Вера Широкова
Педагогические чтения
▼ Скачать + Заказать документы
В. В. Широкова
учитель начальных классов МБОУ Никольская СШ
Арзамасского муниципального района
ВСЁ НОВОЕ — ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
В статье рассмотрен материал из личного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ Никольская СШ Широковой Веры Васильевны по внедрению педагогических инноваций и профессионального взаимодействия как необходимой составляющей работы современного учителя
V.V.Shirokova, Privolzhskiy Federal University
Публикация «Педагогические чтения» размещена в разделах
Мой педагогический стаж — более 30 лет. Всю жизнь я работаю в сельской школе учителем начальных классов и считаю, что школа — единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Девизом всей моей жизни служат следующие слова :«Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше».
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать нововведения, или инновации, характерные для любой профессиональной деятельности человека и поэтому именно они становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении и осуществляется с помощью активных методов обучения.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
За годы моей работы наиболее эффективными и результативными методами обучения учащихся начальных классов всегда являются:
- нетрадиционное начало традиционного урока (эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма, выяснения целей, ожиданий, опасений;
- постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций (ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора);
- использование форм интерактивного обучения или их элементов
(«метода Проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей»);
- элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы)
- нетрадиционные виды уроков: экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
- игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Остановлюсь на некоторых из них подробнее.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т. д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов, работа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем тему урока.
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора, «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они — защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».
Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».
«Ромашка»
1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т. д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.
2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.
«Мудрый совет»
Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.
«Итоговый круг»
Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее параллельно с корректировкой КТП и делает более чёткой линию индивидуального образовательного маршрута.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Общественный смотр знаний под названием «Интеллектуальная ярмарка» стал уже традицией в моей педагогической деятельности. О нём знают мои коллеги и родители. Его я провожу в конце учебного года. В этом коллективном смотре знаний участвуют все учащиеся с 1по 4 классы, их шефы — ученики 5, 6, 7 классов, учителя и родители. Детям предлагается определённое количество ярмарочных станций, на которых они выполняют все предложенные задания. Например, «Математическая», «Словесная», «Экономическая», «Ребусная», «Словообразовательная», «Фонетическая», «Морфемная», «Историческая» и т. д. Если дал правильный ответ, выполнил задание полностью — получаешь жетон. Каждая станция должна быть в отдельном кабинете, где находится учитель, координирующий игру. Судьями выступают учащиеся средних классов. На каждой станции по трое судей. Работа идёт в паре (шеф — подшефный, поэтому каждый учащийся может думать и отвечать в индивидуальном темпе. Самое ценное в такой форме — учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Учёт возрастных особенностей осуществляется с помощью подбора заданий различной степени сложности.
После прохождения всех станций жетоны сдаются учителям. Преподаватели в свою очередь выявляют победителей в индивидуальном и командном первенстве, что немаловажно в условиях сельской школы, где нет параллельных классов. Командное место определяется по среднему арифметическому баллу. На каждого ребёнка заполняется карта ИОМ, благодаря которой хорошо видно, какой предмет или раздел программы учащийся усвоил лучше, по какому следует усилить работу. Этот документ выдаётся учащемуся для того, чтобы он мог видеть результаты своей учебной деятельности, свои плюсы и минусы. Кроме того, этот маршрут обязательно должен подписать родитель для того, чтобы знать о «пробелах» в знаниях своего ребёнка.
Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
«Путешествие в страну Экономика» помогает детям понимать окружающую жизнь. На одном из занятий подошли к понятию «конкуренция». Актуальность исследования нашим детям была понятна изначально, так как большинство наших родителей занимаются торговлей сельхозпродукцией на ярмарках выходного дня в г. Москве. Выдвинули гипотезу: что порождает конкуренцию? Поставили перед собой цель: на примере местных торговых точек выяснить, отчего это зависит? Выбираем метод исследования — наблюдение. Посетили две торговые точки в нашем населённом пункте и понаблюдали, где покупают чаще, отследили культуру обслуживания, рассмотрели наличие товара и внешний вид этих торговых точек. Сделали вывод: товары почти одни и те же. Возникает вопрос — зачем же две торговых точки? Что сделал каждый из предпринимателей, чтобы именно у него покупали товар? Строим прогнозы: какой из киосков получит большую прибыль и почему? А задание на дом было такое: представьте себе, что вы заготовили брусничный сок и продаёте его на рынке по цене 300 рублей бутылка. Появляется конкурент, который такие же бутылки продаёт по 200 рублей. Что вы сделаете? Поверьте мне, задействованы будут не только родители. Выводы дети сделали с родителями, в некоторых семьях принимали участие и старшее поколение. Это было интересно, занимательно и, самое главное, актуально и полезно. Я уверена, что и эти знания пригодятся детям в жизни.
Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны.
Мужество необходимо не только для отважных поступков, но и для продуктивных занятий и мышления.
В своей практике из урока в урок я стараюсь развивать у ребёнка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.
Важно формировать и развивать у ребёнка продуктивное мышление, т. е. способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известным.
Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск : это создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и др.
Здесь помогает знание психологических особенностей каждого ребёнка, его темперамента, типа по биологическому ритму.
В тысячный раз повторяю слова В. А. Сухомлинского, ставшие для меня главным принципом: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». И вновь анализирую работу, ищу новые подходы к вершинам знаний и успеха.
Чтобы не сдерживать темпы развития, индивидуализирую учебный процесс. Каждый ребёнок работает в своём темпе, в соответствии со своими способностями. Для себя я вывела золотое правило «Не проводи с детьми того, что самой неинтересно!» Исходя из этого, я ищу то, что не надоедает.
Самые разнообразные по содержанию уроки бывают очень интересными и позволяют не только основательно закрепить обширный материал, но и расширить знания ребят. Одновременно это и праздник знаний, успеха — как итог напряжённого труда. На уроки к нам приходит Василиса Премудрая с портфелем под названием «Эрудит», из которого дети сами выбирают яркие плакаты-виды конкурсов.
Провожу ежедневный индивидуальный контроль. Группа помощников - «учителей», досрочно сдавших всю тему, за вторым «учительским» столом (за журнальным столиком) проверяют подготовку детей, оценивая,чаще всего, даже строже меня. А кто не согласен с оценкой — идёт к учителю. Зачёт по теме каждый сдаёт индивидуально. Досрочный экзамен превращается в торжественный праздник Знаний, Труда, Успеха. Приглашаем родителей, учителей. Если заканчиваем большую тему или всю книгу, проводим «урок-юбиляр» - для себя, «урок — калейдоскоп» для учителей — предметников, смотр знаний- для родителей, урок — конкурс или турнир эрудитов для других классов. Все, кто бывают на наших уроках, дают высокую оценку эрудиции моих воспитанников.
Закончить своё выступление хочу словами выдающегося педагога-гуманиста, учителя всех учителей Фридриха Вильгельма Адольфа Дистервега :
«Без стремления к методической работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности.
Он деревенеет, каменеет, опускается».
Спасибо за внимание!