Александр Владимирович Гришин
Педагогическая технология и ее составляющие образовательно-технологические процессы
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «педагогическая технология» получает в последнее время все более широкое распространение в теории обучения. Именно в этом смысле термин «технология» и его вариации («технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в обучении», «технологии в образовании») стали использоваться в педагогической литературе и получили более 300 формулировок в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие образовательно-технологического процесса.
Публикация «Педагогическая технология и ее составляющие образовательно-технологические процессы» размещена в разделах
На сегодняшний день в теории обучения отсутствует единое понимание термина «педагогическая технология». Наиболее часто встречаются такие определения:
«Технология - наука техники. Техника - искусство, знание, умения, приемы работы и приложение их к делу» (толковый словарь В. Даля).
«Педагогическая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» (И. Я. Лернер).
«Технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов, средств решения поставленных задач» (И. П. Подласый).
«Педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» (В. П. Беспалько). «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» (В. М. Монахов).
«Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
На мой взгляд, наиболее емко отражает смысл термина «технология обучения» следующее определение: технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Анализ приведенных формулировок показывает, что содержание понятия «педагогическая технология», отражающее существенные признаки обозначенного явления, зависит от того, как авторы видят структуру и его составляющие элементы образовательно-технологического процесса.
К определению технологий, применяемых в образовательной практике, можно подойти с нескольких позиций.
«Педагогическая технология включает три аспекта:
• научный – педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения;
• процессуально - описательный – описание процесса, совокупность целей, содержания, методов, и средств для достижения планируемых результатов обучения;
• процессуально-действенный – осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств» (Г. К. Селевко).