Новикова Галия Фаритовна
Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками «Чудесная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая находка "Чудесная соль"
Новикова Г. Ф.
Соль - самая древняя из специй. В стародавние времена соль была ценнейшим товаром и стояла в одном ряду с русской пушниной, английской шерстью и французскими винами. В Древнем Риме соль ценилась даже выше, чем золото. Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, в медицине, на улице (посыпают лед). Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли - нет. Это единственный в мире продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь человека невозможна.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками „Чудесная соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
В своей работе я несколько раз использовала соль в игровой деятельности с детьми для развития мелкой моторики и выяснила, что дети знают о соли очень мало. Я поставила перед собой цель, чтобы дети как можно больше узнали о соли. И понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала экспериментирование.
Целью данной работы я считаю, развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
И перед собой поставила следующие задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;
- воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении новой информации и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
В своей работе использовала такие методы и приемы, как:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: презентация, карточки-схемы, наблюдение;
- словесные: беседа, рассказ, рассказ детей, загадка, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Сегодня я предлагаю использовать соль как познавательно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Новизна в моей работе состоит в том, что обычная поваренная соль может разнообразить кругозор детей.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и в своей работе я предполагала следующие результаты:
- формирование интеллектуальных впечатлений;
- развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
- умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Сегодня я предлагаю использовать соль как познавательно-исследовательскую деятельность в работе с детьми.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль».
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети. Соль белого цвета, похожа на порошок, снег.
Воспитатель: А теперь рассмотрим соль через лупу. Что вы видите?
Дети. Соль состоит из белых кристаллов.
Воспитатель: Имеет ли соль запах? (Соль не имеет запаха)
Вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, возьмите ложки и надавите на соль. Что мы услышали?
Дети. Мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3 «Соль поглощает воду»
Воспитатель: Насыпьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Дети. Вода впиталась в соль.
Воспитатель: Значит, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью, куда она делась? (соль растворилась в воде)
Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Дети. Попробовать на вкус.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да). Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в емкость с пресной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло). А теперь опустим яйцо в стаканчик с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
Воспитатель: Какой вывод мы сделаем?
Вывод: В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 5. «На соли можно рисовать»
Воспитатель: А сейчас я хочу показать еще для чего люди, используют соль. А вы знаете, что на соли можно рисовать. Предложила детям нарисовать следы разных животных на снегу. Как красиво у вас получается!
Опыт № 6. «Разноцветная соль»
Воспитатель: Мы с вами сделаем разноцветную соль. Возьмите цветной мелок и покатайте его по соли. Что произойдет?
Мелок выкрасил соль в определенный цвет.
Опыт № 7 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 пластиковых стаканчика, вода, соль, морозильная камера. Водичку мы подкрасили гуашью.
В стаканчик с синей водичкой мы добавили соль, Оба стаканчика поставили в холодильник. На следующий день обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Подводя итог, могу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания и направляя детей в активную деятельность, я способствовала развитию детских способностей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Дети – маленькие учёные или большие экспериментаторы, они постоянно познают для себя что-то новое. Их открытия могут быть связаны с бытовыми вещами или с научными знаниями. При этом часто самый обычный опыт может быть для них сродни настоящему чуду. Ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление! Приоткройте для детей мир науки, используя обычную поваренную соль!