Александр Владимирович Гришин
Педагогическая этика
▼ Скачать
+ Заказать документы
Этика представляет одну из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Для обозначении учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем, который утверждал, что этика «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздерживаться». Однако этика представляет собой не только особую науку, позволяющую рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым общепринятым нормам. Под этикой понимают и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое либо как неэтическое.
Публикация «Педагогическая этика» размещена в разделах
Существует профессиональная этика учителя, политика, бизнесмена и т. д. Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.
Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. Особое место занимает этика делового общения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров, предпринимателей и др., так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Профессиональные этики имеют ряд особенностей — общих и специфических (частных).
К общим особенностям относятся следующие:
высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты.
Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этикам в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и
корпоративность профессиональной этики — обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность может проявляться в следующем: сохранение и культивирование профессиональных тайн и секретов; проявление корпоративной солидарности; наличии профессиональных символов.
факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области человеческих отношений», требующих умения общаться,строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества. Важным фактором, мотивирующим положительное отношение специалиста к труду, выступает также психологическое самоощущение личности, привлекательность для нее самого процесса труда, Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на успех.
Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Так, педагогическая этика является результатом специфики педагогической деятельности, выступающих основой для выработки конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу.
В структуре профессиональной этики педагога можно выделить четыре основных блока.
этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.
этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.
этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог— педагог»,в которой рассматриваются отношения, регламентируемые не только общими нормами, но и спецификой деятельности и психологии педагога.
этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, направленная на оптимизацию управления системой образования.
Специфика профессиональной этики педагога определяется в первую очередь предметом педагогического труда, которым является ребенок. Это свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.
Еще одна особенность педагогического труда - асимметричность отношений педагога и учащихся, выражающаяся в зависимости последних от педагога.
Полифункциональный характер педагогической деятельности - еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета, его актуальных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят логики, необходимое, но недостаточное условие про-фессиональной культуры педагога.
Высокий профессионализм педагога предполагает, умение нау-чить,воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство, требующее особого «ремесла», навыков и таланта учителя.
Потребность в этих качествах определяется полифункциональным характером педагогической деятельности. Он проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний. Эти функции обеспечивают педагогу выполнение его главной миссии — осуществления социального наследования.
Селекция — это отбор из всего многообразия постоянно увели-чивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации
Консервация — сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью — является логическим продолжением селекции.
Трансляция —процесс передачи знаний от поколения к поколению. Именно она требует от учителя педагогического мастерства— от логики мышления, умения аргументировано и увлекательно преподнести материал до виртуозного владения культурой речи и личного обаяния.
Учитывая сложность и специфичность педагогической деятельности, первое требование профессиональной этики педагога, регламентирующее его отношение к своему труду, формулируется следующим образом: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы, то есть:
• постоянно помнить о специфике своей профессии и учитывать ее в своей деятельности;
• осознавать и нести ответственность за свое влияние на личность учащегося;
• уметь организовать в единое целое воздействие всех факторов на стиль мышления и отношение ученика к жизни;
• уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;
• знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи.
Второе требование, регулирующее отношение педагога к своему труду : педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества.
Рассмотренные требования профессиональной педагогической деонтологии предполагают наличие у педагога особого — интегрального стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном итоге должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности :
умственная самостоятельность, проявляющаяся в таких свойствах, как:
• способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию»;
• стремление к самостоятельным суждениям и выводам;
• философско-рефлексивное отношение к профессии;
• преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики;
• энергия мысли, убедительность собственной позиции;
• осознанность морального выбора и принимаемых решений;
• чувство ответственности за реализацию своего призвания.
Единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний:
• переживание собственного «открытия мира» как «события», «встречи» с ним;
• чувство меры, «золотого сечения» между рассудком и нравственным чувством;
• тактичное проявление интеллектуальных эмоций — удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата;
• чувство собственного достоинства, основанное на адекватной самооценке;
• ощущение полноты и глубины своей внутренней жизни.
Открытость диалогу, раскрывающаяся через:
• интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал;
• осознание правомерности плюрализма мнений;
• преодоление эгоцентризма собственного мышления;
• способность слушать и слышать другого;
• умение сочетать монолог и диалог;
• открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;
• стремление к познанию, научению;
• стремление и умение адекватно интерпретировать полученную информацию и точку зрения другого;
• метафоричность, образность, грамотность речи.
Творческая активность педагога, которая предполагает:
• единство слова и дела, переживания и поступка;
• целеустремленность в отношении к преподаванию;
• готовность к преодолению препятствий;
• способность учиться на собственных ошибках;
• создание индивидуальной системы самообразования и са-мосовершенствования;
• восприятие своей профессиональной деятельности как художественно-педагогического творчества.
Основные принципы профессиональной этики педагога по отношению к обучающимся
Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т. д.
Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость ученика от учителя — одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Другая сложность состоит в том, что на практике уважение педагога к личности ученика нередко остается лишь декларацией.
Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в учениках людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его так же.
Доверие сопряжено с интересом к личности ребенка.
Интерес, как правило, начинается с терпимости к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду (порой эпатирующему, его стиля поведения.
Еще одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость унижения личного достоинства ученика.
Однако уважение выражается и в требовательности к учащемуся. Существуют некоторые этические постулаты требовательности:
требовательность педагога должна быть объективно целесообразной;
требования должны быть понятными и потому учащимся всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать;
требования должны быть реально выполнимы — нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и ученик, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.