Елена Сурмач
Дидактическое пособие «Круги Луллия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития ребенка. Именно в это время закладываются такие важные человеческие способности как познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, доверие к другим людям, воображение, бережное и внимательное отношение к окружающему миру. То, что не сформировалось на ранних этапах развития, становится достаточно сложно восполнить в последующие периоды.
Именно поэтому важно не упустить этот период для развития творческого потенциала ребенка. В это время ум ребенка не ограничен традиционными представлениями. Это позволяет ему фантазировать, изобретать, примечать то, на что взрослые уже не обращают внимание.
Публикация «Дидактическое пособие „Круги Луллия“» размещена в разделах
Есть много методик, помогающих развить логические мыслительные и творческие способности ребёнка.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей педагогической находке. Это использование кругов Луллия в развитии дошкольников.
В XIII веке Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Этот механизм он использовал для открытия новых истин и умозаключений.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили применить его в образовательной деятельности с дошкольниками. На его основе ученые разработали методику для детского сада - «Круги Луллия». Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в организованной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы. Круги Луллия бывают двух видов : горизонтальные и вертикальные.
В своей работе я использую горизонтальные конструкции пособия, они сделаны по типу пирамидки: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на сектора. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5 – 6 лет берут два – три – четыре круга 6-8 секторов на каждом.
Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок, раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
• На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
• На развитие воображения, фантазии и творчества.
Детям очень нравятся эти пособия. Они с удовольствием самостоятельно комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Круги Луллия обеспечивают интеграцию всех образовательных областей.
Авторы методики ТРИЗ предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов :
1-й тип: «Найди реальное сочетание» Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты
2-й тип: «Объясни необычное сочетание»При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
В своей практике я использую круги Луллия как в ООД, так и в индивидуальной работе с детьми. Существует множество вариантов игры с кругами Луллия. Это зависит от возраста детей, поставленных задач, изученного или изучаемого материала.
Использование кругов Луллия – одно из интересных направлений в педагогике. Они позволяют активизировать деятельность детей, учитывать их индивидуальные особенности.
Моим воспитанникам очень нравится это пособие, они активно играют, выдумывая себе задачи и стремясь коллективно их решать, пытаются изменять и комбинировать задания. Использование кругов Луллия в этом учебном году у моих воспитанников позволило повысить уровень творческого мышления, основными показателями которого является: умение рассуждать и прослеживать причинно-следственные связи, а также способствовало формированию находчивости, внимательности, сообразительности.
Работа с кругами Луллия помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!