Приложение МААМ

Открытое занятие «Лекарственные растения»

Виктория Колганова
Открытое занятие «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по дополнительному образованию

Тема: Лекарственные растения.

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека. Научить различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, горец птичий и дp. Учить ценить и беречь красоту природы

Публикация «Открытое занятие „Лекарственные растения“» размещена в разделах

Оборудование: Компьютерное оборудование, презентация «Лекарственные растения родного края», карточки с названием лекарственных растений, три баночки, три ложки, три вида лекарственных растений, раскраска цветы.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее картотеке.

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой расписанный странный рецепт

2. Объявление темы и цели занятия

Дорогие ребята и педагоги! Сегодня мы с вами собрались для ознакомления с интересной темой о лекарственных растениях в жизни человека. Но все ли мы знаем об лекарственных растениях?

Растительный мир нашей страны очень богат и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Вот почему степь, лес, луг по праву можно назвать зеленой аптекой. Лечение целебными травами имеет давние традиции. От истоков медицины и до наших дней люди использовали множество разнообразных методов и средств лечения. По мере совершенствования медицинских знаний во врачебной практике проявляются все новые и новые лечебные средства, но только, фитотерапия (лечение травами, зародившаяся в глубокой древности, сохранилась в арсенале лечебных средств вплоть до наших дней

3. Беседа по теории прошлого занятия

Уважаемые ребята! Прежде чем мы с вами начнем изучать новую тему, предлагаю вам вспомнить об известных лекарственных растениях на Земле

Какие лекарственные растения вы знаете?

Где их можно найти?

Для чего нужны лекарственные растения?

4. Объяснение нового материала

Всем известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь.

Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека» или растения, обладающие лекарственными свойствами.

Естественные запасы дикорастущих лекарственных растений – богатейшая кладовая нашей фармацевтической промышленности. Около 200 видов растений служат важнейшим сырьем для приготовления лекарственных препаратов. Около 70% заготавливаемого лекарственного сырья в нашей стране получают от сбора дикорастущих растений. В природной аптеке можно найти лекарственные препараты от простуды и кашля, от болезней почек и сердца, есть растения кровоостанавливающие, отхаркивающие, улучшающие аппетит, помогающие при заболеваниях желудка и печени.

Давайте поговорим о наиболее известных лекарственных растениях

Ромашка аптечная. В современной научной медицине ромашка широко используется. Цветки ее применяют в качестве противовоспалительного, спазмолитического средства, при желудочных заболеваниях. Обладает она и противоаллергическим действием.

По народным поверьям, считается, что там, где падает звезда, расцветает ромашка. А еще говорят, что ромашки - это маленькие солнышки, которые соединяют множество святых дорог-лепестков. Ромашки схожи по форме с зонтиками, а по легенде - они в давние времена были зонтиками для маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой, либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим.

Подорожник. По-другому подорожник называют семижильником, порезником. В средние века его применяли при заболеваниях легких, желудка, как противолихорадочное средство. В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Молодые листья весной используют в салат как витаминную зелень.

Есть легенда, которая рассказывает о том, как открыли заживляющие свойства подорожника. Две змейки уютно расположились на дороге и грелись на солнышке. Неожиданно из-за поворота появилась повозка. Одна змея успела быстро уползти, а вторая задержалась, и ее раздавила повозка. Люди, которые там сидели, увидели, как первая змея уползла, но позже вернулась с листом подорожника, с помощью которого исцелила вторую змейку.

Горец птичий. По иному горец птичий называют спорыш, трава-мурава. Между прочим, русское название «спорыш» было предоставлено лечебному растению за его уникальную способность довольно быстро обеспечивать споро восстановление поврежденных побегов. Рассыпанные по земле и видимые на стеблях спорыша мелкие семена-бисеринки с удовольствием поедают гуси, куры, воробьи и другие птицы. Вот почему спорыш еще имеет такие названия: гусиная трава, птичья гречиха, горец птичий.

В русской народной медицине эту траву применяют в виде отвара, порошка и свежего сока из цветущей травы. рекомендует использовать для лечебных целей всю надземную часть растения – листья, цветки и стебли. Спорыш обладает уникальным свойством – дробить камни, накопившиеся в организме человека, превращать их в песок и обеспечивать их незаметное удаление. Она считается противовоспалительным и мочегонным средством, а также средством, способным регулировать обмен веществ. Поэтому птичий горец рекомендуют применять при почечнокаменной и желчнокаменной болезнях.

Тысячелистник. Препараты из этого растения применяются при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних и наружных кровотечений. В качестве лекарственного растения тысячелистник используют с давних времен. Ещё греческий герой Ахилл исцелял его травой своих солдат, истекающих кровью. Тысячелистник специально высаживали возле рабочих мастерских, чтобы всегда под рукой была свежая трава, и можно было наложить повязку из растения в случае травмы или открытой раны.

На самом деле у этого растения названий больше чем кажется: носочистка (за использование чихотной травы в качестве заменителя нюхательного табака, белоголов (за самую распространенную окраску цветков, кровавник (за способность останавливать кровотечения, белая кашка, ресницы Венеры, кафельная трава, гулявица, живучая трава, змеиная трава, бедренец и другие.

Так почему же сейчас его называют тысячелистник?

Стоит повнимательнее рассмотреть стебель этого растения и мы обнаружим, что на упругом стебле расположено очень много листьев, на которых ещё листочки, только поменьше. На самом деле листьев там вовсе не тысяча, называют его так только потому, что в нашем восприятии «тысяча» является «большим количеством» чего-либо.

Мать – и – мачеха. Мать-и-мачеху на самом деле узнать довольно легко. Это растение одно из первых радует нас привлекательными и яркими цветами. Удивительно, что цветки такого растения появляются еще задолго до листиков. Только после того, как лепестки разлетятся «парашютиками» с ветром, мать-и-мачеха покрывается листвой. Благодаря такой особенности это растение получило свое английское название, которое дословно переводится как «сын раньше отца. Основная особенность мать-и-мачехи состоит в уникальном строении ее листиков. Их нижняя часть покрыта очень нежными волосками, а поверхность листика – более жесткая и холодная на ощупь.

Именно благодаря строению своих листиков мать-и-мачеха получила свое название. Ведь нежные волоски похожи на прикосновение матери, а жесткая поверхность сравнима с руками мачехи. В народе растение также именуют односторонником и двоелистником. Благодаря лекарственным свойствам мать-и-мачеха также носит наименование «царь-травы» либо «царь-зелья». Применяется при заболеваниях дыхательных органов, заболеваниях верхних дыхательных путей, воспалении легких, бронхиальной астме, ангине. Крепкий отвар мать-и-мачехи полезен при мытье головы, как средство от перхоти и выпадения волос.

Физминутка.

Руки кверху поднимаем.

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Крапива. Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. Крапиву полезно употреблять в пищу, т. к. она содержит железо, магний и кальций, т. е. вещества, которые очень важны для полноценного развития человека и поддержания его здоровья. Отвар крапивы можно использовать для окрашивания яиц в зеленоватый цвет, из нее добывают пищевой зеленый краситель. Свежие листья содержат витамин С (вдвое больше, чем в плодах черной смородины, каротин (больше, чем в моркови, щавеле, витамины группы В, К, муравьиную кислоту, обуславливающую жгучесть крапивы, другие органические кислоты, дубильные вещества, крахмал, хлорофилл, медь, гликозиды, сахар, ситостерин, соли железа, кальция и др.

Белков в свежей крапиве до 3%, в сушеной до 20% (значительно больше, чем в капусте, моркови, салате).

В семенах много белка, жира, углеводов. Крапиву называют «растительным мясом», по питательной ценности она не уступает бобовым растениям.

Почему крапива жжется? Острые стрекальца – волоски крапивы содержат много солей кремнезема, эти волоски прокалывают кожу и тут же обламываются. Тут же из внутренних полостей волосков в ранки попадают крошечные капли муравьиной кислоты, и начинается жжение. Значит, попадая на оцарапанную кожу, муравьиная кислота вызывает ожог. Вот оказывается, почему крапива и без огня обжигает! Крапива является любимым и, пожалуй, единственным лакомством таких бабочек, как репейницы и адмирала. Если бы ее не было, то эти виды бабочек перестали существовать.

Чистотел. Народное название этого удивительного растения - бородавник, так как с давних времён соком чистотела человек выводит бородавки и очищает кожу. А ещё чистотел называют русским женьшенем, так как он восстанавливает здоровье и помогает избавиться от любой хвори. Лекарственным сырьём считается всё части растения. Траву заготавливают в период цветения, сушат и используют для приготовления настоев и настоек. Из свежей травы и корня чистотела выжимают сок и применяют для удаления кожных наростов - папиллом, бородавок, мозолей.

Лопух. У этого растения несколько названий — лопух, репей или репейник. Название «лопух» это широколистное растение получило потому, что в старину лист назывался «лоп».На первом году жизни у лопуха вырастают огромные листья, а на втором — высокий стебель, который бывает выше человеческого роста, с небольшими фиолетовыми цветами. Затем растение отмирает.

Это у нас в Казахстане он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова- приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы

Есть легенда, что известная застежка липучка была изобретена швейцарским инженером Жорж де Местралем. Как-то его собака вернулась с прогулки, все покрытая репейником. Очистив шерсть собаки, изобретатель из любопытства посмотрел на репейник в микроскоп — и обнаружил маленькие колючки, которые помогали растению цепляться. Тогда Жорж смастерил две ленты с похожими крючочками — получилась отличная застежка. И сегодня мы с удовольствием пользуемся застежкой-липучкой вместо пуговиц и шнурков. На ком-то из вас сейчас надета одежда или обувь с застежкой-липучкой?

Ревень Алтайский. Название ревень произошло от греческого reos, что в свою очередь означает струю либо поток. Обратите внимание, как во время дождя по этому растению текут капли и собираются чуть ли не в ручейки. Существует огромное количество видов ревеня (около пятидесяти)

Его употребление ранней весной поможет восполнить нехватку всех витаминов. В каком-то смысле ревень полезен даже больше, чем яблоки. В нем витамины группы B и PP. Большое количество сахара, аскорбиновой кислоты, рутина, яблочной кислоты и пектиновых веществ. Для укрепления организма и для лечения различных заболеваний чаще всего используют корень и листья ревеня. Настой его обладает антисептическим и противовоспалительным действием. Его применяют для лечения простуды, насморка, гайморита и заложенности носа. Если есть салат из листьев, то можно понизить содержание сахара в крови. Заваренные листья улучшают зрение.

Шиповник. С давних пор применяется в медицине. Интересно, что используются не только его плоды, но и корни, семена, лепестки. Красновато-оранжевые плоды растения славятся тем, что в них собрано огромное количество полезных веществ. Это витамины (A, B, C, E, K, P, микроэлементы (хром, кольт, марганец, медь, фосфор, магний, натрий, железо, кальций, калий, дубильные вещества, пектины, различные кислоты и сахара, а также эфирное масло. Особенно хочется отметить уже названный выше витамин C — его здесь в 50 раз больше, чем в лимоне!

Применяют шиповник при самых различных заболеваниях. Так, отвар из него положительным образом воздействует на работе пищеварительной системы, мочевого пузыря, почек, печени. Кроме того, его рекомендуется пить в качестве средства для повышения иммунитета, восстановления умственной работоспособности и физической активности человека. Масло из плодов можно использовать при некоторых повреждениях кожи — оно способствует более быстрому заживлению ран. Такое имя растение получило из-за обильного количества небольших шипов, растущих на каждом кустике по множеству штук.

Калина. В первую очередь, калина красная полезна при лечении сердечных заболеваний, при нарушениях сердечного ритма, при заболеваниях желудка. Ягоды калины красной советуют заготавливать после первых морозов. В этом случае они избавляются от весьма специфического запаха и становятся более сладкими.

Легенда о калине. Жила на свете девушка, которую звали Калинонька. У девушки было доброе сердце. Она всегда всем помогала, лечила людей лекарственными травами. Узнала об этом ведьма Марена. Позвала ведьма своих дочерей Трясовицу, Ломоту, Огневицу, чтобы они людей заразили болезнями, а лечебные травы уничтожили. В каждый дом пришло горе: болезни, смерти. Очень обрадовалась ведьма Марена. А Калинонька и ночью не спала, только думала, как помочь людям. И придумала. Как только солнце поднялось на небе, Калинонька превратилась в прекрасный куст с ягодами. В каждой ягоде был камешек, как маленькое сердечко девушки. И те люди, которые попробовали ягоды калины – исцелились. Поэтому всем необходимо беречь этот куст. И быть добрыми и здоровыми.

Мох сфагнум. Обладает необычными свойствами. Отлично переносит неблагоприятные условия болот этот удивительный мох сфагнум. Где растет он, знает каждый садовод. А расти он может также на стволах деревьев, камнях, металле и даже стекле. Мох сфагнум еще в Первую мировую войну использовался как заменитель ваты. Он очень хорошо впитывает кровь и гной. Да и раны скорее заживают. Для этих же целей используют белую сердцевину камыша. На основе этого растения изготовляются высокоэффективные фильтры для очистки воды.

Правила сбора лекарственных растений :

• Нельзя вырывать растение с корнями, так как такие «заковки» ведут к полному уничтожению растений.

• Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.

Лекарственные растения следует собирать строго в указанные календарные сроки.

• Необходимо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

• Собирать лекарственное растение нужно в сухую погоду, утром, после того, как высохнет роса.

• Собирать растения нужно в лесу или на лугу, где нет вблизи дорог, чтобы растения не были отравлены газами из выхлопных труб транспорта.

• Сушить растения нужно в тени.

• Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

5. Практическая часть.

Конкурс по командам:

1 задание – викторина. Зачитываются свойства лекарственного растения, у каждой команды лежат карточки с названиями лекарственных растений, их задача найти правильный ответ.

2 задание – убрать лишнее. Раздаются карточки, где записаны название растений. Вычеркнуть название не лекарственного растения.

3 задание – «Приготовь по рецепту», приготовить настой из лекарственных растений. Прорекламировать его, какой чай самый полезный.

6. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы узнали о разнообразном значении лекарственных растений в жизни человека. Предки передали сегодняшнему человеку в наследство знания об огромном количестве лекарственных растений, наша задача – не растерять данные знания, приумножить их и передать потомкам!

Наше занятие подходит к концу. Оставьте свои впечатления о нем раскрасьте наши цветы в зеленый цвет, если вам урок понравился и в черный цвет, если нет. Давайте посадим аллею из ваших цветов, пока бумажных, но когда вы подрастете, обязательно посадите настоящие живые лекарственные растения.

Публикации по теме:

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа кружка дополнительного образования «Конструирование»Программа кружка дополнительного образования «Конструирование» Программа кружка Дополнительного образования «Конструирование» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка:.

Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка: «Занимашка» 3. Ф. И. О.

Самоанализ педагога дополнительного образования в ДОУ Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать развитию их индивидуальных способностей. При прохождении программы.

Самоанализ работы педагога дополнительного образования Я, Альбицкая Ирина Геннадьевна, работаю в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном.

Эссе на тему: «Я педагог дополнительного образования» Одна из основных задач воспитания - всестороннее развитие ребёнка, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей и творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Лекарственные растения»
Опубликовано: 26 октября 2016 в 20:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Лекарственные растения»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Колганова (УИ 752432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД