Мария Семёнова
Педагогические механизмы взаимодействия на формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного и патриотического
▼ Скачать + Заказать документы
воспитания в условиях ДОУ.
Представление опыта работы в рамках семинара для руководителей и специалистов образовательных организаций. г. Сочи
Еще с открытия детского сада, мы определили для себя базовое направление, которому будем следовать. Основополагающим направлением было выбрано духовно - нравственное воспитание дошкольников.
Публикация «Педагогические механизмы взаимодействия на формирование у детей дошкольного возраста духовно-нравственного и патриотического» размещена в разделах
Одной из важнейших педагогических задач – является воспитание у детей любви к Родине, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языку, национальным ценностям народов Российской Федерации.
Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится все более актуальной в современном мире, именно поэтому была выбрана данная тема.
Таким образом, встает вопрос: «Как воздействовать на формирование у дошкольников духовно-нравственного и патриотического воспитания, как можно повлиять на формирование личности ребенка, чтобы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность, духовность и патриотизм». Мы должны заложить «фундамент» для становления человека-творца, а не потребителя, человека-патриота своей Родины.
Повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания наиболее успешно будет происходить при соблюдении следующих условий:
- использования современных форм, методов и приемов в работе с детьми;
-создания условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников;
- тесного сотрудничества с родителями и другими образ. организациями.
У России богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с культурой родного края, историей своей огромной страны, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Мы живем в многонациональном государстве и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.
Средствами духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников является само окружение, в котором они живут. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и нами (сотрудниками, работниками, педагогами) должны быть созданы все условия для формирования нравственной, самостоятельной, любознательной личности.
Итак, в работе по воспитанию патриотического и духовно-нравственного воспитания мы используем разнообразные методы и приёмы с учётом психологических особенностей дошкольников.
В работе нами используются наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, виртуальные экскурсии, наблюдения, объяснения, акции, флешмобы, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
В нашем детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России. Так же на своем педагогическом опыте и примере, через танцы, песни, совместны праздники мы знакомим детей с культурой родного края.
Данная работа разбита на следующие блоки:
1. «Широка страна моя родная» (город, микрорайон, история);
2.«Культура и традиции» (родного края)
3.«Работа с социальными партнерами»
Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: танцы, народные игры, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, фольклорные праздники, инновационные технологии (дистанционные форматы) т. д. Между тем наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы педагогов и родителей, которые готовы к обучению и сотруднечеству.
1 блок – «Широка моя страна родная»
Основной целью проводимой работы среди дошкольников является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет, так как, именно с этого чувства и начинается первая ступенька к патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Таким образом, на данном этапе,мы анализируем и доводим до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут (город, поселок, микрорайон, о его истории, а также заостряем внимание на таких памятных праздниках, как : День защитника отечества, День освобождения Воронежа, День Победы, День российского флага и др. в связи с этим, мы хотим предложить некоторый интересный формат организации этих праздников, чтобы дошкольник смог с заинтересованностью изучать важность патриотического воспитания.
2 блок – «Культура и традиции родного края»
Этот блок является для нас самым интересным и насыщенным. Так, как, наш сад заостряет большое внимание на истории и культуре наших предков. Это русло мы пытаемся развивать с новых сторон.
Значительную роль в воспитании детей играют народные традиции – опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, сложившиеся исторически и передаются из поколения в поколение. С традициями тесно связаны народные обычаи – сложившиеся правила поведения; то, что стало привычным, признанным, необходимым.
В этом блоке мы знакомим детей с семейными традициями ценностями, с традициями и бытом народов России и нашего региона, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению, этнокультурному воспитанию, ознакомлению с народным искусством. С этой целью проводим следующие занятия и развлечения: «Секреты старины и фольклорной моды», «Масленица», «Жаворонки», «Рождество», фольклорный праздник «Колядки» и др. Был создан ансамбль ложкарей, который натолкнул нас на создание музея ложки. Родители поддержали нашу идею, так же как и другую нашу идею, идею создания «народной избы». активно пополняли старой утварью и предметами быта. Открыт фольклорный кружок «Игровая мастерская «Голос традиции»», где с детьми разучиваются старинные русские игры, заклички, песенки ….
3 блок-«Социальные партнеры»
1. Централизованная библиотечная система города Воронежа. Где, сотрудники библиотек рассказывают о книгах, писателях, поэтах и т. д.
2. так же мы сотрудничаем с православными храмами. Как вы знаете духовно -нравственное воспитание не приравнивается к религиозному. В нашем саду есть семьи разных конфессий. Родители дали свое согласие на присутствие детей на данных мероприятиях, т. к. поднимаются темы всеобщих человеческих ценностей: добра и зла, любви к ближнему, уважении к старшим.
3. Недавно наша организация заключила договор о сетевом взаимодействии с детскими садами разных регионов. Это и Архангельск (север) и краснодарский край (юг) и центральная Россия.
Целью объединения является обеспечение взаимодействия между дошкольными учреждениями, обмен опытом по вопросам создания условий для повышения качества предметных и метапредметных образовательных результатов воспитанников путем проекторования и реализации регионального компонента ОП.
4. Соблюдая прописанный в ФОП принцип приемственности образовательной работы, на разных возрастных этапах дошкольного детства и при переходе на уровень начального общего образования, тесное сотрудничество со школой обеспечивает достижение детьми уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ. При создании единой образовательной среды создается основа для приемственности дошкольного и начального общего образования.
Заключение
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего города, страны, Родины.