Рузанна Аванесян
Педагогическая мастерская на тему «Формирование логико-математических понятий, умений и навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
на тему :
«Формирование логико-математических понятий,
умений и навыков детей дошкольного возраста»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ФГОС ДО есть утверждение, что познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере). Именно эти представления и закладываются в процессе математического развития дошкольников. Именно в математике имеются наибольшие возможности для развития логического мышления, это обосновано тем, что ни одна другая наука не дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно – действенного мышления к наглядно - образному, затем к логическому.
Публикация «Педагогическая мастерская на тему „Формирование логико-математических понятий, умений и навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Математическое развитие дошкольников - позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.
В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З. А. Михайлова, которое является тождественным.
Логико-математическое развитие дошкольников - это сдвиги и изменения в познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи и содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста
1. Развитие сенсорных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
2. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация).
4. Представление о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
5. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
6. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.
7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности и т. д.
В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное.
Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки.
Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в дошкольных организациях.
В группах раннего возраста детского сада организуют сенсомоторные зоны, оборудование которые знакомит детей с цветом, формой, величиной предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, ориентировки в пространстве. Математические уголки обычно обустраивают в группах для детей четвёртого года жизни и старше.
От года к году состав игр и пособий математического уголка меняется и усложняется, но необходимо соблюдение следующих требований:
Безопасность и охрана здоровья детей.
Доступность, соответствие возрасту детей.
Разнообразие
Связь умственной, практической и экспериментальной деятельности.
Игры и пособия следует менять через 1–2 месяца использования, возвращать их можно, но не все, а наиболее понравившиеся детям, дополняя новыми, более сложными.
Разнообразное, творчески и красочно оформленное содержание математического уголка обязательно привлечёт внимание воспитанников группы и пробудит интерес к математике.
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие детей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности.
Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности. Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логико-математического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логико-математического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. А ребенок, овладевший логическими операциями, станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Овладение логико - математическими понятиями, умениями и навыками будет значительно интереснее и эффективнее, если проводить его в форме увлекательной игры.
Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым, наглядным и раздаточным материалами дети считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Роль игры в сложном процессе мышления, состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п.
Многообразие занимательного материала предоставляет основание для его систематизации.
Средства логико-математического развития :
• Логические задачи и упражнения
• Игры-головоломки
• Дидактические игры и упражнения
• Задачи-шутки, загадки, занимательные вопросы
• Конструирование
• Проблемные ситуации и вопросы
• Экспериментирование, решение творческих задач.
• Логико-математические игры
Проблемные ситуации, вопросы.
Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения - способствовать развитию творческих способностей ребенка.
Конструирование
Деятельность, активно формирующая такую важную умственную операцию как синтез в дошкольном возрасте, — это конструирование. Дети учатся работать по схеме, определяющей алгоритм работы. Моделируют по собственному замыслу. Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними. Взрослый в этих играх исполняет роль ненавязчивого помощника, его цель — способствовать доведению работы до конца, т. е. до получения задуманного или требуемого целого объекта. (Лего, пазлы, разные виды конструкторов).
Экспериментирование и исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально - творческой деятельности. Она включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развитие ситуации. Главный путь развития исследовательского поведения ребенка - собственная исследовательская практика.
Детское экспериментирование - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.
Творческие задачи, вопросы и ситуации.
Особое место в проблемно-игровой технологии логико-математического и личностного развития ребенка отводится творческим задачам, вопросам и ситуациям. В процессе решения творческих задач ребенок учится устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, преодолевать стереотипы, комбинировать, преобразовывать имеющиеся элементы (предметы, знания, вещества, свойства). Но самое главное в процессе решения таких задач ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от творчества, от осознания собственных возможностей.
Логико-математические сюжетные игры.
Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие. Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу.
А сейчас хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие авторские методики и разработки:
«Палочки Кюизенера»
Идея одновременно проста и интересна. Дети играют с палочками и параллельно осваивают полезные навыки. Цветные счетные палочки используются как дидактический материал для обучения детей основам математики. Палочки имеют разную длину: от 1 см до 10 см и разный цвет.
Палочки имеют свои определенные цвета и не случайно. В наборах разных производителей цвета могут иметь разные цветовые оттенки, но смысл не изменится. Например, вся красная группа (семья) кратна двум, все зеленые палочки кратны трем, желтые кратны пяти. Маленький белый кубик — это целое число, так как по длине может укладываться в любую другую палочку. Каждая палочка — это число, которое имеет цвет и конкретную величину.
«Палочки Кюизенера» Этот материал предоставляет детям большие возможности:
- содействует интеллектуально – творческому развитию детей : улучшает память, воображение, концентрирует внимание;
- способствует освоению элементов художественного конструирования и пространственных отношений;
- закрепляет знания цветов и их оттенков;
- развивает у детей представление о числе на основе счета и измерения, мерки;
- дает наглядное представление о составе числа;
- воспитывает у детей : настойчивость, силу воли, положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность и самоконтроль возраста.
Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день.
Хотелось бы отметить еще одну замечательную методику – блоки Деньеша
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков.
В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить ребенку много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для младших, так и для старших дошкольников.
Среди педагогов очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры ребенок обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.
В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме.
Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом. Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.
ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ
Первый дар – ТЕКСТИЛЬНЫЕ МЯЧИКИ
Второй дар – ОСНОВНЫЕ ТЕЛА (деревянные шар, цилиндр и куб)
Третий дар - КУБ ИЗ КУБИКОВ (деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков).
Четвертый дар - КУБ ИЗ БРУСКОВ 8 деревянных плиточек.
Пятый дар - КУБИКИ И ПРИЗМЫ
Шестой дар- КУБИКИ, СТОЛБИКИ, КИРПИЧИКИ
Седьмой дар – ЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ
Восьмой дар – ПАЛОЧКИ
6 наборов палочек различной длины (25, 50, 100, 120 и 150мм.)
Девятый дар – КОЛЬЦА И ПОЛУКОЛЬЦА
Десятый дар – ФИШКИ (точки)
Одиннадцатый дар – ЦВЕТНЫЕ ТЕЛА Включает
цветные геометрические фигуры - куб, шар, цилиндр, призма, полуцилиндр.
Двенадцатый дар – МОЗАЙКА, ШНУРОВКА (Мозаичное поле 10х10 ячеек, деревянные фишки на ножке (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета)
Тринадцатый дар – БАШЕНКИ (Треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр).
Четырнадцатый дар – Арки И ЦИФРЫ (3 разрезанных цилиндра
и 9 кубиков с цифрами, в кубиках имеются отверстия).
Дополнительный дар №15
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Увлекательным и эффективным средством математического развития дошкольников являются сказки, которые позволяют формировать или закреплять представления о количестве, числе, цифрах, величине, геометрических фигурах и т. д.
Что такое математическая сказка
Математическая сказка — художественный текст, основанный на жанре приключений.
В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей.
Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения.
Математическая сказка представляет собой сложный и многогранный феномен, позволяющий в игровой и занимательной форме решать различные педагогические задачи на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
По мнению З. А. Михайловой, математическая сказка -самая простая и ненавязчивая, цель которой -передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения.
Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить.
Главными героями сказки являются дети или сказочные персонажи, а также математические объекты.
Еще одна не менее интересная методика по развитию логико-математических представлений у детей – это игры Воскобовича.
Особенности развивающих игр Воскобовича:
Игры разработаны исходя из интересов детей.
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
Образность, многофункциональность и универсальность.
Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.
Играя только в одну игру, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т. д.).
Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.
Творческий потенциал
Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.
Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.
Сказочная огранка
Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.
В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы : специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр. ; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В. В. Воскобовича, а также героев сказок.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)
«Квадрат» легко трансформируется : его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Чудо-крестики Воскобовича (1,2,3)
Чудо-соты Воскобовича
Прозрачный квадрат Воскобовича (Нетающие льдинки
Состав игры
30 квадратных пластинок из прозрачной пленки ПВХ (62х62 мм). На каждую пластинку нанесено изображение одной геометрической фигуры - квадрата, прямоугольника, треугольника, прямоугольной трапеции, пятиугольника или шестиугольника. Из них можно собирать рисунки, зверей, людей и вообще все, что придет в голову. Карточки либо прикладываются друг к другу, либо накладываются поверх. Своеобразная геометрическая мозаика. Цветной слой хорошо виден из-под прозрачного и вместе синие кусочки образуют рисунок.
Фонарики Воскобовича
«Зажигая» фонарики, ребенок получает представление о размерах и формах предметов, цветах, а также формирует первые навыки счета.
Далее хочу вас познакомить (или напомнить) с некоторыми играми на развитие логико-математического мышления :
Логическая игра Никитина «Сложи квадрат» (1,2,3 уровни)
Дроби Никитина
Логическая игра Никитина «Сложи узор»
«УНИКУБ» КУБИКИ НИКИТИНА
УНИКАЛЬНОЕ МНОГОУРОНЕВОЕ РАЗНОВОЗРАСТНОЕ пособие, которое вводит ребенка в мир ТРЕХМЕРНОГО пространства.
Игра состоит из 27 кубиков с ребром 3см, окрашенных в три цвета: желтый, красный, синий.
Необходимо собрать фигуру, которая должна совпадать по форме и цвету с предложенной на картинке.
Задания расположены в порядке возрастания сложности и это поможет ребенку развить ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ и МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ребенка, научит УСИДЧИВОСТИ и АККУРАТНОСТИ, умению мыслить ТВОРЧЕСКИ и САМОСТОЯТЕЛЬНО.
«Геоконт» - называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" - представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой.
На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки.
В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
Отдельное место в развитии логико-математического мышления занимают геометрические игры-головоломки «Танграм», «Магический квадрат», «Магический круг», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Игра Пифагора», «Колумбово яйцо», «Стомахион» («Игра Архимеда», «Сфинкс», «Пентамино» («Пять квадратов», «Гексатрион», «Абрис», «Чудесный круг», «Листик», «Т-образная головоломка».
Головоломки «Пентамино»
Пентамино” - одна из самых популярных мировых головоломок, пик популярности пришелся на конец 60-х годов.
Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис.
Все эти игры представляют части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала, иных форм, для составления плоскостных изображений предметов, людей, животных, птиц, рыб, разных видов транспорта и др.
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
- Уважаемые педагоги, наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять на практике, предложенные мною методические разработки.