Пестряева Дарья Николаевна
Проектная деятельность в ДОУ как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в ДОУ как средство развития познавательной активности дошкольников
Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Роджер Левин
Познавательная активность личности - это готовность и стремление к энергичному освоению знаний (Н. А. Половникова);
состояние человека, которое характеризуется стремлением к учению, волевым напряжением умственных усилий в процессе овладения знаниями (И. Ф. Харламов);
Темочки:
проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания. (Л. Аристова).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в ДОУ :
актуальна;
эффективна;
развивает :
познавательную активность;
исследовательское мышление;
коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника;
способствует успешному переходу к следующей ступени обучения;
содержит разнообразные формы исследовательской работы;
учитывает совместную познавательно–поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
Классификация проектов :
По составу участников (индивидуальный, групповой, подгрупповой, семейный, парный);
По содержанию (монопроект - одна образовательная область; интегративные - две и более образовательные области);
По продолжительности (Краткосрочные 1-2 недели; среднесрочные до 1 месяца; долгосрочные - от полугода до года);
По доминирующему виду проектной деятельности : (информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные).
Основные этапы проекта :
Постановка проблемы
Выдвижение гипотез - путей решения проблемы
Планирование деятельности по реализации проекта
Сбор информации
Структурирование информации
Изготовление продукта
Выбор формы презентации
Подготовка презентации
Защита презентации
Самоанализ и самооценка
Проектная
деятельность
дошкольника
развивается
поэтапно
В проектной деятельности
происходит формирование субъектной позиции у ребёнка,
раскрывается его индивидуальность,
реализуются интересы и потребности,
проявляется познавательная активность,
активно развиваются личностные качества дошкольников.
Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
дай мне действовать самому – и я научусь.
Китайская мудрость
Основная цель проектного метода в дошкольных учреждениях развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Не мыслям надобно учить,
а мыслить.
И. Кант
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ :
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Используемые источники:
Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности 2000 № 1.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Дыбина О. В., Еник О. А. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.
Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011.
Маханёва, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз - дидактика Москва 2005.
Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010.
Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ : программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009.
Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах : https://nsportal.ru,www.maam.ru,https://doshvozrast.ru, https://portalpedagoga.ru, https://dohcolonoc.ru, и т. д.