Наталья Ким
Цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности по парциальной программе Вахрушева А. А «Здравствуй, мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. И. Наумова, Ю. А. Акимова, И. К. Белова, М. В. Кузнецова
«Здравствуй, мир!» окружающий мир для дошкольников.
Одна из характернейших и ярких черт дошкольников - любозна-тельность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, эта любознательность пропадает. Поэтому, главный и лучший способ знакомить детей с окружающим миром - это научиться отвечать на любые вопросы детей.
Публикация «Цели и задачи познавательно-исследовательской деятельности по парциальной программе Вахрушева А, А „Здравствуй, мир!“» размещена в разделах
Процесс знакомства ребёнка с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. При этом разнообразные сведения, которые могут запомнить и понять ребята, не являются непосредственной целью обучения, а служат средством для достижения этого основного результата. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе - а вот познакомиться с целостным (с учётом возраста) взглядом на окружающий мир позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
Ребёнок, поскольку его жизненный опыт ещё невелик, познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Программа позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.
Таким образом, первая цель курса «Окружающий мир» для до-школьников — научиться объяснять окружающий мир в процессе вы-полнения заданий по осмыслению своего опыта.
Вторая цель — способствовать развитию дошкольников.
Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению: линия формирования произволь-ного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности.
Третья цель курса — знакомство с родным языком. Специфика препо-давания любого предмета для двух-семилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:
- дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтение учебника, записи в тетрадях и на доске;
- личный жизненный опыт учеников ограничен их ближайшим окру-жением;
- рефлексия - осознание и без того крайне ограниченного опыта -находится в зачаточном состоянии.
Первое из этих ограничений порождает необходимость замены в книгах традиционных текстов изображениями. По необходимости использовать пиктографический метод представления учебного материала.
Прежде всего, пиктограмма - это ребус, то есть игра. Но при помощи такой игры оказывается возможным научить ребят понимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.
Это же ограничение выдвигает важнейшую образовательную задачу обучения дошкольников - знакомство с родным языком и развитие речи. Именно речь даёт главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека.
Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. Незнакомые новые слова не вводятся, поскольку крайне важно помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Благодаря такой постановке задачи в ребёнке воспитывается аккуратность словоупотребления и дисциплина мышления, а эти важнейшие элементы общей культуры и научной культуры в особенности.
Установка на осознание смысла слов представляет собой полезное дополнение к началам риторики и грамматики, которые, прежде всего, опираются на интуитивно воспринятый детьми контекстуальный смысл слов.
Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка. При этом, фактически используется принцип построения толкового словаря, в котором смысл одних слов обыденного языка поясняется при помощи других слов того же языка.
Общими задачами всех занятий по курсу «Окружающий мир» с детьми этого возраста являются формирование навыков общения (взаи-модействия, активация и обогащение словарного запаса, а также развитие моторики, внимания и мышления.
Методика проведения занятий по курсу «Окружающий мир» для дошкольников.
Цели и задачи курса определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При этом воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов -это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.
К концу обучения подготовительной группы игровых сюжетов стано-вится меньше, их отчасти заменяет деятельность с предметами окружа-ющего мира, прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.
Важнейшую роль в проведении занятий играет принцип минимакса.
Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.
Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. Необходимо в процессе занятий ори-ентироваться на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития ребёнка, с другой -соответствовать уровню его развития. Не следует давать сложных вопро-сов, они должны быть посильны.
Тематическое планирование рассматривается с двух точек зрения: «Окружающий мир и экология» и «ОБЖ».
1-й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их знания.
2-й этап - мотивационная игра. Дети под руководством воспитателя вовлекаются в игру, которая мотивирует их («мы это умеем!»). Однако наряду со знакомыми ситуациями предлагается незнакомая, что вследствие недостаточности знаний детей вызывает у них затруднение в игровой ситуации («мы этого ещё не знаем, мы этого ещё не умеем»).
3-й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие новых зна-ний. Задавая наводящие вопросы («вопросы-ловушки», воспитатель корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде воспитателем. Материал для этих бесед находится в описаниях занятий. Он избыточен. Воспитатель сам выбирает его из текста, исходя из имеющихся у детей знаний и их интересов.
4-й этап — самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях. Обсудив тему, дети возвращаются к мотивационной игре либо разыгрывают новую похожую ситуацию, в которой им пригодятся полученные на занятии знания.
5-й этап - повторение и развивающие задания.
6-й этап — итог. Дети вместе с воспитателем делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.
Одного НОД (30 минут) в неделю недостаточно для ознакомления детей и с природными явлениями, и с явлениями общественной жизни. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в свободной деятельности, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками воспитательного и образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми.
Во время совместной деятельности с детьми следует, соблюдая ряд условий:
- Она должна проходить в спокойной обстановке.
- Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.
- В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо
действию важно уделять внимание непосредственному показу (как
взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т. п.).
- Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.
- Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.
Последние НОД - обобщающие. При их проведении могут быть использованы театрализованные игры, экологические досуги или интег-рированные занятия.
Содержание курса «Здравствуй, мир!» для детей 6—7 лет (36 ч.)
(1 НОД в неделю, всего 36, продолжительностью не более 30 минут)
Лето — время года (2 ч.)
Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда).
Правила поведения (4 ч.)
Правила поведения в природе. Работа экологов, природоохранных организаций.
Правила поведения в группе и других общественных местах. Правила поведения у себя дома.
Правила поведения в разные исторические эпохи - от первобытного мира до современности.
Правила поведения на улицах города, дорожные знаки.
Я — гражданин России (2 ч.)
Достопримечательности России: природа, полезные ископаемые, народные промыслы, сказки, многонациональность, национальные костюмы, особенности родного края, достижения людей.
Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент.
Паспорт гражданина России.
Путешествие в дальние страны (17 ч.)
Подготовка к путешествию: предметы, необходимые в путешествии, отличие туриста и путешественника, транспорт.
Европа. Сравнение с природой России. Сказки писателей Европы. Великие изобретения и открытия: часы, паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан, дирижабль и др. Олимпиада.
Азия. Горы. Тропики. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шёлк.
Америка. Джунгли. Сравнение с природой России. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Карнавал.
Африка. Пустыня. Саванна. Погода в Африке. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Пирамиды, календарь.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Разведение скота и последствия этого. Шерстяные изделия.
Антарктида. Лёд. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины). Полярные станции, метеорология.
Мировой океан. Животный и растительный мир. Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж и пр. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения. Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы и пр. Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель и др.
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке. Отличительные осо-бенности птиц, зверей и рыб.
Люди и планета (5 ч.)
Отличия людей: по национальности, возрасту, полу, внешности, занятиям. Равенство между людьми. Взаимозависимость людей друг от друга. Человеческая цивилизация. Значение изобретений и открытий в развитии общества.
Культура и история человечества: библиотеки и музеи, их значение в развитии человечества в целом и для личности одного человека. Правила поведения в местах культуры и искусства.
Значение деятельности человечества по охране природы Земли.
Космос (1 ч.)
Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса.
Великая Отечественная война (1 ч.)
Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Великой Отечественной войне. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.
Итоговые занятия (3 ч.) Дополнительное время на усмотрение воспитателя — 1ч.
К концу обучения дети подготовительной группы должны знать:
- элементарные правила поведения в городе и на природе;
- правила личной безопасности;
- о службах помощи;
- основные трудовые действия эколога, моряка, спасателя и т. д. ;
- свой адрес, название страны, города;
- символы России: флаг, герб, гимн, столицу, президента;
- основные государственные праздники;
- о природе как едином целом;
- сезонные изменения в природе;
- названия месяцев года;
- изменения в природе в зависимости от климата;
- условия, необходимые для роста растений;
- основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;
- видовое разнообразие музеев.
К концу обучения дети подготовительной группы должны иметь представление:
- о России как едином государстве;
- о животном и растительном мире России;
- о культурно-исторических и географических особенностях родного края;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- о трёх состояниях вещества на примере воды;
- о свойствах колеса: качение, верёвочная передача;
- о взаимосвязи между природой и деятельностью человека;
- об образе жизни людей в других странах;
- о природных катаклизмах (ураган, землетрясение, цунами,
извержение вулкана и пр.);
- о различных расах людей;
- о взаимодействии и взаимосвязи людей во всём мире;
- об освоении космоса;
- о значении открытий и изобретений в жизни человека.
- Дети должны уметь:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- составлять простейшие символы и понимать их;
- выполнять правила поведения в общественных местах (в библиотеке, в музее, у памятников, во время путешествия);
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Календарно – тематическое планирование.
Сентябрь
Тема: «Воспоминания о лете»
Цель: Уточнить представления о детей о летних месяцах и их характерных признаках. Обобщить представления о правилах и нормах поведения на природе, воспитывать любовь к родному языку.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 391
Тема: «Береги природу!»
Цель: Познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представления о природе, как о едином целом, закреплять правила поведения на природе.
Источник: Вахрушев А. А, стр. 395
Октябрь
Тема: «Наш общий дом»
Цель: Учить находить взаимосвязи живой и неживой природы с деятельностью человека. Развивать способность наблюдать, описывать, строить предположения о том, к чему приведут несоблюдение правил безопасного поведения на природе.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 401
Тема: «Путешествие в прошлое»
Цель: Познакомить с правилами и нормами поведения в разное время (с древности до наших времён) закреплять умение анализировать ситуацию и выбирать оптимальное решение и стиль поведения для обеспечения своей безопасности.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 406
Ноябрь
Тема: «Путешествие по улицам города»
Цель: Обобщить знания и представления о правилах поведения на дороге, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 409
Тема: «Я- гражданин России»
Цель: Закреплять знания о государственной символике. Обобщить представление р России как о едином государстве, воспитывать любовь к Родине.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 411
Декабрь
Тема: «Маски на лице и в жизни»
Цель: Обобщить представления об устройстве человеческого организма, закреплять умение распознавать и описывать разные эмоциональные состояния.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 437
Тема: «Путешествие в Африку»
Цель: Формировать представления об особенностях природы Африки.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 440
Январь
Тема: «Путешествие в Антарктиду»
Цель: Формировать представления об особенностях природы Антарктиды.
Источник: Вахрушев А. А стр. 455
Тема: «Путешествие на морское дно»
Цель: продолжать формировать представление о природе как о едином целом, уточнить и расширить их представления о животном и растительном мире океанов.
Источник: Вахрушев А. А стр. 460
Февраль
Тема: «Я- гражданин мира»
Цель: Закреплять культурно- исторические и географические знания о Земле, воспитывать любовь к Родине, толерантность и уважение к традициям других народов, закреплять умение соблюдать правила безопасности.
Источник: Вахрушев А. А стр. 484
Тема: «Путешествие в Европу»
Цель: Формировать представления об особенностях природы Европы. Дать знания о изобретателях и изобретениях, воспитывать желание заниматься спортом и беречь свое здоровье.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 421
Март
Тема: «Почему люди такие разные»
Цель:
Источник Вахрушев А. А. стр. 464
Тема: «Орешек знаний»
Цель:
Источник: Вахрушев А. А. стр. 466.
Апрель
Тема: «Чудеса, да и только»
Цель: Формировать элементарные представления о мировой культуре, способствовать развитию эстетического вкуса, закреплять умение соблюдать правила поведения в общественных местах.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 469
Тема: «Космическое путешествие»
Цель: Формировать представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, спутнике, космонавтике; рассказать о подвиге Ю. Гагарина.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 473
Май
Тема: «И помнит мир спасенный…»
Цель: Закреплять культурно- исторические знания об особенностях родного края. Воспитывать любовь к малой и большой Родине.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 479
Тема: «Голубая планета»
Цель: Продолжать формировать представление детей о природе, как о едином целом, о человеке, как о части живой природы.
Источник: Вахрушев А. А. стр. 482