Юлия Бачурина
Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона «Мой северный край»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование детей – важная составляющая всей системы образования, позволяющая человеку гармонично сосуществовать с миром природы. Одной из ведущих тенденцией на современном этапе развития экологического образования дошкольников является реализация регионального компонента. Эта стратегия определяет пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе формирования культурно-образовательной среды региона.
Публикация «Педагогическая технология по приобщению детей к истокам и ценностям региона „Мой северный край“» размещена в разделах
Кроме того, в нормативно – правовых документах, связанных с системой образования, отмечается необходимость создания регионального компонента образования, отражающего природные, социальные, культурные, исторические условия, влияющие на развитие экологического воспитания детей. Поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в образовании детей. Реализация регионального компонента в системе экологического воспитания ДОУ предполагает учет местных природных условий, историко-культурных, национальных традиций региона, организацию реальной экологической деятельности в пределах своей местности. Следовательно, региональный подход в образовании дошкольников осуществляется через построение системы экологического образования на ближайшем природном окружении и особенностях региона.
Наш детский сад «Рябинка» расположен рядом с уникальным археологическим заповедником «Барсова гора», который представляет собой «слоеный пирог», содержащий многообразную информацию по заселению среднего Приобья на протяжении семи тысячелетий. Также, урочище Барсова гора является одним из живописнейших мест нашего региона. Красивейшие места: заливные луга, пастбища, покрытые сплошным ковром ягеля, перемежаясь с зарослями малины, рябины, черемухи, чередуются с лесами, поросшими сосной, осиной, березой иногда даже кедром. Поражает многообразие, а в прошлом изобилие ягод. Наряду с брусникой, черникой, голубикой на Барсовой горе встречаются костяника, красная смородина, шиповник. Богат лес и грибами, в том числе такими ценными, как белые и подосиновики. Данные природные особенности местоположения ДОУ позволяют более эффективно вести работу экологической направленности по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем. Наряду с этим, в Барсовской СОШ №1 создан краеведческий музей, который позволяет знакомить детей с историей и культурой ханты. Большой интерес посетителей музея вызывают предметы быта (одежда, обувь, домашняя утварь, орудия труда) и украшения из бересты, костей, шкур и меха животных.
Таким образом, наше дошкольное учреждение имеет благоприятные условия для внедрения педагогической технологии по приобщению детей к истокам и ценностям региона посредством ознакомления с родным краем - «Мой северный край».
Педагогическая технология «Мой северный край» была составлена на основе «Региональной программы экологического образования дошкольников ХМАО» Е. В. Гончаровой и представляет собой целостную систему экологических знаний.
Целью реализации технологии является формирование экологической культуры на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать обобщенное представление о народах Севера.
2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера – ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать этнотолерантность.
3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту родной природы и эмоционально откликаться на нее.
4. Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем.
5. Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов Севера, уважение к труду.
6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас, в процессе ознакомления с природой родного края.
7. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных и природоохранных акциях.
Педагогическая технология реализуется с учетом следующих принципов:
• краеведческий (региональный) принцип;
• принцип энциклопедичности;
• принцип интеграции;
• культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры;
• тематический принцип – деление материала на основные темы;
• принцип наглядности;
• преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Педагогическая технология «Мой северный край» осуществляется в рамках кружковой деятельности в течение учебного года с детьми подготовительных групп, 1раз в неделю, длительностью 30 минут, в процессе разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной).
Для более успешного освоения познавательного материала применяются следующие формы работы:
• чтение художественной литературы;
• беседы;
• экскурсии в лес, школьный музей;
• рассматривание картин, иллюстраций;
• праздники, развлечения;
• участие в акциях, творческих конкурсах;
• участие в фотовыставках;
• проектная деятельность;
• просмотр видеофильмов, слайдов.
Комплексное изучение природы родного края складывается из проведения экскурсий, целевых прогулок и маршрутов в природу, посещения краеведческого музея, а также работы в краеведческом уголке, который расположен в кабинете эколога. Во время экскурсий и прогулок дошкольники собирают природный материал, позволяющий лучше изучить свою местность. Этот материал, а также сведения об истории, природе родного края, полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и природном мире содержатся в краеведческом уголке. Практическая деятельность детей, как одно из условий формирования экологической культуры, успешно осуществляется в природоохранной работе, а также в работе на огороде и в цветниках.
Образовательный процесс с детьми по реализации педагогической технологии «Мой северный край» строится на использовании современных личностно – ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога, ребенка и родителя, таких как: проектная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, экологические акции, экологические досуги, развлечения, экологический туризм, и т. д. Особый интерес родителей и детей вызывают совместное проведение мероприятий, посвященных традиционным праздникам ханты и манси: «Медвежий праздник» (как правило проводится весной, 7 – апреля «Вороний день», проводы лебедя (ритуал проводиться осенью).
Содержание педагогической технологии «Мой северный край» составлено с учетом комплексно – тематического планирования ДОУ, на основе познавательно-исследовательской деятельности. Тематический план позволяет организовать информацию оптимальным способом, легко вводить материал по краеведению, учитывая специфику дошкольного учреждения (приложение 1). Информация, предназначенная для дошкольников подобрана таким образом, что являясь научно достоверной, она в то же время доступна для понимания детей. Образовательный процесс с детьми строится на принципах интеграции образовательных областей (приложение 2).
В результате включения данной технологии в образовательный процесс ДОУ, дети имеют представления о том, какие народы живут на территории Сургутского района, как они приспособились к жизни на Севере, во что одеваются, в каких условиях живут, какими промыслами занимаются, какие культурные традиции соблюдают. Дети знакомятся, также, с основными хантыйскими узорами, сказками, подвижными играми, произведениями национальных писателей, поэтов, художников. А изучение всего многообразия растительного и животного мира нашего региона дает возможность расширить знания детей о природе родного края и соответственно, сформировать экологическое представление и бережное отношение к ней.
Таким образом, краеведческий подход, играет важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, так как он предполагает комплексное изучение природы родного края и способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри ее, а также между природой и обществом.