Анна Марченко
Педагогическая находка «Нетрадиционная техника рисования — пуантилизм»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка.
1 слайд Тема: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ – ПУАНТИЛИЗМ»
2 слайд. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Педагогическая находка „Нетрадиционная техника рисования — пуантилизм“» размещена в разделах
- Ватные палочки. Рисование ватными палочками
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой.
3-й слайд ФГОС Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - необходимо создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4-й слайд Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Данной техникой рисования можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
5-й. слайд Для своего опыта работы я выбрала тему изобразительной деятельности неслучайно. Не хочется стоять на месте. В поисках новых методов и технологий, я остановила свой выбор на нетрадиционных способах рисования. Но больше всего меня привлекла техника рисования картин в стиле пуантилизма
Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова,что означает «точка».
«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза.
Слайд 6-7 фото «Картины художников-пуантилизтов.»
8-й. слайд Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования -пуантилизм позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
9-й. слайд Актуальность опыта
Актуальность заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
10-й. слайд Проблема:
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так, как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно
11-й. слайд Новизна опыта заключается в том,что нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.
12-й. слайд я поставила перед собой цели, которые вы видите на экране:
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования- пуантилизм.
13-й слайд Задачи:
Обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования – пуантилизм с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с художниками, работающими в технике пуантилизм.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
• Содействовать знакомству родителей с техниками-пуантилизма и стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к нетрадиционной технике рисования –пуатилизму.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• Воспитывать любовь к природе, к животному миру
Свою работу строю на следующих принципах:
- Принцип наглядности
- Принцип индивидуализации
- Связь обучения с жизнью:
-Для успешной реализации работы в данном направлении создана предметно-развивающая среда: организован центр изо творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета и фактуры, картон, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски акварельные, гуашь, кисти тонкие и толстые, шаблоны и трафареты, стаканчики, салфетки, зубные щётки, поролоновые губки, свечи, листья, ватные палочки, перья, штампы различных форм и размеров, трубочки для коктейля, клей ПВА, пластилин.
14-й. слайд фото развивающей среды
15-й. слайд В своей работе использую такие формы организации наблюдения, сюрпризные моменты, дидактические игры, выставки рисунков, конкурсы, развлечения.
16-19 слайд Фото «Формы работы»
Использую методы: наглядный, словесный, практический.
20-22 слайд Существует много техник в пуантилизме, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Рисование ватными палочками.
23-й слайд Рисование фломастерами.
24-25 слайд Рисование кисточкой.
26-27 слайд Рисование пластилином.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
28-29 й слайд Работа с педагогами : мастер классы
Консультации:
1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2. «Увлекательное рисование»
30-32 й слайд
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей онлайн - консультации и беседы. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радует детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
Консультации:
1.«Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии
креативности детей»
2.«Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».
33-й. слайд
Проведя диагностику умений детей в технике пуантилизма, я увидела хорошую динамику: если в начале года 15 % детей имели высокий уровень умений, 65% - средний уровень, и 20 % уровень ниже среднего, то сейчас 45 % детей имеют высокий уровень, 55% -средний
Диагностические данные показали, что большинство детей освоили нетрадиционную технику рисования пуантилизм с высоким и средним уровнем. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.
В дальнейшем планирую:
1. На занятиях с детьми:
• Разнообразить и усложнить техники нетрадиционного рисования на занятиях;
• Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
• Ввести ранее не используемый материал для рисования;
• Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
• Использовать занятия на улице;
• Принимать участие в различных конкурсах.
2. В работе с родителями:
• Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы.
• Организовывать различные выставки работ, выполненных с детьми в домашних условиях;
3. В работе с педагогами :
1. Заниматься самообразованием:
• Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нетрадиционного рисования и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.
34-й слайд Литература.
• Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Скрипторий, 2003.
• Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Просвещение. М., 2005.
• Т. С. Комарова. Детское художественное творчество. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
• Субботина Л. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1998. А. В. Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2007.
• Казакова Р. Г., Сагайнова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006. -128 с.
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – Санкт-Петербург: САКО, 2016. -96 с.
• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007. -96с.