Анастасия Мазурок
Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги и родители – два мира одного пространства : новые грани взаимодействия с семьей
Главными воспитателями ребенка являются родители. Но педагоги ДОУ на практике наблюдают, что от того, как правильно организован воспитательно-образовательный процесс в режиме семейного воспитания ребенка, какое внимание уделяют родители ребенку, зависит его настроение, психологическое состояние, состояние физического комфорта. Основы жизни ребенка, к которому его приучают в ДОУ, должны находить каждодневную поддержку дома.
Публикация «Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей» размещена в разделах
Главная цель взаимодействия педагогов ДОУ с родителями - создание единого образовательного пространства, установление партнёрских отношений, создание атмосферы общности образовательных интересов и воспитательных усилий.
Только при совместно согласованных действиях педагогов и родителей, при условии развития личного интереса и инициативы родителей к вопросам образования, можно добиться положительных результатов.
Поэтому педагогам сегодня необходимо находить новые нетрадиционные формы сотрудничества с родителями для совместного решения образовательных задач.
Сегодня в обществе наблюдаются кардинально противоположные социальные процессы и явления: есть люди высокообразованные и безграмотные, духовно развитые и бездуховные, невероятно богатые и бедные. И отношение к детям в семьях очень разное, одни семьи приглашают высокооплачиваемых гувернеров, а другие – стараются отдать своих чад в сады с круглосуточным пребыванием. В одних семьях господствует вседозволенность и попустительство, в других, наоборот, жесткие требования. И это особенность общения с детьми современных родителей.
Родители - разные по возрасту: от совсем юных до 40-летних, а также немало и тех, кто рожает не только второго, но и первого ребенка к 40 годам. Да и у самих родителей может быть разница в возрасте до 30 лет. Педагогам приходится учитывать эти особенности в работе с семьей : с одной стороны, помогать молодым и неопытным, и даже формировать их взаимоотношения с детьми, а с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте».
Начиная с раннего возраста, изучаются образовательные потребности родителей и установления контакта, проводится анализ особенностей семьи и семейного воспитания каждого ребенка, выбирается тактика общения. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Результаты анализа показывают: каким родителям не безразлична образовательная деятельность и развитие ребёнка, кто из родителей готов активно принимать участие в мероприятиях группы и детского сада, кто желает оказывать помощь в создании развивающей среды.
Анализ позволяет выделить три группы родителей.
1. Родители – активисты (с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения);
2. Родители – исполнители (принимают участие при условии значимой мотивации);
3. Родители – наблюдатели (активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности детей, но желающие решить проблемы с помощью педагогов, равнодушные живущие по принципу «меня воспитывали так же»).
Как известно, на воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья, его родители. И самый квалифицированный педагог, работающий по самым современным программам, не сможет конкурировать с родителями, которые на глубинном, подсознательном уровне закладывают у ребенка представления о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать.
Воспитатели и родители в едином тандеме должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги стараются учитывать особенности сегодняшних семей, стараясь искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями. В связи со сложившейся ситуацией сегодняшнего времени, многие формы работы много раз пересмотрены, рассматриваются те, которые наиболее интересные и актуальные для сегодняшних родителей. Главная цель новых граней взаимодействия детского сада с семьей – воспитывать будущих созидателей жизни.
Таким образом, привлекая родителей в образовательную деятельность и организовывая совместные мероприятия работники ДОУ повышают педагогическую культуру родителей и создают предпосылки для дальнейшего совершенствования воспитания детей. Главный момент в работе педагогов – создание единого союза «дети – родители – воспитатели».
Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, воспитатели – это первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Взаимодействие ДОУ с семьей :
Цели:
1. Обеспечение целостного развития личности ребенка;
2. создание необходимых условий разных типов социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
Задачи:
1. Изучать отношение к вопросам воспитания, обучения, развития детей, организация деятельности;
2. Поощрять родителей за внимательное отношение к стремлениям и потребностям ребенка;
3. Привлекать семьи воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях;
4. Знакомить с лучшим опытом воспитания в ДОУ и в семье;
5. Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания детей;
6. Создать в ДОУ условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества.
Существуют новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду:
Организация родительских собраний в форме : «Педагогическая лаборатория», «Душевный разговор», «Мастер – класс». На родительских собраниях педагогами используются следующие методы активизации родителей : «Коллективная запись», «Запись на листах», «Мини — эксперимент». Методы работы с родителями на собрании : обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей; проигрывание ситуаций; детские игры с родителями.
Организуется 1 раз в год дегустация блюд родителями. Тем самым обеспечивается открытость одной из самых волнующих родителей темы – организация питания в детском саду. Организуются 2 временных отрезка, во время которых можно попробовать предлагаемые блюда: утром и вечером. Родители проверяют на себе качество блюд и оставляют свои отзывы в «Книге отзывов и предложений».
Организация тематических выставок родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др.
Работа специального сайта детского сада, предназначенного для размещения информации о ДОУ. На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников.
Организация информационных стендов.
Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе.
Проведение мастер-классов, позволяющих обогатить практический опыт родителей. Такие мастер-классы помогают организовать различные виды деятельности детей в отсутствии соответствующих специалистов, например, педагога по прикладному творчеству. Ведь среди родителей есть высококвалифицированные профессионалы, готовые поделиться своими навыками с детьми.
Проведение открытых занятия с детьми для родителей с целью знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители видят поведение ребенка, его знания в сравнении с другими детьми.
Проведение активной формы взаимодействия детского сада с семьями — практические занятия для родителей. Этот вид взаимодействия актуален, потому что, во-первых, мероприятия теоретического характера (консультации) собирают в последние годы всё меньше слушателей, а во-вторых, являются недостаточно эффективными в силу рассеянного внимания и низкой концентрации слушателей. Тогда как возможность на практике что-то попробовать сделать или увидеть вызывает большую заинтересованность родителей.
Организация семейного театра — интерактивная форма взаимодействия с семьей в рамках современной педагогической концепции сотрудничества. Она способствует укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, приобщению детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям. В семейном театре каждый участник может проявить индивидуальность и творчество, артистические способности и навыки, «примерить» на себя роли разных персонажей. Всё это, несомненно, даёт возможность больше времени проводить вместе, улучшает понимание между детьми и родителями, сближает их.
Организация совместных мероприятий педагогов, родителей и детей : праздники, подготовка к новогоднему утреннику и др.
Проведение мероприятий по теме «День безопасности и здоровья», спартакиад «Мама, папа, я – спортивная семья!», так как важно привлечь внимание родителей к такой актуальной в наше время теме безопасности и здоровьесбережения детей.
Организация проектной деятельности в детском саду: проект по работе с отцами — «Папина школа», по оздоровлению детей «Оздоравливаемся вместе», исследовательско–познавательный проект «Путешествие в мир», «Где и как появилась бумага», «Вред и польза компьютерных игр» и др.
Работа консультативного пункта. Он предназначен для просветительской работы среди родителей. Зачастую у родителей возникают вопросы, связанные с воспитанием и развитием своих детей. Часто обращаются к учителю-логопеду, педагогу-психологу, старшему воспитателю, заведующему по вопросам подготовки ребенка к школе, диагностического обследования, семейных проблем в воспитании ребенка. Специалист дает необходимые рекомендации и вместе с родителем разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.
Работа студии «Умелые ручки» (тестопластика – лепка из соленого теста) дополнительного образования. Работа проводится с группой детей до 10 человек, группа делится на 2 подгруппы. Содержание занятий студии составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Пример одного занятия (дети 4-5 лет) :
Тема занятия «Зелёная гусеница по листикам ползет…»
Работа с цветным тестом (тесто окрашивается заранее с помощью пищевых красителей).
Цели занятия:
- развитие ручной и речевой моторики;
- обучение детей работе с геометрическими фигурами (скатывать шарики равной величины).
Задачи:
- дать знания о геометрической фигуре;
- научить детей лепить предметы круглой формы между ладонями;
- формировать умения совмещать в работе несколько материалов одновременно (вода, тесто).
Дети с удовольствием работают на занятиях в студии, и, принося поделки домой, показывают их родителям, делясь с ними своими удачами или неудачами. Общаясь с родителями и привлекая их к активной деятельности по выполнению рекомендаций и занятий в домашних условиях, педагог получает положительный результат и в развитии речи, и в развитии мелкой моторики рук ребенка.
Все этапы занятия дети проговаривают их последовательность, выражая свои эмоции и придумывая всевозможные сценки с получившимися фигурками.
Вывод по занятию:
- у детей повысился интерес к творчеству и к совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;
- появился интерес к самостоятельной деятельности;
- установились партнерские отношения с семьёй ребенка;
-объединились усилия педагога и родителей для развития художественного творчества ребенка;
- во время работы с материалом проводится массаж кистей рук и пассивная пальчиковая гимнастика, что позволяет улучшать моторику рук ребенка.
Фотографии работ студии (приложение)
В работе студии «Умелые ручки» педагог проводит индивидуальную работу с родителями, он побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Задачи работы, которые ставит педагог студии по взаимодействию с родителями :
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
По результатам таких творческих занятий с детьми педагог проводит консультации с родителями (по необходимости или по просьбам родителей) :
1. «Как воспитать творческую личность»
2. «Творите своими руками».
3. «Первые шаги в работе с соленым тестом»
Совместно с родителями организуются конкурсы и фотовыставки работ:
1. Семейная работа «Зимняя сказка».
2. Конкурс «Лучший подарок маме» и др.
Таким образом новые грани взаимодействия детского сада с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Практика показывает: введение новых форм методического и психологического сопровождения воспитателями и профессионалами ДОУ родительской общественности улучшает взаимопонимание между семьями и детским садом.