Люба Лосева
Проект «Павлово город, любимый родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Павлово город, любимый родной»
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом»
С. В. Михалков.
Аннотация проекта
Проект «Павлово город, любимый родной» направлен на воспитание нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги. Проект рассчитан на 1 год (долгосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя информационную, исследовательско - творческую, познавательную деятельность. Данный проект закрепляет знания дошкольников детей о своём родном городе, истории и культуре родного края, местными достопримечательностями. Воспитывает любовь и уважение, а также привязанность к своей малой Родине
Публикация «Проект „Павлово город, любимый родной“» размещена в разделах
Проект содержит комплекс :
- опытно-экспериментальную деятельность;
- игры;
- наблюдения и экскурсии;
- работу с родителями.
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями и воспитателями.
Актуальность и значимость проекта
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине- месту, где человек родился. Этап формирования у детей любви к Родине- накопление социального опыта жизни в своём городе, усвоения принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить мир этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувств патриотизма.
Подготовительный этап.
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию информационного проекта.
4. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
5. Насыщение предметно - пространственной развивающей среды группы тематическим содержанием
Проблема: Недостаточное представление детей о родном городе в прошлом и настоящем.
Цель проекта : Повышение интереса у детей к истории родного города, формирование чувства патриотизма.
Задачи проекта :
Образовательные задачи:
Знакомить с историей возникновения города, его достопримечательностями, людьми, прославившими свой город.
Содействовать развитию и обогащению словаря детей, умению обобщать полученную в ходе проекта информацию в виде рассказов о родном городе.
Закреплять представления о городе посредством рисования, лепки, конструирования;
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей в процессе экскурсии по улицам города.
Развивать познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей чувство гордости, восхищения красотой родного города.
Воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живёт ребёнок
Формировать у детей культуру поведения в общественных местах.
Формы работы по реализации проекта :
Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдение).
Наглядные (демонстрация рисунков, фотографий, рассматривание альбомов, картин).
Практические (совместные работы детей и родителей, творческие работы детей).
Тип проекта : информационный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей 5-6 лет.
Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей данной темой, поддержка детской инициативы.
Сроки реализации проекта : 1год (сентября - август)
Управление и обеспечение проекта :
1. Технические средства (компьютер, принтер, фотоаппарат, музыкальный центр).
2. Методические (наглядно-дидактические пособия, методические разработки, журналы «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание»
3. Музыкальные средства (фортепиано, записи DVD-дисков)
Реализация проекта не потребует серьезных финансово-экономических, материально-технических ресурсов, так как проект будет реализовываться в имеющихся условиях.
Этапы реализации проекта
1 этап. Выбор темы, мотивация к предстоящей деятельности.
Цель: Создание у детей мотивации к проектной деятельности, ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности.
Деятельность детей и педагога Деятельность родителей
1. Создание проблемной ситуации:
Утренний сбор. Воспитатель показывает телеграмму. К нам едут гости из Москвы. Они хотят, чтобы мы рассказали им о нашем городе. Как нам быть?
Предложения детей обсуждаются.
Воспитатель подводит детей к тому, что надо сначала узнать, как можно больше о городе (прошлом и настоящем, достопримечательностях, людях, прославивших наш город, памятниках архитектуры)
2. Выбор темы индивидуальных проектов.
Воспитатель предлагает подумать, кто над каким мини-проектом будет работать, что узнавать и о какой птице. Обсуждает с детьми вопрос, чем могут помочь родители.
3. Задание на дом.
Подумать и посоветоваться с друзьями, родителями для последующего заполнения картографа.
Выбор, кто о какой улице представит доклад.
Вариант проекта Имена детей
Дима Катя Миша Яна Артем
Улицы города +
Промышленность города +
Люди, прославившие наш город +
Ветераны ВОВ +
Памятники архитектуры +
1. Наглядная информация о проекте «Достопримечательности города Павлово».
Цель: привлечение родителей к теме проекта.
Информация в уголок родителей, например: «Уважаемые родители.
Мы рады сообщить вам о начале работы по проекту «Павлово- город любимый родной»» и надеемся, что вы поможете вашему ребенку собрать информацию о нашем городе. Приглашаем Вас, принять участие в проекте. Для этого можно:
-подобрать пословицы, поговорки о городе;
- сделать книгу;
-подобрать загадки, придумать свои;
-составить кроссворд про город;
-сделать настольно-печатную игру: пазлы, разрезные, картинки, бродилки, лото, домино, по теме проекта
За консультацией обращайтесь к воспитателю.
Вы можете придумать свой проект по данной теме.
3. Индивидуальные и групповые беседы по вопросам:
-нацеливание на совместное с детьми участие в проекте;
-помощь в выборе темы;
-определение источников информации, способов выполнения и презентации результата проектной деятельности;
Второй этап: Совместное с детьми планирование работы по теме.
Цель: Определение средств и источников реализации проекта, источников информации форм презентации на заключительном этапе. Педагог выступает в роли консультанта, советчика или участника проекта детей и родителей.
Деятельность детей и педагога Деятельность родителей
1.«Звездочка подсказок» - методы поиска информации нарисованы на панно-картинке способом наглядного моделирования (по А. Савенкову) : сам подумай, спроси дома, узнай у воспитателя, посмотри книгу, загляни в Интернет.
2. Заполняется картограф: «Модель трех вопросов»
(см. ниже) 1. Помещаем в родительском уголке картограф «Город в прошлом и настоявшем» из двух колонок: «Что мы знаем», «Что хотим узнать».
Цель: привлечение внимание родителей.
2. Индивидуальные беседы с родителями по планированию совместной деятельности с детьми для осуществления задуманного проекта, обсуждение способов участия в работе над проектом ребенка
(рассматривание карты города, рисовать, подбирать картинки, посмотреть научно – познавательные передачи, закрашивать, учить стихи, составлять рассказ о том как сделать город чистым, посмотреть в энциклопедии.
3. Консультации по темам мини – проектов, по планированию совместной деятельности с детьми для осуществления задуманного проекта
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как нам найти ответы на свои вопросы?
- жителей города называют павловчане
-мы живём в городе Павлово
- у нас есть река Ока
- у нас есть Дворец Культуры.
-у нас есть стадион.
- у нас есть Рябиновая роща.
-- у нас есть торговый центр
- у нас есть новая больница
- у нас есть библиотека - Сколько лет нашему городу
- Историю возникновения нашего города?
Узнать достопримечательности нашего города?
-Какие улицы есть в нашем городе и почему они так называются?
-Какие заводы есть в нашем городе?
Почему улица называется Короленко?
Есть ли у нас в городе парки отдыха? - Спросить у родителей, дедушки, бабушки.
- Спросить у воспитателя.
- Спросить у сестры, брата.
- Спросить у друзей.
- Сходить на экскурсию в музей.
- Прочитать в книгах.
- Прочитать в энциклопедии.
- Сходить в кино.
- Посмотреть мультфильм.
- Посмотреть телепередачу.
Третий этап: Осуществление проектной деятельности
Цель: Расширение представлений по теме, совместный и самостоятельный
сбор информации. Обсуждение, обобщение информации.
Деятельность детей и педагога Д-ть родителей
1. «Дерево знаний» (веточки осуществления проекта) - по мере выполнения
основных этапов создания проекта, дети на утренних сборах ставят флажок на той веточке дерева, которую уже прошли при выполнении индивидуальных проектов с использованием папки исследователя.
___4___ готовы к представлению продукта.
___3___придумали презентацию.
___2___ начали готовить проект (готовили доклад, делать рисунок, делать альбом)
___1___ подобрали материалы, средства для своего проекта.
2. Обсуждение с детьми на утренних сборах продвижения проекта к результату.
Поддерживать интерес и желание к активному участию в выполнении проекта.
3. Воспитатель продумывает сценарий викторины «Люби и знай родной свой край», готовит оформление группы или зала, где будет проходить презентация, готовит оборудование, атрибуты. 1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
2. Помощь и консультации родителям в приготовлении презентации проекта (сочинить стихи, приготовить компьютерную презентацию, оформление альбома)
Организация разных видов деятельности на основном этапе.
Вид
деятельности Формы организации
совместной и самостоятельной
деятельности Взаимодействие с семьей
Позна
ватель
но-исследовательская НОД. ФЦКМ.
Тема: «История возникновения города Павлово»,
«Природа нашего города»
Экскурсия по городу.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Д/игра «Какой наш город» «Мой адрес»
Д/игра «Что было, если все улицы были без названий»
Работа с картой
Рассматривание иллюстраций промышленность нашего города.
Экскурсия в музей. Помощь детям в поиске информации для реализации индивидуальных проектов.
Игровая Дидактические игры: «Пазлы», разрезные картинки «Угадай, где я нахожусь», лото, домино, игры типа «Гусек», на тему проекта.
Игра с макетом «Улицы города»
Сюжетно-ролевые игры: «Интервью», «Путешествие по городу» Дети с родителями
играют в настоль
но-печатные игры.
Комму
никатив
ная Беседа «Знаешь ли ты свой город?», «Профессии родителей», «Красивый уголок моего города»
Составление загадок о природе родного города с помощью модели составления загадок
Составление и запись рассказов «За что я люблю свой город», «Моя улица», «Как сделать город чистым?» Предложить
родителям
рассказать детям о достопримечательностях города.
Трудо
вая Наблюдение и уход за цветами и кустарниками. Высадка цветов, кустарников на территории детского сада.
Продуктивная (изобра
зитель
ная, конст
руктивная) Рисование, лепка, аппликация на тему «Мой любимый город», «Животные нашего леса»,
Конструирование. «Район, где расположен детский сад»
Участие детей в изготовлении настольно-печатных игр по теме проекта (самостоятельно или совместно с воспитателем)
Родители помогают в подборе картинок для изготовления настольно-печатных игр.
Двигательная Подвижные игры : «Жмурки», «Прятки»
Игры-эстафеты «Кто быстрее передаст пакет»
ЧХЛ
Чтение и заучивание поговорок, пословиц о птицах
Читают рассказы, стихи о городе
Четвертый этап: Представление и защита проекта
Цель: демонстрация индивидуальных проектов : доклады о городе; демонстрация коллективных проектов.
Деятельность педагога с детьми Работа с родителями
1. Представление докладов о птицах по индивидуальным темам проектов
2. Демонстрация книги загадок «Летопись города Павлово».
3. Игры в самодельные настольно-печатные игры.
4. Награждение участников проекта. 1. Помощь родителей в подготовке докладов о городе по теме индивидуальных проектов
2. Приглашение родителей на презентацию проекта.
3. Изготовление грамот родителям- участникам проекта.
3. Всем участникам раздать в подарок информационные брошюры «История названия родных улиц»
Результат проекта и способы презентации полученного продукта
1. Индивидуальные доклады с использованием иллюстраций, рисунков по темам мини-проектов детей. Представляют детям группы, родителям на развлечении «Люби и знай родной свой край».
2. Настольно-печатные игры по теме проекта. Игры с родителями, детьми из других групп.
3. Самодельная книга «Летопись города Павлово»
4. Макет «Улицы города»
Оценка результатов проекта : В процессе проекта дети и взрослые собрали информацию о прошлом и настоящем города, расширили представления о промышленности города, о достопримечательностях города, о людях прославивших наш город. Были созданы как индивидуальные, так и коллективные продукты проектной деятельности.
Описание образовательных результатов:
Расширился кругозор детей о природе нашей местности.
Дети научились контролировать свои поступки, научились радоваться, огорчаться, удивляться красивым местам города.
Дети учатся обобщать полученную в ходе проекта информацию в виде рассказов, загадок о родном городе.
У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Создание альбома «Город в прошлом и настоящем» с использование рассказов, рисунков детей.
Список используемых информационных источников
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., Мозаика – Синтез, 2008г
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
4. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью».
5. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом».
6. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
7. «Программа воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.
8. Козлова С. А. «Я – человек» (программа социального развития ребенка).
9. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край».
10. «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», №6-2003г.
11. Журнал «Дошкольное воспитание», №12 за 2001г., №6,8 за 2003г., №2 за 2005г. ,
12. Журнал «Ребенок в детском саду», №5-6, 2001г. №1-6 за 2004г. ; №1, 5, 6, за 2005год.
13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005г.» Журнал «Народное образование», №7 за 2001год.
14. Князева О. Л. и др. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Электронный ресурс: https://dou138.ru/article.asp?id_text=172https://festival.1september.ru/articles/419784/https://semeinaja-kultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103