Валерия Мазова
Педагогическая находка «Использование песочных планшетов для развития речевого творчества старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу представить вашему вниманию свою педагогическую находку – использование песочных планшетов для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста.
Перед собой я ставила следующие задачи:
- развивать речевое творчество детей подготовительной к школе группы,
- формировать умение старших дошкольников использовать песочный планшет для создания иллюстрации к своему будущему рассказу;
Публикация «Педагогическая находка „Использование песочных планшетов для развития речевого творчества старших дошкольников“» размещена в разделах
- воспитывать умение детей работать в паре для создания совместного рисунка (или использование половины планшета для своего рисунка).
Идею использования в работе песочных планшетов подсказали сами дети (на тот момент они были воспитанниками средней группы, которые очень заинтересовались «разноцветными ящичками», которые стояли в кабинете педагога-психолога. Наблюдая за детьми (с каким интересом они играли в песок, пересыпали его, рисовали, обсуждали получившиеся изображения) поняла, что данный вид деятельности необходимо систематизировать, и из русла простой манипуляции с песком и игры направить (что тоже, бесспорно несет развитие для ребенка) ее в русло еженедельной планомерной целенаправленной деятельности.
Побродив по просторам интернета, стало понятно, что песочные планшеты используют в своей работе многие образовательные учреждения. Имеются серьёзные труды ученых, таких как Карл Густав Юнг, Наталья Владимировна Зеленцова - Пешкова, Татьяна Михайловна Грабенко, Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева. Песочные планшеты или песочницы прочно закрепились в коррекционной педагогике, психологии, логопедии.
Тогда и возникла идея использовать имеющееся оборудование не для коррекционной работы, а как одно из средств активизации речи дошкольников общеобразовательной группы. Ведь игра с песком всегда интересный и захватывающий процесс для любого дошкольника, чего нельзя сказать об работе по речевому развитию.
Свою работу условно разделила на три этапа:
Первый этап – развитие мелкой моторики пальцев рук через игровые упражнения с пеком. Первый этап дал возможность детям поиграть в песок (это немного другая деятельность, нежели игра в обычной уличной песочнице, научиться выполнять с ним определенные действия, что позволило перейти ко второй части проекта – изображение на песке определенного предмета и составление рассказа о нарисованном.
На данном этапе дошкольники научились изображать различные предметы, сначала это был просто силуэт, позже дети стали прорисовывать детали, следовательно, и рассказ о нарисованном предмете становился более подробным и развернутым. В рамках данной работы дети рисовали предмет на заданную тему и составляли рассказ или изображали предмет, описанный в загадке и объясняли, почему именно это нарисовали.
Третий этап – это развитие речевого творчества (это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания). Дети на песке изображали схематичную иллюстрацию к своей сказке и затем рассказывали ее содержание, опираясь на нарисованное. Этот вид деятельности очень увлекает детей.
Хочется отметить, что данная деятельность невозможна без ежедневной планомерной целенаправленной работы, которая называется образовательная деятельность по развитию речи – деятельность которая расширяет, обогащает, активизирует, развивает, формирует речь дошкольника. Работа на песочных планшетах больше направлена на закрепление полученных умений и навыков. А создание рисунка к своему рассказу именно на песке позволяет ребёнку почувствовать себя успешным, ведь не получившуюся картинку можно легко исправить или вовсе перерисовать, разровняв песок.
К своей деятельности мы подключали родителей, которые с интересом участвовали в наших мастер-классах.
Свою работу мы с воспитанниками представляли на различных мероприятиях: - аттестация,
- стажерские практики в рамках деятельности региональной инновационной площадки,
- мастер-классы для студентов АГГПУ им. В. М. Шукшина,
- городская конференция,
- городские конкурсы «Волшебница игра - 2018», «Воспитатель года - 2020».
И в заключении хочется сказать, что современное производство предлагает много разновидностей песка: привычный нам песок из песочных планшетов, цветной песок, гидрофобный песок, кинетический песок и т. д. В свою очередь, для нас, педагогов – это неисчерпаемый запас идей для использования в деятельности с детьми. Хочу пожелать всем постоянного развития, неиссякаемой энергии, и пусть ваши воспитанники всегда вдохновляют вас на саморазвитие и самосовершенствование и развиваются вместе с вами. Спасибо за внимание, всегда рада сотрудничеству.