Курашкина Анастасия Валерьевна
Патриотическое воспитание в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях патриотическое воспитание – это нравственно обусловленный, целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к реализации своих прав и обязанностей, инициативному труду, взаимодействию в условиях демократического общества, участию в управлении социально ценными делами и укрепления ответственности за свой правовой, политический и нравственный выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Такое воспитание способствует становлению и развитию личности, которая обладает качествами гражданина и патриота своей страны.
Публикация «Патриотическое воспитание в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Кроме того, ФГОС ДО устанавливает требования к результатам воспитанников, освоивших основную образовательную программу дошкольного образования. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Целевые ориентиры освоения основной образовательной программы дошкольного образования должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности (российской, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к культуре и истории других народов, иному мнению;
- формирование социально ориентированного, целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, религий, культур и природы.
Патриотизм является основой всех гражданских личностных качеств. Суть понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) заключается в любви к Родине, земле, где родился и вырос, гордости за исторические подвиги своего народа. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, подразумевающим чувства общечеловеческой солидарности с народами разных стран.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, особенностей и интересов;
- рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения с основой на детскую активность. Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, патриотическое воспитание старших дошкольников – одна из основных задач в ДОУ. По своим психологическим характеристикам период старшего дошкольного возраста является наиболее благоприятным для воспитания патриотизма, так как дети в этом возрасте отвечают доверием взрослому, им присуща эмоциональная отзывчивость, подражательность, искренность чувств.
Впечатления и знания, полученные в детстве, остаются с человеком на всю
жизнь.
Патриотическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста
называется целенаправленный, специально организованный процесс по
воспитанию патриотических чувств, обогащению ребенка знаниями о
Родине, развитию потребности в деятельности на общую пользу,
формированию умений и навыков нравственного поведения.
Патриотическое воспитание в ДОУ должно осуществляться через
включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности,
через которые формируется чувство любви к Родине, интереса к ее истории,
стремление к заботе о ней.
Патриотическое воспитание старших дошкольников должно носить
систематический характер. Для его организации используются
разнообразные методы и средства актуализации внимания к духовной
культуре своего народа, уважения и интереса к его историческому
прошлому.
Особая роль в решении этой задачи принадлежит музейной
педагогике: она способствует приобщению растущего человека к
культурному наследию своего народа с помощью бесценного материала,
который хранится в музеях, в том числе и школьных.
Основными принципами музейной педагогики являются: высокий
уровень интеграции школы и музея, органическая тесная связь образования
и культуры, комплексность в изучении различных видов искусств, учет
индивидуальных и возрастных особенностей старших дошкольников, их
склонностей и интересов, педагогическая целесообразность,
гуманистическая направленность, личностно-ориентированный характер
деятельности.
Реализация указанных принципов при решении вопроса формирования
патриотизма у старших дошкольников средствами музейной педагогики
могут быть представлены в различных видах сотрудничества ДОУ и музея.
В настоящее время определены следующие требования к проведению
занятий с дошкольниками в музее:
- посещать музеи нужно после предварительной подготовки;
- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь
конкретную цель (например воспитательную, развивающую);
- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе
возрастных интересов ребенка;
- педагог и дети должны понимать, что посещение музея – не
развлечение, а серьезная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- следует отказаться от обзорных экскурсий, так как они трудны для
сознания ребенком;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество
детей (рисунок, аппликация, создание моделей и т. д.).
Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются индивидуальные, групповые и массовые.
К массовым формам относятся: экскурсии, вечера, экспедиции,
викторины, олимпиады, встречи с участниками и свидетелями исторических
событий, краеведческие игры, детские конференции поездки по другим
музеям и городам.
Групповыми формами работы являются кружок, общество.
Индивидуальная работа включает работу с документальными
материалами архивов, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа,
выполнение познавательных заданий, персональные выставки, рисунки
дошкольников.
Особенно эффективными в музейной педагогике являются игровые
технологии, технологии проблемного и индивидуального обучения
технология коллективных творческих дел.
Патриотическое воспитание в ДОУ предполагает включение детей в
разнообразные виды социально значимой деятельности, через которые
формируется чувство любви к Родине, стремление к заботе о ней, интереса к
ее истории. Большое значение в этом принадлежит средствам музейной
педагогики. Посещение музеев, проведение музейных занятий и занятий с
элементами музейной педагогики вызывают у старших дошкольников
большой эмоциональный отклик, воспитывают любовь к Родине, уважение к
историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной
памяти, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, развивают
воображение.