось на Земле.

Подсистема – обсуждается, что находилось в Древнем море (те же природные объекты, что и сейчас, но только древние, первые живые организмы, динозавры, растения).

3 Показ детям презентации о Древнем море.

4 Обсуждение с детьми, каких объектов не было в Древнем море (рукотворных).

5 Беседа с детьми об археологии, о том, как люди узнали о древних растениях и животных.

6 Рассматривание окаменелостей.

7 Рассматривание аммонита и Симбирцита

8 Домашнее задание: узнать что-такое Симбирцит.

(Симбирцит –разновидность минерала кальцит (СаСО3). Поделочный полупрозрачный камень жёлтых и красноватых оттенков. Внешне похож на янтарь и карнеол. Встречается в больших количествах в Ульяновской области, а также в обрывах правого берега Оки в Нижегородской области и в Аргентине. Симбирцит приурочен в Ульяновской области к нижнемеловым отложениям Ундоровских гор готеривского, барремского, альбского и частично аптского ярусов. Встречается в полостях раковин аммонитов, а также в трещинах и усыхания в септариях и конкрециях мергеля. Образование симбирцита проходило также и в раковинах моллюсков-аммонитов. Слои мраморного оникса заполняли полости раковин на ископаемом перламутре, перемежаясь с прожилками пирита и гематита).

9 Рассматривание изделий из Симбирцита

10 Создание рукотворных окаменелостей из гипса.

3 этап

Работа в секторе «Будущее объекта»

1 Дети рассказывают о настоящем и прошлом системы «Река Волга».

Все сектора разделены по диагонали на две части (два варианта развития системы)

В секторе «Система», на глазах детей схематизируется река (в одной части- голубого цвета; в другой-чёрного)

2 Работа с причинно – следственными связями.

Дети выдвигают предположения, почему эти реки разного цвета (чистая и грязная) и почему так получилось (чистая – потому что люди заботились о ней, не загрязняли, в ней нет рукотворных объектов; грязная – люди замусорили реку, и она погибает).

3 Просмотр презентации с экологическими нарушениями, с загрязнением рек.

4 Схематизация причинно – следственных связей, возникающих при загрязнении реки (см. причинно-следственные связи: веерообразность, принцип «Домино»).

Следствие всех причин – болезнь и гибель людей (объяснение глобальных экологических проблем – голод, загрязнение среды, недостаток питьевой воды, высокая заболеваемость).

5 Работа детей по командам

Детям даются изображения планеты Земля. Одна команда создаёт Землю, где люди заботятся о природе, другая команда – люди не заботятся о природе и остаются только воспоминания о них (на общем столе находятся изображения природных объектов реальных и чёрные схемы.)

Дети приклеивают заполненные изображения Земли в сектор «Надсистема объекта».

Педагог показывает изображение людей и предлагает детям выбрать, где бы им хотелось жить, на какой Земле и почему.

6 Педагог предлагает детям рассказать, какие правила надо соблюдать, чтобы такого не случилось.

4 этап

Создание продукта

Оформление плаката «Берегите реки (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать бутылки, полиэтилен и разный мусор, нельзя сливать грязь в реки и др.)

5 этап

Презентация проекта :

1 Выступление на родительском собрании.

2 Размещение плаката «Берегите реки на стенде дошкольного учреждения

Педагогический проект, «Винновская роща», имеет те же цели и задачи, и является продолжением предыдущего проекта.

Педагогический проект с детьми старшей группы «Реликтовый уголок»

Подготовительный этап: посещение детьми с родителями парка «Винновская роща». Создание фотографий в парке.

1 этап

Мотивация детей. Подведение детей к системе - лес.

Работа в секторе «Настоящее системы»

Помещение в секторе «Система» фотографии лесопарка «Винновская роща».

Дети рассказывают, что это за система. (определяют по фото).

Надсистема

1 Дети объясняют, почему «Винновская роща» является лесопарком (парк – наличие качелей, игровых зон…; лес – природная лесная зона).

Размещение на экране природной карты лесов Ульяновской области. «Винновская роща» - часть лесов города Ульяновска и Ульяновской области.

2 Секреты леса

1 Живое из неживого

Педагог знакомит детей со способом питания растений. Дети вспоминают условия необходимые для роста растений: солнце, вода, тепло.

Педагог на цветной схеме рассматривает с детьми питание растений. Дети объясняют откуда растения беру воду (педагог дополняет знания детей: вода находится и в земле – подземные ручейки, оставшаяся влага после дождей); тепло даёт солнце. Педагог дополняет знания детей – в земле содержатся много витамин, которые нужны растениям для питания; растениям ещё необходим углекислый газ, который они забирают из воздуха. Этот газ вреден для человека, но нужен объектам растительного мира. Объекты царства животных дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ, а растения наоборот, выдыхают необходимый нам кислород.

Деревья поглощают всё неживое, а сами живые – первый секрет леса.

2 Лес – большая фабрика

Педагог знакомит детей с круговоротом веществ в природе на примере иллюстраций, опыта детей:

Растительный мир – питание для объектов царства животных- все обитатели царства животных и растительного царства после гибели становятся витаминами земли- они вместе с водой попадают снова в растения через корни- всё начинается снова, по кругу.

Подсистема

1 Игра «Кто где живёт» использованием ТСО)

Цель: расселить объекты живой и неживой природы, и объекты рукотворного мира.

На экране появляется разноуровневый большой дом. На крыше написано «Винновская роща»

В доме три подъезда: живая природа, неживая природа, рукотворный мир.

Живая природа: этажи распределены по классификациям: царство животных, растений, грибов, микробов

Неживая природа: этажи распределены по маленьким человечкам

Рукотворный мир: этажи распределены по положительным и отрицательным объектам рукотворного мира.

На экране изображены различные объекты, дети называют объект и куда его надо поместить.

Например: мышь- царство животных, млекопитающее; мухомор – царство грибов; ручей – неживая природа, жидкие человечки; качели – положительный рукотворный мир; спиленные деревья – отрицательный рукотворный мир (спиленное дерево- дело рук человека, костёр, бутылки…

Педагог перемещает объект на названный этаж.

По итогам игры дети в вечернее время схематизируют объекты в сектор «Подсистема объекта»

2 Домашнее задание детям: узнать, какие объекты живой и неживой природы есть в лесопарке и нарисовать их.

3 Беседа о флоре и фауне лесопарка, о ручье «Сахарный». Рассматривание фотографий с обитателями «Винновской рощи».

По результатам рассказов, педагог совместно с детьми создаёт игру «Круг природы Винновской рощи».

Цель: формировать понимание единства всего в природе.

Педагог делит круг на сектора (сектора соответствуют классификации живой и неживой природы. Каждое царство и неживая природа, имеют свой цвет).

На секторах дети приклеивают изображения природных объектов (заготовленных педагогом).

4 Домашнее задание: узнать про прошлое Винновской рощи.

2 этап

Работа с прошлым системы

1 Беседа по рассказам детей.

Лес в Винновской роще, является реликтовым, он появился в доледниковый период. Схематизация древнего леса в экране «Система». Беседа о надсистеме и подсистеме древнего леса и их отличие от леса в настоящем.

2 Просмотр презентации о древних лесах.

3 Создание макета древнего леса

4 Беседа о науке Экология.

3 этап

Работа с сектором «Будущее системы»

Экраны разделены по диагонали (две линии развития системы)

1 На глазах детей в экране «Система» схематизируется зелёный лес- в одной части; в другой – чёрный лес, со сломанными деревьями.

Дети объясняют, что это может значить.

2 Установление причинно – следственных связей.

Дети делятся на команды. Командам даются игровизоры

Первая команда должна нарисовать причины, почему лес зелёный и живой.

Вторая команда – причины гибели леса.

После выполнения задания дети рассказывают, что они засхематизировали.

3 Игра «Круг природы Винновской рощи».

Что будет если погибнут деревья? (убирается сектор растительного царства). Дети объясняют.

Педагог убирает сектора : птица, насекомые… и т. д. (круг исчезает)

Дети объясняют, как это всё повлияет на человека (плохой воздух, много болезней)

Введение понятия – экологическое преступление.

3 Дети размещают в «Надсистему» два города: зелёный и загазованный, и рассказывают где бы они остались жить.

4 этап

Создание продукта

Дети оформляют плакат «Лес наша жизнь!» (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать мусор, рвать цветы, разводить костры, пилить деревья)

5 этап

Презентация проекта :

1 Размещение плаката «Лес наша жизнь!» на стенде дошкольного учреждения

2 Выступление детей на методическом объединении.

Публикации по теме:

Игровая обучающая ситуации «Мы едем в зоопарк» по формированию основ экологической культуры в средней группе Игровая обучающая ситуация «Мы едем в зоопарк» (типа путешествия) Тема недели «Дикие животные» Задачи: 1. Расширить представления дошкольников.

Обеспечение качества работы педагогов по экологическому воспитанию с использованием регионального компонента В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Физкультурное–оздоровительное занятие с использованием регионального компонента «Мы идем на ярмарку!» Тип: Физкультурно – оздоровительное. Вид: Физическое развитие Тема: «Мы идем на ярмарку» Цель: Внедрение регионального компонента в работу.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и экологической культуры детей в средней группе «Огород у ворот» Цель: Формирование целостной картины мира и экологической культуры детей. Задачи: 1) развивать речевую активность детей; 2) стимулировать.

Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие в Каповы пещеры»Конспект познавательного занятия в старшей группе с использованием регионального компонента «Путешествие в Каповы пещеры» Воспитатель: Ихсанова Светлана Филуровна МАДОУ №138 г. Уфы Цель: - развивать познавательные процессы детей, закрепить и уточнить знания.

Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента»Методическая разработка «Адаптация детей посредством художественной литературы с использованием регионального компонента» Направленность: развитие всех компонентов устной речи. Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды группы.

Программа младшей группы ДОО, ориентированная на родителей, с учётом регионального компонента «Презентация программы младшей группы ДО ориентированной на родителей (законных представителей детей)» Цели: создание благоприятных условий.

Развлечение с использованием регионального компонента в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Пояснительная записка Хакасия – край мой, Родные просторы. Вы мне улыбаетесь морем огней Широкие степи, высокие горы Навеки в душе сохранятся.

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента
Опубликовано: 22 октября 2016 в 22:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Костяева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД