Ольга Верховская
Педагогическая гостиная «Профессиональная педагогическая деятельность, общая культура и этика педагогического труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Формирование у педагогов понимания актуальности работы по развитию педагогического этикета и этики среди детей, родителей и педагогов ДОУ.
Создание условий для формирования нравственного сознания педагогов в данном направлении.
Развитие активной позиции педагогов при проведении педагогических мероприятий.
Предварительная работа:
Изучение литературы по теме семинара.
Оформление этикеток с высказываниями об этике, этикете, культуре речи.
Вступление.
Публикация «Педагогическая гостиная „Профессиональная педагогическая деятельность, общая культура и этика педагогического труда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В какой бы сфере человек ни трудился, что бы он ни делал, он, так или иначе, общается с другими людьми. Общение необходимо в трудовой, общественной, семейной и повседневной бытовой деятельности.
Такая простая вещь – умение общаться! Хочешь что-нибудь сказать другому – говори, а он тебе будет отвечать.
Девочка 3-х лет пошла в детский сад. На вопрос о том, как ей там живётся, ответила, что плохо, что обижают, Саша сказал: «Ты глупая!». Сказал человек, что хотел. А как на это отвечать. Увы, приходится с сожалением признать: почерпнул он это из окружающей среды, может быть из семьи. А дети (мы, к сожалению, об этом забываем) каждый миг учатся у взрослых (а это - прежде всего, родители и воспитатели детского сада). Перенимая манеру общения окружающих его людей, ребёнок несёт её в жизнь и разносит вокруг себя такие же оценки и суждения, потому что в ответ на обращение «ты глупая» кто же останется вежливым.
Вы мне можете возразить, что учите детей быть вежливыми, здороваться, не грубить. Да. Согласна. Многие знают, понимают и чувствуют, что разговаривать надо по правилам, принятым в обществе. Но где эти правила, и кто обучает этим правилам. Ни в детском саду, ни в школе нет таких педагогов, которые бы учили культуре общения, культуре речи. Между тем, последствия такой необученности чувствуются везде – смотришь ли теледебаты по телевидению или слышишь разговор сотрудников нашего коллектива, как порой мы бываем не сдержанны, не умеем слышать друг друга, нетерпимы и категоричны. И понимаем – не хватает нам этики общения, стилистики, культуры речи.
Работа педагогической гостиной по углублению знаний о педагогической этике пройдё т по направлениям:
I. Теоретическая часть.
II. Экспресс-опрос.
III. Практическая часть.
Теоретическая часть (сообщения педагогов) :
Что же такое педагогическая этика и этикет?
Усвоение хороших манер подчинено общей задаче: воспитанию хороших, добрых манер жизни, глубинной культуре поведения. Однако, не приходилось ли вам встречать людей, за утончённой вежливостью которых не чувствуется их искреннего тепла и доброжелательности, ни подлинной внутренней культуры.
Что же такое внешняя и внутренняя культура.
Значит дело не в знании правил этикета самом по себе, а в том, чтобы это знание правил шло от сердца и тогда в человеке будет не только внешняя, но и внутренняя культура. И он будет понимать, что существует определённая мера в поведении.
В чём же выражается определённая мера в поведении (по отношению к детям, коллегам, родителям, администрации).
В каждой сфере общения используется то или иное поведение и разновидность литературного языка или стиль общения – официально-деловой, художественный или разговорный.
Какие же недостатки мешают в работе.
Запрещается своей речью наносить разного рода моральный ущерб: обиду, оскорбление. Следует избегать прямых, негативных оценок личности собеседника. Все высказывания типа «растяпа», «бестолочь», «перестань пороть глупости», «ещё никогда не встречала такого бестолкового собеседника» и т. п. не способствуют достижению успехов в работе.
В чём выражается стремление к усовершенствованию.
Самая главная деятельность педагога – это речевая деятельность. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым педагог должен умело прикасаться к сердцам своих воспитанников.
Вывод теоретической части: человек, не овладевший в детстве элементарным речевым этикетом, в дальнейшей жизни будет испытывать трудности при контактах с другими.
Экспресс-опрос.
Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми (из опыта работы).
С какого возраста дети начинают понимать обращение на Вы, как вы учите этому детей?
Почему дети на слова одного педагога реагируют сразу, а другого даже после окрика не слышат?
Значение жеста, мимики, интонации в работе с детьми.
Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребёнку.
Как вызвать у ребёнка внутреннее согласие с указаниями взрослого.
Какой должна быть требовательность к детям?
Как завоевать авторитет у детей?
С какого возраста надо воспитывать культуру поведения?
Практическая часть.
Старший воспитатель.
Расскажу-ка я вам сказку, после которой, наверное, и появилась наука этика.
Этика (от греч. ethos — нрав, обычай) — наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
«Жила-была одна девочка, (показ картинки девочки) и звали её… ну, это мы узнаем попозже, и очень она хотела работать воспитателем в детском саду, так как очень любила, а что она любила и, как её зовут, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Приложение).
И звали её Этика.
Однажды она пришла в детский сад и сказала: «Подумаешь, я всё знаю и могу работать воспитателем». И только она это произнесла, как всё вокруг завертелось, закружилось, и оказалась она в неведомом царстве-государстве, а правил этой страной царь и звали его Этикет (показ картинки царя Этикета). Рассердился царь на Этику и сказал : «Никогда не будешь работать в детском саду, так как не умеешь себя вести и не знаешь ни одного вежливого слова, а в моём царстве живут, только вежливые слова и я думаю, что педагоги знают эти слова и назовут их тебе.
Педагоги называют – спасибо, благодарю, здравствуйте, добрый день, будьте так добры и т. д.
Милая Этика, когда ты зашла в детский сад ты забыла поздороваться, а ведь это очень важно – в детском саду бывает очень много разных людей – это и дети, и их родители, и бабушки, дедушки, и совсем незнакомые люди и даже мэр может заехать в детский сад, где ты будешь работать.
И сейчас педагоги детского сада покажут тебе как можно поздороваться:
- с одним ребёнком;
- с группой детей;
- с заведующим детским садом;
- с родителями;
- с сотрудником детского сада;
- с малознакомым человеком.
Видишь, Этика, даже педагоги иногда затрудняются, значит не такое уж это простое дело – поздороваться. Ведь поздороваться – значит пожелать здоровья.
Но вежливо поздороваться, это ещё не всё. Существуют разнообразные невербальные средства, делающие наше общение красочнее, эмоциональнее, содержательнее.
Пример: взгляд человека.
Как же, можно смотреть на человека? (Доброжелательно, спокойно, грустно, весело, иронично, подозрительно, недоверчиво, преданно, искоса, исподлобья, презрительно, издевательски, с надеждой, сомнительно).
Пример: жест, мимика, поза.
Представьте, что вам нужно отдать книгу своей коллеге. Как вы это сделаете? (показ педагогами).
Пример: разговор по телефону:
- с мамой заболевшего ребёнка;
- со сменщицей по работе;
- с заведующим детским садом (показ педагогами).
Итак, дорогая Этика мы повторили некоторые правила этики и этикета и ты, думаю тоже, кое-чему научилась. Педагоги детского сада приготовили тебе подарки – это этикетки, которые они оформили для тебя, с правилами речевого поведения. (Педагоги на стенде прикрепляют красиво оформленные этикетки). А я царь Этикет – оставляю вам всем обращение моего царства - «Этический кодекс», который вы все всегда должны помнить».
Обращение к педагогам детского сада
Помните золотое правило этики – относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.
Чего не желаете себе, того не делайте другим людям, плати добром за добро и справедливостью за зло.
Строго соблюдайте, и стройте свои отношения по образу семейных, регулируйте отношения мудростью, верностью совести.
Говорите с детьми спокойно, располагающим к себе голосом.
Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок.
Не ставьте одного ребёнка в пример другому, ни в прилежании, ни в поведении.
Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии детей.
Будьте тактичны – никогда не подчёркивайте своего превосходства.
В любой жизненной ситуации помните: вы – педагог, с вас строже спрос за поведение, образ мыслей.
Приложение.
Кроссворд
По горизонтали:
1. Практический метод, применяемый при ознакомлении детей с природой или в психологических исследованиях (эксперимент).
2. Краткие теоретические испытания, предназначенные для оценки уровня знаний или тех или иных психических качеств (тест).
3. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста (игра).
4. Краткое содержание хода какой-либо деятельности (конспект).
5. Вид народного орнамента. Способ художественного оформления изделий из кожи, бумаги, меха (аппликация). В результате по вертикали - отгаданное имя девочки Этика.
Литература.
Нравственное воспитание в детском саду / под редакцией В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой –Москва, Просвещение, 1983 г.
Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества. Журнал Дошкольное воспитание -1991 г. - № 11.
Теплюк С. Формирование основ нравственности. Журнал Дошкольное воспитание – 1990 г. - № 10