Наталья Костяева
Педагогические проекты с детьми ст. группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Использование регионального компонента для формирования экологической культуры детей старшего возраста по средством системного оператора.
В современном мире, формирование экологической культуры, у детей дошкольного возраста, имеет большое значение для предотвращения экологических проблем как настоящего, так и будущего. «Человечество – без облагораживания его животными и растениями – погибнет, оскудеет, впадет в злобу отчаяния, как одинокий в одиночестве» (Андрей Платонов). Проанализировав содержание образовательных областей, которые определены в ФГОС ДО, можно чётко проследить экологическую направленность психолого-педагогического процесса в ДОО.
Публикация «Педагогические проекты с детьми ст, группы по формированию экологической культуры с использованием регионального компонента» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
Неотъемлемым компонентом экологического воспитания является его региональная направленность. Любить своего Отечество надо начинать со своей малой родины, с места где родился и живёшь, следовательно, с любви к природе родного края.
Процессы экологического воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в организации педагогических проектов экологической направленности.
В статье представлены педагогические проекты с детьми старшего дошкольного возраста по формированию экологической культуры на примерах объектов природы Ульяновской области. В качестве основной модели, с помощью которой реализовывались данные проекты, был выбран Системный оператор. Данная модель помогает проследить линию развития систем природного мира в настоящем, прошлом и будущем. В качестве копилки используется информационный опыт детей и его классификация на экранах Системного оператора.
Педагогический проект с детьми старшей группы «Берегите Волгу»
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный
Вид проекта :
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: краткосрочный (2 недели)
По направленности: интеграция образовательных областей
Проблема:
Одной из глобальных проблем нашего времени является экологический кризис. Уменьшаются природные ресурсы, загрязняются вода и воздух- жизненно необходимые условия существования всего живого. Необходимо уже в дошкольном возрасте формировать у детей бережное отношение к природе и чувство уважение к окружающему миру.
Цель: формирование экологической компетентности.
Задачи:
Обучаюшие
1. Формировать навыки проектной деятельности.
2. Формировать умение определять две линии развития объекта или системы: отрицательная и положительная.
3. Продолжать формировать знания о родном крае и его природных ресурсах.
4. Продолжать формировать знания детей о геологическом прошлом родного края и Земли.
5. Продолжать формировать знания детей о карте, как модели Земли.
6. Продолжать формировать знания о строении объектов окружающего мира из твёрдых, жидких и газообразных человечков (ММЧ)
7. Продолжать формировать умение работать с системным оператором
8. Продолжать формировать знания об объектах живой и неживой природы.
9. Продолжать формировать коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Развивающие
1. Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно – следственные связи
2. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ, синтез.
Воспитательные
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать доброжелательность к окружающим.
Модели мышления:
1. Системный оператор
2. Морфологическая таблица
3. ММЧ
4. Установление причинно – следственных отношений
Способы:
1. Литературные источники
2. Информационный опыт детей
3. Модели мышления
4. Экспериментирование
5. Презентации
Материалы и оборудование: системный оператор, морфологическая таблица, изображения природных объектов, схемы объектов, коллекция окаменелостей, мультимедийные презентации: «Древнее море и его обитатели», «Загрязнение природы», «Симбирцит», схемы Земли, формы для создания окаменелостей, гипс, раковины, ватман, клей, карандаши.
Содержание проекта
1 этап.
Мотивация детей
Игра «Я еду на Север и беру с собой» (Загадана система – Река)
- какие реки нашего города вы знаете? (Свияга, Волга)
- в названии реки, которую я загадала два гласных звука и три твёрдых согласных. (Волга)
Работа с системным оператором
Система
Работа начинается в секторе настоящего времени. На системный оператор выставляется часть карты, на которой изображена река Волга, впадающая в Каспийское море.
Надсистема
Дети определяют частью чего является река Волга, Россия (рассматривается географическая карта Мира, глобус)
Обобщение: Волга-часть Земли. (прикрепляется Земной шар)
Подсистема
Беседа с детьми о маленьких человечках (если дети не изучали газообразных человечков, то воспитатель говорит о них сам)
Работа с Морфологической таблицей
1 Дети рассматривают схематические изображения на МТ: схема природного мира, который подразделяется на три колонки: схема жидких человечков, твёрдых и газообразных.
Задание детям: классифицировать (разложить) объекты живой и неживой природы, находящиеся в реке Волга, по наличию в них маленьких человечков ( детям предлагаются изображения различных объектов: камни, водоросли, вода, улитки, рыбы и др.)
На МТ выставляется схема рукотворного мира.
Дети объясняют, какие рукотворные объекты находятся в реке и откуда они там появились ( мусор: фантики, бутылки)
Дети распределяют рукотворные объекты, находящиеся в реке по наличию человечков.
2 Дети придумывают единую схему мусора (например, мусорное ведро)
3 На системный оператор переносится обобщённая схема МТ (схемы маленьких человечков и схемы объектов природного и рукотворного мира реки).
Детям даё тся домашнее задание: узнать о прошлом реки Волга.
2 этап
Работа в секторе «Прошлое объекта»
1 Дети рассказывают о том, что узнали о прошлом реки (название, чем она была раньше).
2 Педагог знакомит детей с прошлым реки, как переводилось её название. В Древнее время, в эпоху зарождения жизни на Земле, на месте реки было Древнее море.
В секторе «Система» схематизируется Древнее море.
Надсистема и подсистема не схематизируются, а проговариваются.
Надсистема – Древнее море, находилось на Земле.
Подсистема – обсуждается, что находилось в Древнем море (те же природные объекты, что и сейчас, но только древние, первые живые организмы, динозавры, растения).
3 Показ детям презентации о Древнем море.
4 Обсуждение с детьми, каких объектов не было в Древнем море (рукотворных).
5 Беседа с детьми об археологии, о том, как люди узнали о древних растениях и животных.
6 Рассматривание окаменелостей.
7 Рассматривание аммонита и Симбирцита
8 Домашнее задание: узнать что-такое Симбирцит.
(Симбирцит –разновидность минерала кальцит (СаСО3). Поделочный полупрозрачный камень жёлтых и красноватых оттенков. Внешне похож на янтарь и карнеол. Встречается в больших количествах в Ульяновской области, а также в обрывах правого берега Оки в Нижегородской области и в Аргентине. Симбирцит приурочен в Ульяновской области к нижнемеловым отложениям Ундоровских гор готеривского, барремского, альбского и частично аптского ярусов. Встречается в полостях раковин аммонитов, а также в трещинах и усыхания в септариях и конкрециях мергеля. Образование симбирцита проходило также и в раковинах моллюсков-аммонитов. Слои мраморного оникса заполняли полости раковин на ископаемом перламутре, перемежаясь с прожилками пирита и гематита).
9 Рассматривание изделий из Симбирцита
10 Создание рукотворных окаменелостей из гипса.
3 этап
Работа в секторе «Будущее объекта»
1 Дети рассказывают о настоящем и прошлом системы «Река Волга».
Все сектора разделены по диагонали на две части (два варианта развития системы)
В секторе «Система», на глазах детей схематизируется река (в одной части- голубого цвета; в другой-чёрного)
2 Работа с причинно – следственными связями.
Дети выдвигают предположения, почему эти реки разного цвета (чистая и грязная) и почему так получилось (чистая – потому что люди заботились о ней, не загрязняли, в ней нет рукотворных объектов; грязная – люди замусорили реку, и она погибает).
3 Просмотр презентации с экологическими нарушениями, с загрязнением рек.
4 Схематизация причинно – следственных связей, возникающих при загрязнении реки (см. причинно-следственные связи: веерообразность, принцип «Домино»).
Следствие всех причин – болезнь и гибель людей (объяснение глобальных экологических проблем – голод, загрязнение среды, недостаток питьевой воды, высокая заболеваемость).
5 Работа детей по командам
Детям даются изображения планеты Земля. Одна команда создаёт Землю, где люди заботятся о природе, другая команда – люди не заботятся о природе и остаются только воспоминания о них (на общем столе находятся изображения природных объектов реальных и чёрные схемы.)
Дети приклеивают заполненные изображения Земли в сектор «Надсистема объекта».
Педагог показывает изображение людей и предлагает детям выбрать, где бы им хотелось жить, на какой Земле и почему.
6 Педагог предлагает детям рассказать, какие правила надо соблюдать, чтобы такого не случилось.
4 этап
Создание продукта
Оформление плаката «Берегите реки!» (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать бутылки, полиэтилен и разный мусор, нельзя сливать грязь в реки и др.)
5 этап
Презентация проекта :
1 Выступление на родительском собрании.
2 Размещение плаката «Берегите реки!» на стенде дошкольного учреждения
Педагогический проект, «Винновская роща», имеет те же цели и задачи, и является продолжением предыдущего проекта.
Педагогический проект с детьми старшей группы «Реликтовый уголок»
Подготовительный этап: посещение детьми с родителями парка «Винновская роща». Создание фотографий в парке.
1 этап
Мотивация детей. Подведение детей к системе - лес.
Работа в секторе «Настоящее системы»
Помещение в секторе «Система» фотографии лесопарка «Винновская роща».
Дети рассказывают, что это за система. (определяют по фото).
Надсистема
1 Дети объясняют, почему «Винновская роща» является лесопарком (парк – наличие качелей, игровых зон…; лес – природная лесная зона).
Размещение на экране природной карты лесов Ульяновской области. «Винновская роща» - часть лесов города Ульяновска и Ульяновской области.
2 Секреты леса
1 Живое из неживого
Педагог знакомит детей со способом питания растений. Дети вспоминают условия необходимые для роста растений: солнце, вода, тепло.
Педагог на цветной схеме рассматривает с детьми питание растений. Дети объясняют откуда растения беру воду (педагог дополняет знания детей: вода находится и в земле – подземные ручейки, оставшаяся влага после дождей); тепло даёт солнце. Педагог дополняет знания детей – в земле содержатся много витамин, которые нужны растениям для питания; растениям ещё необходим углекислый газ, который они забирают из воздуха. Этот газ вреден для человека, но нужен объектам растительного мира. Объекты царства животных дышат кислородом, а выдыхают углекислый газ, а растения наоборот, выдыхают необходимый нам кислород.
Деревья поглощают всё неживое, а сами живые – первый секрет леса.
2 Лес – большая фабрика
Педагог знакомит детей с круговоротом веществ в природе на примере иллюстраций, опыта детей:
Растительный мир – питание для объектов царства животных- все обитатели царства животных и растительного царства после гибели становятся витаминами земли- они вместе с водой попадают снова в растения через корни- всё начинается снова, по кругу.
Подсистема
1 Игра «Кто где живёт» (с использованием ТСО)
Цель: расселить объекты живой и неживой природы, и объекты рукотворного мира.
На экране появляется разноуровневый большой дом. На крыше написано «Винновская роща»
В доме три подъезда: живая природа, неживая природа, рукотворный мир.
Живая природа: этажи распределены по классификациям: царство животных, растений, грибов, микробов
Неживая природа: этажи распределены по маленьким человечкам
Рукотворный мир: этажи распределены по положительным и отрицательным объектам рукотворного мира.
На экране изображены различные объекты, дети называют объект и куда его надо поместить.
Например: мышь- царство животных, млекопитающее; мухомор – царство грибов; ручей – неживая природа, жидкие человечки; качели – положительный рукотворный мир; спиленные деревья – отрицательный рукотворный мир (спиленное дерево- дело рук человека, костёр, бутылки…
Педагог перемещает объект на названный этаж.
По итогам игры дети в вечернее время схематизируют объекты в сектор «Подсистема объекта»
2 Домашнее задание детям: узнать, какие объекты живой и неживой природы есть в лесопарке и нарисовать их.
3 Беседа о флоре и фауне лесопарка, о ручье «Сахарный». Рассматривание фотографий с обитателями «Винновской рощи».
По результатам рассказов, педагог совместно с детьми создаёт игру «Круг природы Винновской рощи».
Цель: формировать понимание единства всего в природе.
Педагог делит круг на сектора (сектора соответствуют классификации живой и неживой природы. Каждое царство и неживая природа, имеют свой цвет).
На секторах дети приклеивают изображения природных объектов (заготовленных педагогом).
4 Домашнее задание: узнать про прошлое Винновской рощи.
2 этап
Работа с прошлым системы
1 Беседа по рассказам детей.
Лес в Винновской роще, является реликтовым, он появился в доледниковый период. Схематизация древнего леса в экране «Система». Беседа о надсистеме и подсистеме древнего леса и их отличие от леса в настоящем.
2 Просмотр презентации о древних лесах.
3 Создание макета древнего леса
4 Беседа о науке Экология.
3 этап
Работа с сектором «Будущее системы»
Экраны разделены по диагонали (две линии развития системы)
1 На глазах детей в экране «Система» схематизируется зелёный лес- в одной части; в другой – чёрный лес, со сломанными деревьями.
Дети объясняют, что это может значить.
2 Установление причинно – следственных связей.
Дети делятся на команды. Командам даются игровизоры
Первая команда должна нарисовать причины, почему лес зелёный и живой.
Вторая команда – причины гибели леса.
После выполнения задания дети рассказывают, что они засхематизировали.
3 Игра «Круг природы Винновской рощи».
Что будет если погибнут деревья? (убирается сектор растительного царства). Дети объясняют.
Педагог убирает сектора : птица, насекомые… и т. д. (круг исчезает)
Дети объясняют, как это всё повлияет на человека (плохой воздух, много болезней)
Введение понятия – экологическое преступление.
3 Дети размещают в «Надсистему» два города: зелёный и загазованный, и рассказывают где бы они остались жить.
4 этап
Создание продукта
Дети оформляют плакат «Лес наша жизнь!» (на плакат дети прикрепляются запрещающие знаки (нельзя бросать мусор, рвать цветы, разводить костры, пилить деревья)
5 этап
Презентация проекта :
1 Размещение плаката «Лес наша жизнь!» на стенде дошкольного учреждения
2 Выступление детей на методическом объединении.