Ольга Демкович
Педагогическая технология использования пластилинографии в создании пейзажных образов у детей подготовительной группы
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное общебразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Агалатовский центр образования»
дошкольное учреждение
Педагогическая технология
использования пластилинографии в создании пейзажных образов у детей подготовительной группы.
Выполнила: воспитатель Демкович Ольга Николаевна
Публикация «Педагогическая технология использования пластилинографии в создании пейзажных образов у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Темочки
"Педагогическая технология
использования пластилинографии в создании пейзажных образов у детей подготовительной группы"
Цель и задачи технологии
Цель:
Разработать педагогическую технологию использования платилинографии для создания пейзажных образов детьми подготовительного возраста.
Задачи:
1. Определить содержание развития пейзажного рисования у дошкольников средствами пластилинографии.
2. Разработать методы и приемы создания пейзажных образов детьми в процессе использования пластилинографии.
3. Создать педагогические условия, стимулирующие развитие создания пейзажных образов детьми подготовительной группы в ходе освоения ими технологии пластилинографии.
В основе технологии лежат следующие положения:
- учет взаимосвязи развития эстетического восприятия и художественной деятельности;
- учет регионального компонента (особенностей местопроживания детей, природы);
- отбор тематики, учитывающий особенности календаря, мест проживания интересов детей, возможностей раскрытия темы посредством пластилинографии;
- расширение опыта использования техники платилинографии детьми подготовительного возраста; организация обследования и экспериментирования с изобразительным материалом и инструментами;
- постепенное усложнение, в процессе обогащения опыта создания пейзажных образов;
- поддержка субъектности в использовании техники рисования пластилином детьми подготовительной группы с целью создания выразительного образа;
- активизация интереса детей к творчеству, изобразительной деятельности.
Данная работа осуществляется в процессе трёх этапов.
Этап 1 Подготовительный «Наблюдаем и рисуем природу: мы художники-пейзажисты».
Цель: активизация интереса к рисованию пейзажных образов и развитие эстетического восприятия у детей дошкольников возраста.
Содержание этапа:
1. Обогащение представлений детей о пейзаже, его видах, отличии от других жанров живописи.
2. Формирование интереса к изображению природы, желание рассматривать объекты природы, создавать художественный образ.
3. Обращать внимание на средства выразительности.
4. Развивать эстетическое восприятие.
5. Знакомство с пластилинографией, развитие моторных умений обработки пластилина, исследование возможностей пластилина.
Данное содержание может быть реализовано следующими методами:
непосредственно - образовательная деятельность, образовательные ситуации, игровые упражнения, дидактические игры, способствующие формированию интереса к изображению пейзажных образов, накоплению эстетического опыта восприятия природы.
В группу к детям прилетает гостья Фея природы, она рассказывает детям о том, что очень любит разные растения, цветы и деревья. Она путешествует по миру и посещает красивые и интересные места, которые потом рисует (показывает изображения). Интересуется, знают ли дети как называются такие картины, на которых нарисована природа. Затем приглашает детей путешествовать вместе с ней, познакомиться с разнообразием природных объектов и отразить всё в своих рисунках, как это делают настоящие художники-пейзажисты.
- В процессе знакомства сообщается, что представляет собой пейзаж, его виды, почему художник отображает природу;
- После рассмотрения пейзажей, предлагается высказать свое отношение к изображенному;
- Осуществляется прогулка в осенний парк к озеру, направленной на накопление впечатлений от восприятия природы;
- Затем организовываются игры с изобразительным материалом пластилином, направленные на выявление его свойств.
1. Накопление представлений детей о пейзаже, его видах и развитие умения отличать пейзаж от других жанров живописи.
- ОС «Путешествие в мир пейзажной живописи».
Цель: расширять представления детей о видах пейзажей : природный, сельский, городской, морской, горный, пейзаж – настроение.
Оборудование: репродукции картин художников – пейзажистов ( например: В. Поленов «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», А. Рылов «В голубом просторе», Н. Рерих «Гималаи»).
- О. С. «Помоги художникам нарисовать разные пейзажи».
Цель: продолжать расширять знания о жанре живописи пейзаж, его отличии от других жанров, обогащение опыта насмотренности.
Оборудование: репродукции картин разных жанров живописи.
Ход: воспитатель предлагает навести порядок в папках с репродукциями, которые нечаянно перепутались, и выбрать все пейзажи, затем пополнить папку своими нарисованными пейзажами.
- Игра «Галерея картин о природе».
Цель: расширять представления о видах пейзажа.
Оборудование: репродукции картин художников – пейзажистов,
морфологическая дорожка «Виды пейзажей».
Ход: в процессе игры участники предлагают галерее репродукции пейзажей, но картины в галерею будут приниматься только с подробным описанием (почему это пейзаж, к какому виду относится). Все пейзажи размещаются в группе в соответствии с их тематикой.
- Наблюдение на прогулке (определение количества деревьев на участке детского сада, определение самых высоких, с самым широким стволом, с большим количеством ветвей. Обсуждение вопросов: «Можно ли увидеть такие деревья на картинах художников-пейзажистов?», «Найти пейзаж на участке?», «Какой уголок участка можно назвать красивым?»).
2. Развитие композиционных умений.
- Прогулка в осенний парк к озеру Тихому (с родителями).
Цель: накопление впечатлений, любование природой, вызвать эмоциональный отклик и интерес к красоте и разнообразию различных пород деревьев и кустарников, их расположению в природе, сбор разноцветных листьев.
Ход: воспитатель предлагает походить по берегу озера, рассмотреть деревья и кустарники, особенности строения и формы лиственных и хвойных деревьев, их цветовой характеристики, индивидуальных признаков. Просит назвать, какие деревья растут около озера, предлагает рассмотреть их отражение в воде озера. Загадывает про них загадки. Затем воспитатель предлагает закрыть глаза, послушать внимательно и сказать, что они слышат (шум ветра, шуршание листьев, вдохнуть запах природы (запах коры деревьев, сухой травы, листьев).
- Изготовление панно из осенних листьев и веточек.
Цель: обследование листьев и веток, особенностей их фактуры, создание интересной композиции, придумывание гармоничного расположения, сочетания цветов и форм.
- Дидактические игры:
- «Художники - реставраторы».
Цель: формировать навыки композиционного мышления, выделять композиционный центр.
Оборудование: листы с разным расположением линии горизонта, различные элементы пейзажа разных времён года.
Ход: ребёнку предлагается из набора картинок составить пейзаж и определить, что является композиционным центром в его пейзаже.
- «Найди картину по эскизу».
Цель: развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
Оборудование: репродукции картин художников пейзажистов, эскизы к репродукциям.
3. Освоение свойств и возможностей изобразительного материала.
- Игры «Отпечатки».
Цель: обследование материала, выявление возможностей пластилина.
Ход: детям предлагается поэкспериментировать с пластилином, раскатать скалкой кусочек и делать на нём отпечатки всевозможными предметами.
- «Картины на пластилине».
Ход: воспитатель предлагает сделать отпечатки осенних листьев на пластилине. Для этого нужно раскатать кусочек пластилина скалкой и прижать осенний лист той стороной, где прожилки выделяются сильнее, предварительно можно смешать несколько цветов пластилина (красный и жёлтый, жёлтый и оранжевый) для получения необычных красивых листьев.
- Упражнение «Волшебные шарики».
Цель: развитие моторных навыков.
Ход: воспитатель предлагает поиграть с пластилином, отделить маленькие кусочки пластилина от целого бруска, скатать шарики разных цветов, вращательными движениями ладоней, нанизать их на трубочку и из полученных элементов делать разные фигуры.
Методические рекомендации:
1. Систематически пополнять Центр художественного творчества играми по пейзажному рисованию и различными материалами для активизации интереса (например, разрезные картинки «Собери пейзаж», игра «Море» по картинам И. Айвазовского (спокойно, взволнованно, пластилин ярких цветов, цветной картон, стеки).
2. Расширять представления детей о мире природы (например, наблюдения на прогулке, игры-обследования, природные посиделки, где дети делают зарисовки растительного мира).
3. Использование различных форм детской деятельности для активизации интереса детей к рисованию пейзажей (образовательная прогулка с родителями, экспериментирование с пластилином, упражнения на развитие моторики, коллекционирование листьев и т. п.).
4. Повышение интереса детей, направленного на создание выразительного образа в процессе создания пейзажных образов (например, сравнение репродукций: особенности цветовой гаммы, рисунка деревьев и других объектов, композиционная выстроенность картин).
5. Освоение пластилинографии : использование игр на моторные умения, обследование, изучение возможностей пластилина.
6. Мотивировать детей к выполнению работы (включение регионального компонента за счет наблюдения и «исследования» объектов местопроживания: озеро Тихое, парк Шуваловский, речка Охта).
К концу этапа дошкольники смогут: выделять пейзаж среди других жанров живописи; различать отличительные особенности разных видов пейзажа; проявлять интерес к рассматриванию природных объектов, и дальнейшему её изображению в рисунках; анализировать свойства используемого в работе материала пластилина.
Этап 2 Развивающий «Чудеса из пластилина для Феи природы».
Цель: освоение умений техники пластилинографии, освоение средств выразительности в процессе изображения пейзажных образов средствами пластилинографии.
Содержание этапа:
1. Знакомство детей с особыми приёмами изображения лепной картины используя технику пластилинографии.
2. Освоение изобразительно – выразительных средств (цвет, линия, композиция) через пластилинографию.
3. Развитие желания создавать пейзажный образ, художественный образ средствами пластилинографии.
Данный этап состоит из четырё х циклов ОС:
1. Экспериментирование с пластилином, направленное на развитие интереса к изобразительному материалу, и освоение изобразительно – выразительных средств через пластилинографию.
2. Расширение представлений о мире природы, направленное на накопление опыта восприятия.
3. Развитие умения создавать пейзажный образ через пластилинографию.
4. Развитие умения «чувствовать» художественный образ, желание отображать природу, продумывать характер изображения.
Реализация содержания включает организацию следующих форм детской деятельности:
1. Экспериментирование с пластилином, направленное на развитие интереса к изобразительному материалу, и инициирование поиска изобразительно-выразительных средств «Студия «Пластилиновый мир»».
Фрагмент. В гости к детям приходит Фея природы и приносит различного цвета пластилин :
- Ребята, как вы думаете, а можно ли создать рисунок с помощью такого материла? (ответы детей). Я предлагаю вам сейчас это проверить. Давайте, на время превратим нашу мастерскую в судию, в которой мы будем проводить наши опыты.
Проводятся О. С.
- «Необычный тюбик с краской».
Цель: обследование материала, развитие умения правильно обращаться с брусочком пластилина, отрезая маленькие кусочки от целого бруска, развитие моторных умений.
Ход: ребёнку предлагается, использовать брусочек пластилина как тюбик с краской. Нужно от целого кусочка отрезать маленькие кусочки пластилина, скатать колбаски и выложить из них различные фигуры (контур дерева, домика).
- «Цветы в пейзаже».
Цель: знакомство детей с особыми приёмам работы с пластилином, способом рисования цветов в технике пластилинографии.
Оборудование: лист плотной бумаги, набор пластилина, стеки, доска для лепки, салфетка для рук, готовые работы по пластилинографии для образца.
Ход: воспитатель показывает технику рисования цветов с помощью знакомого материала пластилина. Для этого раскатывается ровная колбаска из пластилина, разрезается ножом на равные части, скатываются шарики одинакового размера, далее использует различные приёмы (приём «налепа», придавливание, примазывание и разглаживание). Дети самостоятельно выполняют работу.
- Игры на работу с цветом в пластилине :
- «Цветовой круг».
Цель: познакомить детей с основными и составными цветами, поиск гармоничного сочетания цветов.
- «Букет цветов».
Цель: упражнять детей в определении тёплой или холодной цветовой гаммы.
Оборудование: лист плотной бумаги, набор пластилина, салфетка, пособие «Тёплые и холодные цвета».
Ход: изготовление букетов под названиями «Снежная королева» и «Солнечная фея».
- Опыты по смешиванию цветов для получения новых оттенков, ассоциации – настроение: цвета и оттенки.
2. Расширение представлений о мире природы.
- Природные посиделки.
Цель: расширение опыта восприятия (обследование растений, их формы, фактуры, в чём красота листочков, необычность, обсуждение свойств и особенностей растений). Рассматривание морских даров (камни, ракушки) определение многообразия цветов, фактур, форм. Собирание гербария.
- Тематический альбом «Деревенские секреты природы».
Цель: изготовление зарисовок растительного мира деревни (деревьев разных видов, характерные особенности ствола, формы крон деревьев, расположение веток, растений участка, огорода и сада.
- Литературный вечер.
Цель: обогащать детский опыт восприятия выразительных художественных образов через поэзию.
Ход: чтение поэтических произведений о природе ( например: И. Бунин «Листопад», С. Есенин «Поёт зима, аукает», М. Лермонтов «Парус»).
3. Развитие умения создавать пейзажные образы через пластилинографию «Такие разные пейзажи».
Реализация данного цикла включает в себя серию О. С. :
- «Деревья смотрят в озеро Тихое» ( цель: ритм цвета, «листопад», смешение цветов)
- «На дне морском» (рельеф)
- «Море сердится» (настроение)
- «Зимняя сказка в деревне» (поэтические образы)
- «Весна на берегу озера» (композиция, ритм цвета) Проводится предварительная работа: например, посоветовать родителям сводить детей в весенний парк к озеру, отметить изменения в природе, подготовить фотографии весеннего парка.
На протяжении всех ОС, к детям приходит Фея природы. Она предлагает вспомнить прогулку в осенний парк к озеру, как они любовались красотой и разнообразием осенних природных объектов. Продолжает рассказывать детям о разных видах пейзажа, показывает свои изображения интересных мест, где она побывала, рассказывает о силе морских волн, о чудесном подводном мире, о капризной зимней погоде. Затем предлагает детям представить себе эти места, и нарисовать свои пейзажи. Но, что бы они выглядели интересно и необычно, она предлагает вместо краски использовать пластилин.
В конце всех ОС воспитатель вместе с детьми организовывает выставку «Такие разные пейзажи». На выставку приглашаются дети других групп.
3. Развитие умения «чувствовать» художественный образ, желание отображать природу, продумывать характер изображения.
- О. С: «Небесные переливы» (изменение красок неба в зависимости от времени суток, передача подвижности и лёгкости облаков приёмами примазывания и разглаживания).
- О. С. «Деревья, согнувшиеся от ветра» (передача особенностей деревьев, использование приёма «налепа», разглаживания).
- О. С. «Чудо-дерево» (что за дерево, статное, старое, что видело на своем веку, с большим количеством ветвей, раскидистой кроной, мощным стволом, обследование фактуры коры дерева).
- Дидактическая игра «Подбери краски для картины».
Цель: упражнять в подборе пластилина тех цветов и оттенков (путем смешивания, которые использовал художник.
- О. С. «Найди следы времен года».
Цель: учить определять по цвету, оттенкам, выразительным средствам время года, описывать его коротким рассказом.
Инструкции: воспитатель предлагает рассмотреть репродукцию рассказать какое время года, изобразил художник, обосновав свой выбор.
Методические рекомендации:
1. Демонстрация детям способов изобразительной деятельности в передаче пейзажных образов через пластилинографию («показ-игра» в игровой форме детям демонстрируются приемы работы с пластилином).
2. Периодическое, систематическое пополнение и обновление уголка художественного творчества материалами и играми с пластилином ( например: стеки, разные цвета пластилина, образцы для самостоятельной работы).
3. Использование игровых приёмов и создание проблемных ситуаций для активизации устойчивого интереса к экспериментированию с пластилином и средствам изображения в процессе создания пейзажных образов.
4. Акцентирование внимания детей на выразительные возможности пластилина через передачу цвета и объёма.
5. Мотивация детей к выполнению работы (ведение детского портфолио – выставка детских работ ко «Дню природы»).
К концу этапа дошкольники ознакомятся с различными приёмами рисования лепной картины, свойствами, особенностями и возможностями использования в изобразительной деятельности пластилина; будут проявлять интерес к созданию пейзажных образов средствами пластилинографии; использовать изобразительно – выразительные средства в создании пейзажных образов через пластилинографию.
Этап 3 Творческий «Пластилиновая фантазия Фея».
Цель: развитие субъектных проявлений, индивидуальных проявлений старших дошкольников в процессе рисования пейзажных образов средствами пластилинографии, поддержка детских проявлений.
Содержание этапа:
1. Совершенствование умений и навыков работы с пластилином в процессе изображения пейзажей.
2. Развитие творчества детей, поощрение индивидуальных проявлений в выборе образа, сюжета, средств выразительности.
3. Развитие умений работать коллективно, создавая интересный художественный образ в процессе рисования пейзажей в пластилиновой технике.
Реализация содержания включает организацию следующих форм детской деятельности:
- О. С. «Весеннее настроение».
Цель: развивать творческую активность, поощрять индивидуальные предпочтения, особенности своего видения содержания рисунка и средств художественной выразительности (рисунок, цветосочетания, композиция).
Ход: воспитатель предлагает оформить выставку «Весеннее настроение». Воспитатель вопросами активизирует детей подумать «Что красивого видели, весной во время прогулок в весенний парк?», «Что больше запомнилось?» Предлагает пофантазировать, и нарисовать что-то очень красивое для выставки.
- О. С. «Лучший пейзаж в пластилинографии».
Цель: продолжать развивать интерес к пейзажной живописи, её изображению способом пластилинографии. Развивать умение создавать коллективную композицию, договариваться о содержании рисунка, радоваться результату совместной работы. Развивать творческую активность, закрепить умение создавать художественный образ, используя цвет и объём, как средства выразительности.
Ход: детям предлагается оформить группу лучшим пейзажем, подобрать формат листа, отобрать объекты, которые лучшим образом могут подходить для изображения, спланировать общую композицию, договориться друг с другом и нарисовать что-то совместно.
- Пластилиновый журнал «Пейзажи нашей деревни».
Цель: создание интересных полуобъёмных композиций, развитие творчества, продумывание тематики каждой страницы подгруппами по интересам, выбор интересного цветового сочетания, смешивание цветов, дополнение деталями.
- Выставка «Пейзаж под моим окном» (детско-родительское мероприятие).
Цель: развитие творческой активности, создание пейзажа по мотивам природы на участке, саду, огороде рядом с домом.
Методические рекомендации:
1. Расширять сенсорный опыт детей, опыт взаимодействия с пластилином с целью поиска выразительных средств данного изобразительного материала (цвет, объём) и использование его в пейзажном рисовании.
2. Способствовать творческой активности детей (приё мами: «нарисуй не как у всех, интересно», «придумай по – другому»).
3. Использование детских работ для оформления группы, изготовления декораций к театрализованной деятельности.
4. Поощрять индивидуальные предпочтения, желание выполнить задание по – своему, внимательно относиться к детским идеям и предложениям.
К концу этапа дошкольники будут: проявлять интерес к изображению природы; создавать интересные художественные образы природы средствами пластилинографии; приобретут умение коллективной работы; освоят умение самостоятельно выбирать художественные темы, образы, сюжеты; происходит совершенствование приёмов рисования в технике пластилинографии.